ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система индексов цен
Контроль цен имеет важное значение в экономике. Комплекс показателей статистики цен состоит их широкого спектра критериев, позволяющих изучить различные аспекты величины, изменения и структуры стоимости товаров и услуг. В процессе исследования изучаются розничные цены и тарифы, оптовые, отпускные, закупочные, сметные, мировые и другие виды цен. Одним из важнейших инструментов такого анализа выступают различные индексы цен: Ласпейреса и Пааше, агрегатные и средние из индивидуальных, Фишера и т.п. Изменение средних цен исследуется посредством системы следующих индексов: переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов (данные показатели взаимосвязаны). В целом рассчитываемые показатели являются относительными, которые отражают соотношение уровней какого-либо явления во времени или в пространстве и позволяет выполнить сравнение фактических значений с эталонными, плановыми, прогнозными и т.п. величинами. По степени охвата рассматриваемые показатели могут быть как индивидуальными (при расчете, например, для конкретного товара), так и сводными (при расчете значений, например, по группе товаров). По базе сравнения рассматриваемые показатели относятся к динамическим (например, при анализе изменения стоимости набора продуктов питания за различные периоды времени), но могут рассчитываться и территориальные значения. По форме построения рассматриваемые показатели могут быть как агрегатными, так и средними.
Размещено на www.rnz.ru
Индексы, полученные с использованием формулы Ласпейреса, достаточно широко применяются для контроля над потребительскими ценами и инфляцией: в РФ, например, именно на основе данной методики рассчитывается официальный индекс потребительских цен (ИПЦ). Также данная методика нашла широкое применение при определении динамики цен производителей промышленной продукции. Индексы, полученные с использованием формулы Пааше, как правило, включают более широкий спектр продукции и услуг. При их расчете в качестве весов берется не структура потребительских затрат, а структура объема продаж, или добавленной стоимости, или выпущенной продукции в текущем периоде, поэтому они могут быть вычислены только после окончания отчетного периода. Показатель,
определенный по методике Пааше, применяется для исследования изменения стоимости составляющих компонентов ВВП; закупочных цен в аграрном секторе экономики; сметных - в строительной индустрии; а также цен, используемых для внешнеэкономической деятельности. Значение индекса, полученного по формуле Ласпейреса, как правило, выше, чем значение показателя по формуле Пааше. Такая систематическая зависимость двух указанных показателей называется эффектом Гершенкрона.
⇑Наверх⇑
Формула индекса цен
В зависимости от вида индекса можно использовать несколько формул, позволяющих вычислить индекс цен. Так, при расчете индивидуальных индексов используют следующую формулу:
Формула расчета индивидуального индекса цен
Для расчета значения сводного (общего, агрегатного) индекса цен применяется формула Пааше:
Формула расчета агрегатного индекса цен
В силу специфики правового регулирования индекс потребительских цен в РФ рассчитывается на основе формулы Ласпейреса (Ласпейраса):
Формула расчета индекса потребительских цен
Модифицированная формула, применяемая для практических вычислений при проведении статистического наблюдения, приводится в Приказе Росстата от 30.12.2014 N 734 "Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен".
⇑Наверх⇑
Пример расчета индекса цен
Исходные данные: имеется следующая информация о реализации товаров предприятиями города:
Продукция | Базисный период | Отчетный период | ||
Стоимость единицы, руб. | Количество, шт. | Стоимость единицы, руб. | Количество, шт. | |
Товар №1 | 25 | 15 | 22 | 17 |
Товар №2 | 18 | 24 | 19 | 25 |
Товар №3 | 16 | 45 | 18 | 44 |
На основе исходных данных определить индивидуальные и общий индекс цен, индекс потребительских цен, потери покупателей от роста цен (или экономию в случае их снижения).
