Файл: Роль кабинета музыки в формировании творческих способностей учащихся. Требования к кабинету музыки в соответствии с фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль кабинета музыки в формировании творческих способностей учащихся.

Требования к кабинету музыки в соответствии с ФГОС.

1. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу концертного зала как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества обучающихся: наличие мини-сцены (подиума), подставок (пюпитеров) для игры на музыкальных инструментах и выполнения творческих заданий (выражения своего отношения к музыке в рисунке, слове).

2. В кабинете должны быть индивидуальные столы и стулья для обучающихся, стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников.

3.Специфика урока музыки предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления.

4. Кабинет должен оборудоваться средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.

5. В кабинете должны быть музыкальные инструменты (основной инструмент педагога и детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, треугольники, маракасы, трещотки и т.д.)

6. Также хорошо иметь в кабинете музыки кукольный театр (для постановки спектаклей, мюзиклов).

         Проблема творческого развития ребенка всегда оставалась одной из фундаментальных проблем на всем протяжении развития школы. Особая роль в этом сложном процессе отводится музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание является средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств и, что особенно важно, нравственности подрастающего человека.
         Учителю необходимо всегда помнить, что музыка обладает мощным эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, стремится воплотить этико-эстетический идеал.
Советский композитор Д. Шостакович говорил: Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.
         Современная парадигма в новых политических и социально-экономических условиях направлена на демократизацию и повышение качества российского образования, поэтому в настоящее время так важен «учитель-профессионал», «учитель-творец», способный с учетом меняющихся социально- экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, направленные на решение психолого-педагогических задач, создавать собственную педагогическую концепцию, постоянно совершенствовать свое мастерство.


         Современные подходы к преподаванию музыки предполагают актуализацию, следующих направлений деятельности учителя-музыканта:

– организация проектной – музыкально-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

– использование информационно-коммуникационных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области музыкального искусства.

         Сказанное требует, помимо применения традиционного оборудования и традиционных музыкальных инструментов и демонстрационных материалов, введения современного инструментария (детские клавишные синтезаторы) и в связи с этим компьютеризации процесса обучения (компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением).

         Обучающиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета.

Школа это не серые стены и длинные коридоры. Это разные дети и учителя, и большое количество предметов. А кабинеты школы – это островки познания и они должны быть все особенными, и обязательно интересными. Это целый мир…

Как скучно было бы в школе с одинаковыми кабинетами.

         Наверное, такими же стали бы и наши дети, все одинаковые, как оловянные солдатики, с похожими мыслями и фразами. Как хорошо, что в школе разные кабинеты !

         Кабинет музыки  - это удивительно тонкий мир. Здесь нет приборов и лабораторных столов. Зато есть нежная и ласковая, спокойная и бурная, трогательная и фантастическая музыка. Здесь царит особая атмосфера, в которой формируется великая драгоценность- душа человека, она отдана в руки учителя . И задача учителя: сберечь, не ранить, а «разбудить» спящий мир ребенка, зажечь в нем яркий интерес к работе.

Как достичь этого?

         Исходя из выше перечисленных задач и аспектов обучения искусству, вытекают основные ролевые функции кабинета

Музыки в формировании творческих способностей учащихся, а именно:

1. Кабинет музыки– это учебно-развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством.

Музыкальный инструмент(электронное пианино),



Компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Радиосистема ,микрофоны,

Детские музыкальные инструменты

-Информационная зона (информационные стенды, справочный уголок и т.д.)

-Дидактическая база кабинета (учебники, рабочие тетради, другие учебные пособия по предмету, справочная литература, фонотека, видеотека, мультимедийные энциклопедии, репродукции картин, портреты, дидактический материал (тесты, кроссворды, ребусы, музыкальные игры и т.д.)

-ИК-зона, позволяющая реализовать творческие замыслы учеников и учителя современными ИК-средствами

2. Кабинет  музыки – это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка.

Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Учащиеся класса разучивают исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества, знакомятся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества («Катюша»,» «Священная война», «В землянке», «Тёмная ночь»,Л.Книппер «Полюшко- поле», Д.Кабалевский « Наш край», М.Глинка «Славься»).

