Файл: Учительская профессия за и против.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учительская профессия: «за» и «против»

C ранних лет многих детей учат тому, что учитель – это очень уважаемая профессия, что это тот человек, который является эталоном и чьи слова для многих (чаще в младших класах) звучат как истина в последней инстанции. История знает много имен представителей педагогики, учительства, но к сожалению, или к счастью, некоторые из них не были практиками, а только теоретиками. Отчасти, возможно это и породило такое амбивалентное понимание учительского дела: с одной стороны педагог- человек высокой духовной культуры, благородный, творческий, вносящий вклад в образование, но вместе с тем все больше наблюдаются тенденции формирования «удобных» педагогов и «удобных» учеников, которым , к сожалению, не всегда удается широко мыслить. Почему? Все потому, что с появленим большего количества информации, появилось больше задач по ее систематизации, многие ученики испытывают давление из-за учебы, а учителя, к сожалению, часто становятся заложниками «бумажной работы». Кроме того, согласно статистике, учитель – одна из наиболее стрессовых профессий, где нужны крепкие нервы, високий уровень такта и мастерства.

Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». И как не согласиться с классиком, ведь именно такие учителя запоминаются детям, именно они дарят уверенность в своих силах, и знания, полученные от них, не кажутся «мертвым» грузом. И да, именно таких людей ищут сегодня школы: влюбленных в дело, ярких, благородных, активных, с огнем в глазах. Но вот в чем загвоздка: все мы люди, и учителя не исключение (да-да, учителя тоже относятся к роду человеческому!). И та самая «эталонность», о которой многие упоминают, часто воспитывается у самого педагога в процессе жизни.

Особенно сложно, если молодой специалист становится объектом критики и его обучением особо не хотят заниматься, если он «не схватывает на лету». Вопрос педагога для себя самого и для деятельности в школе – это одно. Но также существуют родители, которые хотят видеть учителя лучшим, способным повлиять на чадо, подарить навыки и знания, полюбить, не колебаться и, конечно, «не обижать ребенка». Но, к сожалению, никто не может знать наверняка, какие критерии вкладываются в слово «обижать» : постоянно
ругать за промахи и сулить ученику неудачу, или же сделать замечание и попросить исправиться , указать на неподобающее поведение.

А ведь бывает и наоборот: способных, но неловких, забывчивых или неуклюжих учеников, учитель порой «забывает» или игнорирует (а некоторые, хоть это и редко, начинают «топить» таких учеников). Часто из-за работы с отстающими детьми сложно взаимодействовать, и те, кто требует больше внимания и должны становиться более усидчивыми, остаются «не у дел». Позже такие дети могут сильно «скатиться» и вообще еле закончить школу. В этом случае, случае неуспеха, или, скажем, слабого результата, учительская профессия как для самого специалиста, так и для школы и родителей видится малопривлекательной и сомнительной. Все больше нарастающее социальное давление со стороны руководства школ, контролирующих образование органов, а также родителей учеников «отсеивает» и молодых, и порой зрелых специалистов. Нужно признать, что для того, чтобы стать «хорошим» учителем, нужно время и не всякий способен пройти все «проверки» и пережить недовольства семей, юношески-незрелые высказывания в свой адрес, порой прямые оскорбления, даже от начальства и многое другое.

Но все же, давайте посмотрим правде в глаза: многое прививается детям еще в семье; каждый ребенок на что-то способен, но времени может не хватать для того, чтобы развивать знания и навыки всех, учитель как человек и эмоционально и физически просто не способен взрастить всех учеников «идеальными», но повлиять хотя бы на кого-то из детей он может и должен. И в этом кроется большая власть, но и ответственность немалая, и, к сожалению, многие учителя разочаровываются в профессии из-за того, что тратят много эмоциональных сил, но оплата труда чрезвычайно мала и не сопоставима с затраченными усилиями, а повышение возможно только при дополнительных «вложениях» сил, без которых часто и так бывает сложно взаимодействовать с детским коллективом, или же требуется опыт, который дает право на повышение заработной платы. Опять же, к такому карьерному росту готов далеко не каждый.



Вместе с тем, многое в жизни человека зависит от того, кто будет и кто был его учителем. И история имеет немало примеров этого, к примеру, взять того же Александра Македонского, учителем которого был древнегреческий философ Аристотель. Ведь неизвестно, стал бы Александр легендарным воином и полководцем, если бы не уроки его наставника. Ведь учителя дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком человечке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и уверенным в своих силах. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик — это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев же отмечал: "Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян". Действительно, за всеми открытиями ученых, за достижениями профессоров и деятелей искусства всегда стоят учителя. Мы становимся взрослыми, выбираем свой путь, уходим по жизни дальше. Но в каждом из нас всегда хранится частичка души, теплится огонёк, подаренный нам учителями. Не случайно, даже спустя много лет, мы с таким трепетом переступаем порог школы и с такой теплотой и благодарностью вспоминаем наших учителей.

Сама по себе учительская профессия, как и другие, имела и будет иметь свои «подводные камни» и причины плюнуть и все бросить, но все же, она очень ценна как для подрастающего поколения, так и для всего человечества в целом. Ведь как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь учителя дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком человечке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и уверенным в своих силах. Они открывают перед нами двери в этот прекрасный мир, наполненный радостью узнавания. Настоящие учителя учат нас не столько науке, сколько умению учиться, самим находить источник знаний. Они пробуждают в нас тягу к доброму, светлому. Именно такие преподаватели и вдохновляют. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание — быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем. Ибо неспроста есть мнение, что учитель – это профессия от Бога. Даже не профессия – призвание, образ жизни...