ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект занятия «Юный экономист»
Год обучения: 4
Тема: Природные ресурсы
Тип занятия: Усвоение новых знаний
Цель: актуализировать знания детей понятия «экономика»; познакомить обучающихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «труд людей»; содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету, бережного отношения к объектам природы, труду.
Задачи:
Образовательные:
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; анализировать, сравнивать, группировать различные факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять в виде сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Развивающие:
- развивать умение высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к объектам природы, уважительного отношения к труду людей.
Оборудование: опорные слова для составления схемы на доске; карточки для самооценки и теста по количеству обучающихся; карточки по количеству пар «Умственный и физической труд»; презентация, проектор, экран; конверт с текстом, клеем и набором ключевых слов по количеству групп.
ХОД УРОКА
-
Организационный этап.
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул новый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь садитесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
-
Актуализация знаний.
- Как называется раздел, который мы начали изучать на прошлом уроке. (Чему учит экономика)
ВКЛЮЧИТЬ проектор
СЛАЙД 1
- Что такое экономика? (Это хозяйственная деятельность людей)
- Что вы еще знаете об экономике? (У неё есть пять отраслей: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля)
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Для чего нужна экономика)
- В качестве проверки знаний мы выполним тест. (На карточке ребята записывают букву правильного ответа)
№ Вопроса | Ответ | + или - |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Всего + | |
-
Всё, что нужно людям для жизни, это…
И) услуги А) потребности О) товары
2. Какое благо человек получает от природы бесплатно?
Д) воздух Р) электричество П) одежда
3. Что является главной задачей экономики?
И) производство товаров А) выплата зарплаты О) удовлетворение потребностей людей
4. Вещи, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, это…
Д) продукты Р) товары П) услуги
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей, это…
И) услуги А) служба О) товары
6. Люди какой профессии производят товары?
Д) парикмахер Р) пекарь П) библиотекарь
7. Что не является услугой?
Д) проведение экскурсии Р) чистка одежды в химчистке П) выращивание цветов
Взаимопроверка теста.
В третьем столбике ставят + или – в зависимости от правильности ответа, подсчитывают количество «плюсов» и записывают это в нижней строчке.
- Оцените свою работу: 7 правильных ответов – «5», 6 – «4», 4 или 5 – «3». Поставьте оценку в оценочной карточке под цифрой 1.
Фамилия, имя | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
-
Постановка цели и задач урока.
СЛАЙД 18
- Прочитайте слово из букв-ответов снизу вверх. Что у вас получилось? (Природа)
ВЫКЛЮЧИТЬ проектор.
На доску вывешивается слово «природа».
- Как вы думаете, какое отношение природа имеет к экономике? (В сельском хозяйстве выращивают растения, и др. ответы детей)
- То есть, в экономике используются природные ресурсы. Вспомните, что относится к природе. (Вода, воздух, земля, растения, животные, человек)
На доске появляются карточки с перечисленными словами.
- Как же экономика использует человека? (Люди работают во всех сферах экономики)
- Таким образом, для экономики необходимы природные ресурсы и труд людей. Авторы нашего учебника даже назвали их основой экономики. Откройте учебник на странице 42 и прочитайте тему нашего урока. (Природные богатства и труд людей – основа экономики)
- Сформулируйте задачу нашего урока (Узнать, почему природные богатства и труд людей – это основа экономики)
4. Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания.
- Чтобы узнать это, мы будем работать группами. Каждая группа должна прочитать выданный ей текст об одном из природных богатств и на его основе выбрать из предложенных слов те, которые описывают, как данный природный ресурс используется в экономике. Эти слова наклеиваются на отдельный лист, который во время выступления группы прикрепляется к доске.
