Файл: Реферат дисциплина Конституционное право Тема Проблема определения понятия, видов и иерархия источников конституционного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Конституционное право

Тема: Проблема определения понятия, видов и иерархия источников конституционного права
Выполнил(а):

Давыдова Дарья Александровна
12.02.2023

Омск 2023 г.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Раздел 1. Понятие и виды источников российского конституционного права........................................................................................................................4

1.1. Понятие источников конституционного права.............................................4

1.2. Виды источников конституционного права.................................................6

Раздел 2. Иерархия источников конституционного права РФ..........................9

Заключение............................................................................................................12

Список использованных источников..................................................................13

Введение

Международный опыт показывает, что конституционная правовая база любого государства является основным аспектом, обуславливающим эффективность его функционирования. Для того, чтобы понять, что такое конституционное право, необходимо подробно разобрать ряд важных вопросов, одним из которых является знание источников конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Актуальность данной темы, обусловлена тем, что знание источников конституционного права и умение ими оперировать, необходимы для любого гражданина, и позволяют будущим молодым специалистам занять достойное место в гражданском обществе.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, довольно многообразны и представляют собой систему, включающую в себя различные виды и классификации.

Целью настоящей работы является - описать наиболее весомые источники конституционного права и дать им краткую характеристику.

Для достижения указанной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Определить понятие и показать виды источников конституционного права.

2. Охарактеризовать конкретные виды источников конституционного права в РФ.

3. Рассмотреть иерархию источников конституционного права РФ.

Раздел 1.
Понятие и виды источников российского конституционного права

1.1. Понятие источников конституционного права
Конституционное право РФ как наука — это совокупность знаний о действующем конституционном праве как отрасли права, о составляющих его нормативных актах, о закономерностях воздействия конституционноправовых норм на общественные отношения, формирования предмета конституционно-правового регулирования с учетом как совокупности имеющихся норм, так и воззрений, концепций, существующих в обществе и обращенных к конституционно-правовым явлениям.

Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой систему научно разработанных теоретических и практических положений, раскрывающих содержание конституционного права как отрасли российского права изучаемых в системе высшего образования РФ. Структура учебного курса во многом совпадает с системой отрасли и науки конституционного права и закрепляется в содержании соответствующей учебной программы. Конституционное право РФ как отрасль права является ведущей, основополагающей отраслью российской системы права. Это место конституционного права обусловлено тем, что оно регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Однако уровень и детализация их регулирования не одинаков [1].

Так, нормы конституционного права закрепляют и подробно регулируют основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими 68 акты, систему органов местного самоуправления. В других же сферах нормы конституционного права устанавливают лишь основные начала и принципы, например, при регулировании отношений в экономической сфере они устанавливают лишь допускаемые и охраняемые государством формы собственности, гарантии защиты прав собственников

, способы хозяйственной деятельности, детальное же регулирование отношений в этих сферах осуществляется другими отраслями права. Конституционное право, как и любая отрасль российского права, имеет свой самостоятельный предмет и соответствующий ему метод правового регулирования. Предметом конституционного права РФ как отрасли российского права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя Российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. В структуру метода конституционного права входят такие элементы, как правовое положение субъектов права, сочетание императивности и диспозитивности в правовом регулировании, правовые основания возникновения правоотношений, конституционно-правовая ответственность и др [2].


1.2. Виды источников конституционного права
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права по своей юридической силе, территории действия и с учетом разграничения компетенции органов их принимающих делятся на определенные виды.

Конституция Российской Федерации является основным источником и ядром всей отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена тем, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны ее соблюдать (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции).

К источникам конституционного права относятся и нормативные акты, которые могут изменять (пересматривать, вносить поправки) Конституцию РФ. К ним относятся акты Конституционного Собрания РФ, возможность принятия, которых предусмотрена, но пока не реализована в ст. 135 Конституции РФ и законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон и федеральный закон не могут быть формой принятия конституционной поправки и не могут изменять ее положений и не могут стать ее составной частью [3].


В то же время поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным 1 Конституцией Российской Федерации и во исполнение Конституции Российской Федерации. Федеральные законы принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений субъекты права законодательной инициативе. Хотя в 2009 г. был принят Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» прямо не предусмотренный Конституцией РФ. В 2014 г. он утратил силу. 70 тивы признают необходимость их первичного регулирования посредством федерального закона разработают его и внесет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

К источникам конституционного права относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Например, к ним относятся указы и распоряжения Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства. Также к источникам конституционного права относятся Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Особое место среди источников конституционного права занимают декларации — О государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. а также Прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. Международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектами также относятся к разновидностям источников конституционного права.

К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего Конституции республик и Уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.


Особого рода источниками конституционного права считаются акты Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов Российской Федерации. Хотя Конституционный Суд РФ и соответствующие ему органы субъектов федерации не являются органами, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в их решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции или уставам [4].

Раздел 2. Иерархия источников конституционного права РФ
В специальной литературе бытует представление о том, что иерархия источников современного конституционного права РФ представлена следующими традиционно выделяемыми источниками: Конституция РФ, федеральные законы (в т.ч. конституционные), подзаконные акты, нормативные договоры, региональное и муниципальное законодательство, а также судебная практика. Нетрадиционными источниками признаются конституционные обычаи, ратифицированные РФ международные договоры, принципы и нормы международного права и ряд других (например, регламенты).

По степени юридической силы нормативные правовые акты субъекта РФ располагаются следующим образом: Устав субъекта РФ; Закон субъекта РФ; Постановление законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ; нормативные правовые акты, издаваемые главой субъекта РФ, иные источники.

На другом уровне – в системе муниципальных правовых актов – имеет место иерархическая связь, предполагающая, что, несмотря на общеобязательность муниципальных нормативных актов на территории муниципального образования, они имеют по отношению друг к другу неодинаковую юридическую силу, где на высшую ступень следует поставить, конечно, нормативные решения, принятые на местном референдуме, и устав муниципального образования, так как он не только регламентирует порядок принятия нормативных актов и вступления их в силу, но и предусматривает их виды [5].

Юридическая природа устава муниципального образования заключается в выражении им публично-властной сущности местного самоуправления. В действующем законодательстве юридическая характеристика устава муниципального образования выражается противоречиво, что связано с некорректным приравниванием по юридической силе устава, принимаемого представительным органом, и референдного акта, принимаемого населением. В этой связи заслуживают внимания попытки отдельных авторов сформулировать определение устава муниципального образования: это «основной муниципальный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу среди актов, принимаемых органами местного самоуправления или гражданами непосредственно, и комплексно регулирующий функционирование местного самоуправления на территории муниципального образования» [6].