Решение:
Составим таблицу вспомогательных расчетов:
Продукция | Базисный период | Отчетный период | p0q0 | p1q0 | p0q1 | p1q1 | ||
Стоимость единицы (p0), руб. | Реализовано единиц (q0) , ед. | p1, руб. | q1, ед. | |||||
Товар №1 | 25 | 15 | 22 | 17 | 375 | 330 | 425 | 374 |
Товар №2 | 18 | 24 | 19 | 25 | 432 | 456 | 450 | 475 |
Товар №3 | 16 | 45 | 18 | 44 | 720 | 810 | 704 | 792 |
Итого | - | - | - | - | 1527 | 1596 | 1579 | 1641 |
Вычислим индивидуальные индексы цен:
ip товар №1 = 22 : 25 = 0,88 - стоимость товара №1 снизилась на 12%;
ip товар №2 = 19 : 18 = 1,056 - стоимость товара №2 выросла на 5,6%;
ip товар №3 = 18 : 16 = 1,125 - стоимость товара №3 выросла на 12,5%.
Общий (агрегатный) индекс цен рассчитаем по формуле Пааше:
Ip = ∑p1q1 : ∑p0q1 = 1641 : 1579 = 1,039
Стоимость товаров в среднем увеличилась на 3,9%. Потери покупателей от повышения стоимости товаров составили 1641 - 1579 = 62 руб.
Индекс потребительских цен рассчитаем по формуле Ласпейреса:
Ip = ∑p1q0 : ∑p0q0 = 1596 / 1527 = 1,045. Полученное значение индекса показывает, что уровень потребительской инфляции по рассматриваемой группе товаров составил 4,5%.
⇑Наверх⇑
Онлайн калькулятор индекса цен
Для вычисления агрегатного индекса цен и индекса потребительских цен приводим простую форму онлайн-калькулятора, используя который, Вы можете самостоятельно выполнить расчет данных показателей и заполнить таблицу. Для получения правильных результатов работы онлайн-калькулятора в процессе ввода данных необходимо внимательно соблюдать размерность полей, что позволит выполнить необходимые вычисления быстро и точно. Дробные величины должны вводиться с ТОЧКОЙ, а не с запятой! В представленной форме онлайн калькулятора уже содержатся данные условного примера, чтобы пользователь мог посмотреть, как работает расчет индекса потребительских цен онлайн. Для вычисления указанных показателей по своим данным просто внесите их в соответствующие поля формы онлайн калькулятора и нажмите кнопку "Выполнить расчет".
Онлайн-калькулятор:
Начало формы
Продукция | Базисный период | Отчетный период | ||
Стоимость единицы, p0, руб. | Реализовано единиц, q0, шт. | p1, руб. | q1, шт. | |
Товар №1 | | | | |
Товар №2 | | | | |
Конец формы
Решение:
Составим таблицу вспомогательных расчетов:
| | | | | | | | | ||
Продукция | Базисный период | Отчетный период | Вспомогательные расчеты | |||||||
цена единицы, p0, руб. | реализовано единиц, q0, шт. | p1, руб. | q1, шт. | p0q0 | p1q0 | p0q1 | p1q1 | |||
Товар №1 | 6 | 8 | 10 | 11 | 48 | 80 | 66 | 110 | ||
Товар №2 | | | | | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Итого | - | - | - | - | 48 | 80 | 66 | 110 |
Вычислим индивидуальные индексы цен:
ip товар №1 = 10 : 6 = 1.667 - цена товара №1 увеличилась на 66.7%;
ip товар №2 = : = 0 - цена товара №2 снизилась на 100%;
Общий (агрегатный) индекс цен рассчитаем по формуле Пааше:
Ip = ∑p1q1 : ∑p0q1 = 110 : 66 = 1.667
Стоимость товаров в среднем увеличилась на 66.7%. Потери покупателей от повышения стоимости товаров составили 110 - 66 = 44 руб.
Индекс потребительских цен рассчитаем по формуле Ласпейреса:
Ip = ∑p1q0 : ∑p0q0 = 80 : 48 = 1.667
Полученное значение индекса показывает, что уровень потребительской инфляции по рассматриваемой группе товаров составил 66.7%.