ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средневековая философия
Параграф 1. Средневековая философия охватывает период с 1-14 века. Имеет место длительный период сосуществования античной и средневековой форм мировоззрения.
Филон Александрийский – первый средневековый философ, т.к. он первый объединил религию и философию при помощи понятия «логос».
Истина – одна, но в философии она дана через разум, а в религии через веру.
Вильям Оккам завершает период, разграничивая философию и религию. Ему принадлежит концепция двух истин: естественных и сверхъестественных (необходимость разделения разума и веры).
Параграф 2. Ключевой принцип - теоцентризм. Согласно этому принципу, в центре философского исследования – Бог. (Космоцентризм – античность)
Философия становится теологией, а философ – теологом (служителем церкви). Философия утрачивает независимость, превращается в «служанку религии».
В античном мышлении философия – любовь к мудрости. В религиозном сознании мудрость – Бог. Философия понимается как любовь к Богу, желание обрести божественную мудрость. Вопросы философии:
-
Как обрести божественную мудрость? – при помощи веры. -
Где найти божественную мудрость? – в библии, в священном писании.
Язык библии – язык притч (Притча об Ангелах). Назначение философии – рационализировать откровение, сделать стремление к Богу осмысленным. Философия стала экзегетикой.
Экзеист – философ, толкователь священных текстов. Л. Шестов называет эту эпоху «Синтез Афин и Иерусалима» (Афины – философия Аристотеля, Платона, Стоиков; Иерусалим – библия).
В 3 веке до н.э. был произведен первый перевод. Он назывался септуагинта (перевод 70-ти человек). Вульгата (4 век до н.э.) – перевод на латынь, часто неправильно.
Параграф 3. Апологетика – первый период Средневековой философии, направленный на защиту христианства от языческих верований (1-3 века).
-
Как относиться к античному наследию? -
Нужна ли философия для веры? Или же философия разрушает единство веры?
Позиции:
-
Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно». Абсурдно – сверхразумно, сверхлогично.
Вера существует не благодаря, а вопреки доказательствам. Она требует духовного подвига. Поверить в увиденное – мало чести, настоящая вера начинает там, где заканчиваются доказательства. Согласно Тертуллиану, философия – источник ереси.
-
Позиция Александрийской школы. Климент Александрийский: «Необходим синтез между философией и религией».
Патристика – учение отцов церкви (4 – 8 век). Выделяют два направления – Восточная и Западная.
Восточная – Григорий Нисский (основатель христианской антропологии). Человек – образ и подобие Бога. Образ указывает на единство человека и Бога, которое показывает в способностях разум и воля. Подобие указывает на нетождественность природы человека и Бога.
Западная – Аврелий Августин. «Исповедь» - первый опыт в жанре духовной биографии.
-
Концепция времени. Время – способность души упорядочивать события по принципу прошедшее, настоящее, будущее.
«Временем мы измеряем события жизни, но чем измерить само время?»
«Время – растяжение души. Время существует в душе каждого из нас как единство памяти, созерцания и надежды»
Правильнее было бы говорить о тройственности настоящего: настоящее прошлое, настоящее настоящее и настоящее будущее. -
Свобода воли – стержневой вопрос.. Если бы человек не имел свободы воли, то его поступки нельзя было бы оценить ни как добрые, ни как злые. Причина зла – уклонение воли от добра, связанное с нарушением иерархии ценности. -
Этика любви.
«Нельзя познать Бога, прежде не полюбив его»
Схоластика – завершающий период, направленный на систематизацию и рациональное обоснование христианского вероучения (9-14 век). Фома Аквинский, Франциск Ассизский.
Философия Ренессанса
Ренессанс – «вновь рожденный». Возврат к античным ценностям: к греческим истокам философии и искусства.
Возврат – не означает буквальной копии. Оно представляет собой творческое переосмысление традиции через призму христианства. Полилогичность.
В философии Возрождения происходит переход от почитания Бога к почитанию человека. Теоцентризм Антропоцентризм (14-16 века)
В философии Ренессанса выделяют 2 периода: гуманизм и натурфилософия.
Все гуманисты возвеличивают человеческую свободу и индивидуальность.
Пико де Мирандола – «Речь о достоинстве человека»
«…О, человек, ты чудо! Достоин восхищения! Ты не стеснен никакими пределами, свободен в выборе себя!...»
В отличие от Средневекового понимания человека как образа и подобия бога гуманисты переносят акцент на открытую сущность человека и отсутствие предзаданного образа.
-
Человек свободен -
Человек – творец и сотрудник Бога -
Происходит реабилитация телесности вплоть до возведения в культ красоты тела человека -
Утверждение эпикурейства -
Прометеизм – вера в безграничные возможности человека и его титаническую силу
В эту эпоху складывается понятие универсальная личность (Леонардо да Винчи).
Почему в эпоху Ренессанса стал возможен такой творческий взлёт искусства?
Бердяев: «Этот взлет стал возможен благодаря Средневековью, накопившему духовные силы»
Антигуманные события, кризис эпохи гуманизма:
-
1484 – Крамер «Иолот ведьм» -
1572 – Варфаламеевская ночь -
1600 – сожжение Дж. Бруно
Философия Нового времени (17 век)
Направлена на критическое переосмысление предшествующей философской традиции – схоластики.
Девиз философии Нового времени: «Ничего не принимай на веру. Во всем сомневайся». Каждое суждение нужно проверять судом разума, а не ссылкой на авторитет. Главным критерием истины становится собственное мышление.
В эту эпоху формируется новый тип сознания, свободный от предрассудков и основанный на доверии разума.
Философия становится царицей наук. В рамках гносеологии возникает эпистемология (проблемы научного познания).