Одно из богатств природы – это вода. Она используется не только для утоления жажды, но также для полива растений, охлаждения разогретых предметов в промышленности тушения пожаров. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электроэнергию. В реках, озерах и морях вылавливают рыбу. По рекам и морям на водном транспорте перевозят различные грузы. | Воздух используется человеком для дыхания. Также он необходим для поддержания горения. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. Применяется воздух и для охлаждения. | Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Почва является источником некоторых видов сырья, например, древесины. |
Относят к природным богатствам и полезные ископаемые, то есть содержащиеся в земле полезные вещества. Часть из них, например нефть, газ, уголь, используются как источники энергии. Другие полезные ископаемые необходимы для изготовления различных предметов (железо, медь). Третьи - используются в строительстве (песок, гранит). | Растения также считают природным богатством. Они являются источником продовольствия (фрукты, овощи, злаки), строительным материалом и горючим веществом (дерево). Из растений получают многие лекарства. Одним из основных ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. | Животный мир – это не только источник пищи для людей. Мех зверей используются при изготовлении одежды, а кожу – для обуви. Благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Некоторые животные (лошади, верблюды, собаки) помогают человеку в его деятельности. |
Набор слов | Горение | Сырьё для промышленности |
Охлаждение | Строительные материалы | |
Энергия | Лекарства | |
Транспорт | Продукты питания |
По результатам работы и выступления групп на доске появляется следующая схема.
ЧЕЛОВЕК | ПРИРОДА | ПОЧВА
|
ВОЗДУХ
| ВОДА
| |
РАСТЕНИЯ
| ЖИВОТНЫЕ
| ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
|
Физкультминутка.
- Я буду называть товар, а вы подумайте, из какого природного ресурса данный товар был произведен.
Если его источник животный мир, то вы, как животное, прячетесь в норку – приседаете и делаете руками крышу над головой.
Если этот товар мы получаем благодаря растениям, то мы растём – тянемся вверх.
Если же этот товар произведен из полезных ископаемых, мы наклоняемся и тянемся к земле, ведь полезные ископаемые добывают из-под земли.
Шерстяная кофта, железное ведро, хлеб, бензин, тетрадь, масло, стол.
- Оцените, насколько правильными были ваши действия, и поставьте себе оценку в оценочной карточке под цифрой 2.
- Как вы думаете, ребята, что произойдет с экономикой, если удалить такой природный ресурс как, например, вода? (Высказывания учащихся)
- А если мы уберем животных, что будет? (Высказывания учащихся)
- Какой вывод можно из этого сделать? (Все природные ресурсы одинаково важны для экономики, экономику без них построить невозможно.)
- Оцените работу своей группы и лично свой вклад в эту работу и поставьте себе оценку в оценочной карточке под цифрой 3.
- О каком из перечисленных в начале урока природном ресурсе мы еще ничего не сказали? (о человеке)
- Согласно теме нашего урока труд человека является одной из основ экономики. Но труд бывает разным. В сельском хозяйстве есть такая профессия – селекционер. Представители этой профессии работают в лабораториях, они выводят новые сорта овощей и фруктов – более вкусные, устойчивые к плохим погодным условиям и т.п. Эти люди работают своим умом, поэтому такой труд и называется умственным. А, например, комбайнер постоянно работает в поле, управляет движением комбайна. При этом он может даже ночами работать, если это необходимо. Труд, где надо применять свои физические силы называют физическим. Как вы думаете, какая из данных профессий более важна для сельского хозяйства? (Обе одинаково важны)
- Сейчас вы будете работать в паре со своим соседом по парте. На карточках перечислены профессии из разных сфер экономики. Распределите их на две группы в зависимости от того, какой вид труда в них преобладает.
Умственный труд | селекционер | Физический труд |
комбайнёр | ||
маляр | ||
архитектор | ||
автомеханик | ||
диспетчер (руководит движением транспорта) | ||
токарь (вытачивает детали на станке) | ||
инженер | ||
бухгалтер (учитывает доходы и расходы предприятия) | ||
продавец |
Для проверки данной работы ВКЛЮЧИТЬ проектор
- Как вы думаете, почему получилось поровну профессий умственного и физического труда? (И тот и другой труд необходим для экономики, никакой из них нельзя назвать более или менее важным.)