ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сходство стандартов ISTE и рекомендаций UNESCO
ISTE StandardsT и UNESCO ICT CFT разрабатывались для достижения схожих целей, поэтому в них много общего. Они включают в себя две группы компетенций – компетенции, непосредственно связанные с освоением знаний, умений и навыков в области ИКТ, и компетенции необходимые учителям для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе (в условиях экономики, основанной на знаниях).
Оба документа разрабатывались с учетом их использования в качестве прототипа при создании национальных стандартов в системах образования разных стран. Каждый из документов можно сравнительно просто использовать с учетом специфических особенностей различных групп педагогов. Например, разработчики национальных стандартов могут взять стандарты ISTE или рекомендации UNESCO за основу и адаптировать их с учетом специфических местных условий и потребностей. Оба документа достаточно тщательно проработаны и имеют шлейф вспомогательных материалов. Специалисты в области образовательной политики, разработчики стандартов и руководители образования могут рассматривать стандарты ISTE и рекомендации UNESCO как внутренне непротиворечивый материал, позволяющий разработать национальные требования к ИКТ- компетенциям учителей. Такие требования необходимы для трансформации национальной системы образования и подготовки учащихся к активной жизни в условиях экономики знаний.
Различие стандартов ISTE и рекомендаций UNESCO
Несмотря на то, что эксперты ISTE активно участвовали в разработке ICT CFT 2.0, структура описания ИКТ компетенций в этих документах достаточно сильно различается (см. табл. 1 и 2).
Таблица № 1
№ | Группы компетенций |
1 | Побуждение учащихся к учебе и творчеству |
2 | Учебная программа и оценивание |
3 | Педагогические основания |
4 | Организация и управление образовательным процессом |
5 | Профессиональное и личностное развитие педагога |
Таблица № 2
№ | Аспекты | | Подходы | |
Применение ИКТ | Освоение знаний | Производство знаний | ||
1 | Понимание роли ИКТ в образовании | Знакомство с образовательной политикой | Понимание образовательной политики | Инициация инноваций |
2 | Учебная программа и оценивание | Базовые знания | Применение знаний | Умения жителя общества знаний |
3 | Педагогические практики | Использование ИКТ | Решение комплексных задач | Способность к самообразованию |
4 | Технические и программные средства ИКТ | Базовые инструменты | Сложные инструменты | Распространяющиеся технологии |
5 | Организация и управление образовательным процессом | Традиционные формы учебной работы | Группы сотрудничества | Обучающаяся организация |
6 | Профессиональное развитие педагогов | Компьютерная грамотность | Помощь и наставничество | Учитель как мастер учения |
Рамка ICT CFT выполнена в виде двумерной матрицы, которая учитывает возможное нарастание требований к ИКТ-компетенциям учителей по мере повышения требований к задачам, которые должна решать система образования. Напротив, рамка стандарта ISTE одномерна.
Оба документа включают в себя весь спектр педагогических компетенций, которые обогащаются в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды. Однако рамка ICT CFT в явном виде включает в себя аспект образовательной политики («Понимание роли ИКТ в образовании»), который не выделен в рамке стандарта ISTE. Разработчики ICT CFT ориентировались прежде всего на работников образования в странах-членах UNESCO, ответственных за разработку и проведение в жизнь национальной политики в области образования. Поэтому структура ICT CFT вписана в рамку задач развития страны, которые помогают перейти к формированию осознанной национальной политики в сфере образования, отталкиваясь от целей социально-экономического развития страны. В противоположность этому, стандарт ISTE был разработан с ориентацией прежде всего на руководителей образования в школах, на разработчиков программ
подготовки и профессионального развития учителей, администраторов и воспитателей на местах. Высокая гибкость стандарта ISTE позволяет с успехом использовать его при разработке внутри школьных требований к подготовке педагогов, а также региональных и национальных стандартов для различных категорий учителей. Но в стандарте ISTE компетенции не разделены по отдельным подходам, как это сделано в ICT CFT. Эту работу должны выполнить сами разработчики, которые применяют стандарт ISTE в своей разработке. Рамка ICT CFT разрабатывалась для использования в условиях широкого разнообразия требований к компетенциям педагогов. Она выделяет несколько подходов, которые можно соотнести с различными уровнями профессиональных компетенций работников образования. В результате рамка ICT CFT предлагает фиксировать (задать) несколько ступеней расширения ИКТ-компетенций учителей (рис.). При разработке требований к ИКТ-компетенциям учителей в странах, где система образования существенно неоднородна, это позволяет разбить профессиональные требования к педагогам на несколько ступеней. Одна из особенностей стандартов ISTE со- стоит в том, что требования к ИКТ-компетенциям учителей определялись исходя из требуемых результатов обучения школьников. Стандарт ISTE Standards*T разрабатывался так, чтобы обеспечить реализацию стандарта ISTE Standards*S. Знания, умения и опыт деятельности здесь определялись таким образом, чтобы побуждать учителей осваивать соответствующие ИКТ-компетенции, а не только оценивать их уровень у работающих учителей. Формулировки ИКТ-компетенций, которые используются в стандартах ISTE и рекомендациях UNESCO, тоже различаются. В рекомендациях UNESCO ИКТ-компетенции описываются преимущественно в терминах знаний (например, формулировки «Выяви и обсуди, как учатся студенты…», или «Опиши функции и цели...»). Встречаются и весьма общие описания (например, «Помогать студентам...») без конкретизации подлежащих оценке способностей. Здесь сравнительно редко описываются задания, которые отсылают к демонстрации соответствующей способности (типа «Разработай материалы для размещения в интернет...», «Разработай учебный модуль...»). В стандартах ISTE, как правило, используют операциоанализированные формулировки. Такие описания, как «Продемонстрируй и поддержи...» или «Приспособь и персонализируй...», требуют предъявить явные доказательства наличия соответствующей способности. ИКТ компетенции в стандартах ISTE специально формулировались так, чтобы ориентировать учителей при разработке планов проведения занятий и оценивания их результатов.