Изучая эти произведения,  мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа. Родина у человека одна и её надо любить. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности.

Девиз нашей школы «В патриотизме будущее России»

3. Кабинет музыки – это искусствоведческий центр, библиотека, где происходит знакомство учащихся с произведениями мировой художественной культуры. Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии с использованием программы “Энциклопедия зарубежного классического искусства”, “Шедевры музыки” знакомят детей с музыкальными инструментами древнего мира и помогают услышать их звучание с историческим памятникам древнего мира и современного искусства . Презентации могут широко использоваться на уроках музыки в 5-9-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.


4. Кабинет музыки  – это музыкальная энциклопедия зарубежного и русского народного творчества.

Слушание музыки расширяет кругозор, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Введение регионального компонента позволяет сформирование  представления  о музыкальной культуре родного края, о связи народной и авторской профессиональной музыки, воспитание уважения  к музыкально- культурному наследию  своей «малой родины», а также формированию кругозора, связанного с музыкальным наследием  родного края. В результате изучения музыкального искусства родного края ученики понимать роль кубанского песенного творчества в жизни людей и в своей собственной жизни; знают имена известных кубанских композиторов, известных исполнителей; знают основные выразительные средства музыки и её жанры. Особенное внимание уделяется изучению кубанской песни

         Особый интерес для ребенка вызывают яркие, звучащие музыкальные инструменты (маракасы, бубенчики, треугольники, ксилофон, металлофон, барабан). Осваивая навык игры на этих инструментах, у детей развивается не только чувство ритма, но и мелкая моторика, что влияет на умственные способности ребенка.

5. Кабинет музыки – это творческая мастерская по выращиванию талантов; на которой  дети получают возможность реализоваться в разных видах творчества. Кабинет становиться репетиционной комнатой, концертной или театральной сценой, музыкальной гостиной, игровой площадкой, студией видеомонтажа или издательским центром.

6. Кабинет  музыки- это выставочный зал; «Территория творчества» - стенд «Музыка глазами детей»,где представлены творческие работы детей;

Творческие проекты- сказки, рассказы, стихи, газеты, база ИК- проектов «Мама моей мамы», «Семья», «Новый год», «Победный май».Идея организации такого стенда определена прежде всего актуальностью внедрения новых технологий в практику для реализации ФГОС нового поколения: так активное использование проектной технологии на уроках  и во внеурочное время позволяет систематизировать тематику творческих работ уч-ся.

7. Кабинет музыки – это методический центр
«педагогическая мастерская» творческих идей, авторами которых являются учителя музыки, изобразительного искусства и технологии. Именно здесь мы занимаемся разработкой и обсуждением приемов, методов, методик, технологий обучения   детей   по разным темам искусства, проводим  обзор методической литературы, обсуждают такие вечные школьные проблемы как преемственность, проведение олимпиад и участие в конкурсах и концертах. Учителя дают открытые уроки, работают над темами по самообразованию.

         Одним из направлений деятельности методического объединения учителей изобразительного искусства следует считать работу с одаренными детьми гимназии. Ведется систематическая работа по отслеживанию творческих достижений учащихся художественного отделения школы искусств через проведение презентаций с приглашением родителей, через создание банка данных детей с «художественной одаренностью», в кабинете собрана «методическая копилка» идей по работе с одаренными детьми.

8 Кабинет музыки - это проектный, исследовательский центр для учителей и учащихся.

         Повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыкальному искусству способствует широкое привлечение технических средств обучения, помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения, а именно, мультимедийного оборудования с программным обеспечением.

         В кабинете организована проектная, художественно-творческая и исследовательская деятельность учащихся, активно используются информационно- коммуникативные средства в обучении поисковой деятельности юных художников, проводится работа по формированию информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области музыкального искусства.

         Рабочее место учителя в кабинете укомплектовано основными техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики: компьютером, принтером, сканером…

         Именно здесь учитель может осваивать новейшие компьютерные технологии, вместе с детьми создавать электронные презентации, осваивать новые направления в развитии школьного образовательного пространства.

9. Кабинет музыки - это фонд, хранилище, достижений учащихся