Один из ключевых вопросов эпохи: Каков источник нового и достоверного знания? В зависимости от ответа выделяют 2 позиции:
Эмпиризм | Рационализм |
- гносеологическое направление, согласно которому опыт – ведущий источник познания. Чтобы знать, надо видеть! Разум ограничен рамками чувственного знания. Его задача – осмыслять данные опыта при помощи анализа и синтеза. Отрицают врожденные идеи. «Нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувствах» - Дж. Локк «Душа человека от рождения – чистый лист бумаги» - табула расе «Только опыт пишет на нем свои письмена». Индукция – от частного к общему Представители: Френсис Бэкон, Локк, Беркли, Юм. | - гносеологическое направление, утверждающее разум в качестве ведущего источника познания. Чтобы видеть, надо знать! Разум утверждается. Ценность чувств не отрицается, но они должны быть согласованы с принципами разума. Рационалисты признают врожденные идеи. Метод аксиоматика дедуктивный – от общего к частному. Рене Декарт – родоначальник Спиноза, Лейбниц |
Рационалистическая философия Рене Декарта
Р. Декарт – французский философ, ученый, заложивший основы классического рационализма. По признанию Куно Фишера Декарт был одним из величайших и бесстрашнейших мыслителей мира.
«Разыскание истины посредством естественного света»
«Первоначало философии»
«Рассуждение о методе»
План
-
Афоризмы Декарта -
Биография -
Система научного знания -
Метод сомнения как путь к аксиоме: «Я мыслю, значит я существую» -
Картезианский дуализм -
Метафизика Декарта -
Методология
1. «Я мыслю, следовательно существую»
«Достаточно правильно судить, чтобы правильно поступать»
«Нужно научиться побеждать скорее самого себя, нежели судьбу»
«В нашей власти находятся только наши мысли»
«Тот, кто много путешествует, рискует стать чужим своей стране»
«Не стоит обременять свою память ничем кроме самого необходимого»
«Счастлив то, кто прожил свою жизнь незаметно»
2. 1596 – родился, 1650 – умер
При родах умерла мать. Рене – «вновь рожденный». Фехтование и верховая езда. Ля Флеш – колледж, в котором учился. Декарт еще учась в колледже задумал реформировать всю науку по образцу математики, которую ценил за ясность и последовательность мышления.
Ему не хватало принципа последовательности. Читал скептиков (запрещенных)
1649 г. – Шведская королева Христина призывает к участию в разработке устава Академии наук и возглавить её. На самом деле она была влюблена в него из-за произведения «О страстях». Декарт простудился и умер. Христина в 28 лет отказалась от престола и уехала в другую страну. 1666 г. – тело Декарта направлено во Францию, где был изъят череп Декарта.
«Всю жизнь посвятивши совершенствованию разума, Декарт больше всего ценил сосредоточенное самоисследование»
3. Для раскрытия своей системы научного знания Декарт использует метафору «дерево»
Физика должна опираться на метафизику. 3 закона, открытые Декартом:
-
Закон инерции -
Закон сохранения энергии -
Закон преломления света
4. Метод сомнения как путь к аксиоме
Цель Декарта: пролить свет на истинные богатства наших душ и указать каждому человеку средства для отыскания в самом себе, без заимствования у других, всего того знания, которое необходимо для правильного жизненного поведения.
Нет единого универсального жизненного сценария. Почему Декарт использует для достижения этой цели метод сомнения?
-1) Мысль о сомнительности собственного существования была постоянным жизненным фоном мыслителя
-2) Влияние скептиков. Декарт начинает с сомнения, а скептики им заканчивают. Сомнение – промежуточный этап к достижению истины для Декарта.
-3) Неудовлетворенность образованием в колледже Ля Флеш.
«В философии до ныне нет ни единого положения, которое не было бы предметом споров и не являлось бы сомнительным».
Декарт приходит к ключевой аксиоме «Я мыслю, следовательно существую» путём последовательно проведенного метода сомнения.
-
Ничего не принимай на веру. Во всем сомневайся. -
Однако, сомневаясь во всем, я не могу усомниться в самом сомнении.
Сомнение оказывается несомненным. Но сомнение – это мышление. Значит и мышление достоверно.
-
Если есть мышление, то должен существовать тот, кто мыслит (Мыслящее Я).
Сомнение Мышление Существование
Декарт утверждает мышление как сущность человека. Человек – мыслящяя субстанция.
5. Картезианский дуализм.
Учение Декарта называется картезианством по латинизированной версии его фамилии (де, картезиус).
Концепция двух субстанций легла в основу картезианского дуализма. Субстанция – причина самой себя (causa sui). 2 субстанции:
-
Вещь мыслящая (res cogitans) -
Вещь протяженная (res extensa)
Психофизический параллелизм: Как взаимодействуют дух и тело, если они независимы друг от друга. Шишковидная железа – физическое место обитания души.
6. Метафизика
Доказательства существования Бога по Декарту:
-
Человек – несовершенное существо. Однако в каждом из нас есть стремление к более совершенному бытию, идея которого воплощена в Боге. Откуда это стремление, как ни от Бога? Ведь несовершенное не может породить совершенное. -
Если бы я был причиной самого себя, я бы создал себя бессмертным. -
Если идея ясная и отчетливая, то она должна обладать и существованием. Идея Бога самая ясная, поэтому Бог существует.
7. Методология.
Метод – способ достижения истины. 4 правила метода:
-
Начинать рассуждение нужно с ясных идей. -
Сложное нужно разбивать на части. -
Переходить от простого к сложному, выводя неочевидное из очевидного. -
Совершать обзоры, проверяя, не было ли скачков в нашем рассуждении.