Файл: Законодательства об охране труда 2 Организационно правовая система охраны труда 3 Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

CОДЕРЖАНИЕ
I. Правовые и нормативные основы охраны труда

1.1 Основные положения законодательства об охране труда

1.2 Организационно – правовая система охраны труда

1.3 Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда

II. Права, обязанности работников и работодателей в системе охраны труда

III. Инструктаж по охране труда

3.1 Аттестация рабочих мест

IV. Ответственность за нарушения законодательства об охране труда

ВВЕДЕНИЕ
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Однако на практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими.

Конституция Российской Федерации в главе "Основы конституционного строя" провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.

В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Правовой институт трудового права включает следующие группы норм:

а) правила по технике безопасности и производственной санитарии;

б) специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

в) нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

г) нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушение законодательства об охране труда;


д) нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда раскрывают содержание субъективного права работника на охрану труда, показав, что оно содержит целый ряд правомочий, например:

а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

б) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда;

в) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности и др.

Правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности устанавливаются государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

а) при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;

б) конструировании машин, механизмов и другого оборудования;

в) разработке технологических процессов;

г) организации производства и труда.

Следовательно, охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.


I ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВЫНЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Основные положения законодательства об охране труда
Развитие правового регулирования по вопросам охраны труда в России отвечает общим тенденциям международного права. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что государства должны признавать право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ) посвящены вопросам охраны труда, инспекциям труда и содержат требования по безопасности и гигиене труда, отдельные акты посвящены труду женщин и подростков.

В соответствии с этим и Конституция РФ гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), и охрану государством труда и здоровья людей (ст. 7). Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему правовых норм по охране труда и надзор за их исполнением.

Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяются и формулируются:

1) Сфера действия закона и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

2) Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда;

3) Права и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

4) Системы управления охраной труда, как на государственном уровне, так и на уровне организаций;

5) Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника в области охраны труда;

6) Основные принципы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, проведения обучения по охране труда, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

7) Основные функции государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

8) Ответственность за нарушение требований охраны труда и случаи приостановки производственной деятельности предприятий (структурных подразделений) или их закрытия за нарушение нормативных требований по охране труда.

Действие закона распространяется, прежде всего, на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях, а также членов кооперативов, студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику, и др.


Содержание права работника на охрану труда закреплено положениями «Закона об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 8) и ТК РФ (ст. 219).

Следует отметить, что в правовых нормах по обеспечению безопасных условий на предприятии особое внимание уделяется требованиям к организации труда женщин.

Особенности организации труда женщин законодательно определены в ТК РФ (глава 41). В частности, запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы [1].

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий.
1.2 Организационно – правовая система охраны труда
Система охраны труда создается и управляется государством. Государственное управление системой охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органам исполнительной власти по труду.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Основным звеном системы охраны труда в России является служба охраны труда на локальном уровне.

Вопросы создания и функционирования службы охраны труда у работодателя регулируются ст. 217 ТК РФ, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Министерством труда РФ от 08.02.2000 № 14.

Управление охраной труда осуществляется непосредственно работодателем. Для осуществления работы по охране труда работодатель создает службу охраны труда (далее - Служба).

Служба подчиняется руководителю организации, одному из его заместителей, индивидуальному предпринимателю.

Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.


Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Структура и численность работников Службы определяются работодателем с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Министерства труда России от 22.01.2001 № 10. Нормативы рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и предназначены:

а) для определения и обоснования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел) и необходимой численности работников Службы;

б) установления должностных обязанностей работников Службы;

в) распределения работы между работниками Службы.

Например, в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников три-пять единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от шести единиц и более. Нормативная численность работников службы охраны труда в организации определяется суммированием численности работников по каждому направлению деятельности по соответствующим таблицам в зависимости:

1) от среднесписочной численности работников организации;

2) численности рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;

3) количества самостоятельных структурных подразделений.

Для сравнения, в зарубежных странах предусмотрено создание на предприятиях специальных служб по технике безопасности или назначение соответствующих специалистов - инженеров по технике безопасности (в ФРГ, Австрии, Японии - обязательное; в Великобритании, Канаде, Австралии - по решению работодателя), а также в законодательстве предусматривается создание служб по производственной санитарии, назначение заводских врачей. Французское законодательство предусматривает создание на предприятиях, с числом работающих свыше 250 человек специальной социальной службы по проблемам труда, целями которой являются оказание консультативной помощи работникам в решении проблем психологического рода, координация деятельности работодателя и профсоюза в решении социальных вопросов, предотвращение производственных стрессов, создание в организации благоприятного психологического климата.