Файл: Законодательства об охране труда 2 Организационно правовая система охраны труда 3 Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Инструктажи подразделяются на:
1) вводный,
2) первичный на рабочем месте,
3) повторный, внеплановый,
4) целевой.
Вводный инструктаж проходят:
а) все принимаемые на работу лица;
б) командированные в организацию работники;
в) работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;
г) обучающиеся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику;
д) другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы преимущественно для работников, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
Повторный инструктаж проходят все работники, прошедшие первичный инструктаж, не реже одного раза в шесть месяцев по программам первичного инструктажа.
Внеплановый инструктаж проводится:
а) при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
б) изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
в) нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
г) по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
д) при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);
е) по решению руководителя (или уполномоченного им лица).
Целевой инструктаж проводится:
а) при выполнении разовых работ;
б) ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
в) проведении в организации массовых мероприятий.
3.1 Аттестация рабочих мест
Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту определяется в ходе аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она проводится для разработки конкретных мероприятий по охране труда, проведения оздоровительных мер, ознакомления работающих с условиями труда, а также сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права работников на получение компенсаций и льгот в связи с выполнением тяжелых работ и работ с вредными условиями труда.
Порядок осуществления этой работы регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерства труда России от 14.03.97 № 12.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда создаются аттестационные комиссии в организации и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест. В состав аттестационной комиссии организации включаются специалисты служб охраны труда, главные специалисты организации, руководители подразделений организации и др.
Аттестационная комиссия организации составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда; выявляет наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных производственных факторов производственной среды, выявляет жалобы работников на условия труда; аттестует рабочие места и принимает решения по дальнейшему их использованию, разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда.
На основании материалов об аттестации рабочих мест, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, предложений совместных комитетов (комиссий), работников или уполномоченных представителей органов работников, заключений экспертов о техническом состоянии производственного оборудования и др. в организациях осуществляется планирование мероприятий по охране труда по заключаются соглашения по охране труда.
Контроль за выполнением соглашения по охране труда и расходованием средств на охрану труда, предусмотренных этим соглашением, осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую информацию.
Важно отметить, работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться работникам как при приеме на работу, так и в последующее время. В частности, работодатель обязан сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
Работодатель обязан принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указывается перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмирование, отравлении и внезапном заболевании и др., а также путем разработки комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий. Данное требование касается в первую очередь организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке.
Помимо выполнения указанных обязанностей работодатель должен создавать работникам необходимые условия для соблюдения ими требований охраны груда, а именно: знакомить их с названными требованиями и формировать комплекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, информировать работников о местонахождении инструкций в структурных подразделениях.
IV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
За правонарушения работника и работодателя в области охраны труда может наступать:
1) Юридическая ответственность, предусмотренная нормами:
а) трудового права (материальная и дисциплинарная ответственность);
б) административного права (административная ответственность);
в) уголовного права (уголовная ответственность).
2) Материальная ответственность:
В отношении работника материальная ответственность может наступать, например, в следующих случаях.
Вариант 1:
Несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание происходит по вине работодателя. Работник взыскивает через суд компенсацию морального вреда с работодателя. Работодатель устанавливает виновное в происшествии лицо - другого работника. Этого работника привлекают к материальной ответственности.
Вариант 2:
Контрольно-надзорные органы выявляют нарушения в сфере охраны труда и налагают штраф на работодателя. Работодатель устанавливает виновное в нарушении лицо — работника. Работника привлекают к материальной ответственности
Вариант 3:
Нарушение работником правил охраны труда. Причинение ущерба имуществу работодателя. Работника привлекают к материальной ответственности.
В отношении работодателя материальная ответственность может наступить, например, в следующем случае.
Работодатель увольняет работника за отказ от выполнения тяжелых работ и работ: вредными и опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором. Работник несет материальный ущерб в результате незаконного лишения его возможности трудиться. Работник (через суд) привлекает работодателя к материальной ответственности.
3) Дисциплинарная ответственность:
Привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение обязанностей по охране труда возможно только работника.
Вариант 1:
Несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание происходит по вине работодателя. Работодатель устанавливает виновное в происшествии лицо – работника. Работника привлекают к дисциплинарной ответственности.
Вариант 2:
Контрольно-надзорные органы выявляют нарушение в сфере охраны труда. Работодатель устанавливает виновное в нарушении лицо – работника. Работника привлекают к дисциплинарной ответственности.
В ТК РФ предусмотрено специальное основание расторжения трудового договора с работником за нарушение требований по охране труда.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем, в случае установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
4) Административная ответственность:
Данный вид ответственности предусмотрен ст. 5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Субъектами ответственности заданный проступок являются работодатель и его представитель (должностное лицо — руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности). Первичное нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя и должностных лиц работодателя в размере от 500 до 5000 рублей, на юридическое лицо - от 300 000 до 500 000 рублей. Кроме того, в отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица может применяться такой вид наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Повторное нарушение со стороны должностного лица влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной работы и освещения темы требования охраны труда можно сделать следующие выводы:
В процессе трудовой деятельности работников необходимо проявлять заботу об их здоровье, поскольку современный труд, как правило, сопряжен с воздействием на работающего многих вредных производственных факторов. Объективной основой существования охраны труда выступает интерес работников, работодателей и государства в сохранении здоровья работником на протяжении всей его трудовой деятельности.
Охрана труда направлена на защиту работников от возможных производственных вредностей, на сохранение их трудоспособности, на предотвращение производственного травматизма; способствует реализации права на труд с учетом неблагоприятных условий труда, физиологических особенностей организма женщин, несовершеннолетних, инвалидов.
Поскольку все мероприятия по охране труда регулируются нормами права, то в юридическом смысле охрана труда представляет собой правовой институт, имеющий межотраслевой характер — систему норм различной отраслевой принадлежности (трудовое, административное, уголовное право, право социального обеспечения и др.), регулирующих специальные мероприятия по охране здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.
Нормы института охраны труда охватывают воздействием работодателей и всех работающих у них граждан.
Правовое регулирование охраны труда, государственная политика в этой сфере строятся на основе ряда принципов: приоритет охраны жизни и здоровья работника перед экономическими интересами работодателя и государства; социальное страхование риска утраты трудоспособности и трудового дохода от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и др.