ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Городское управление образованием администрации города Черногорска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 3»
Логинова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
«Фразеологизмы»
Черногорск,2022
Данная методическая разработка (технологическая карта урока) направлена на формирование основ функциональной грамотности учащихся.
Технологическая карта
по учебному предмету «Русский язык», 3 класс.
Составлена: Логиновой Т.Н., учителем начальных классов МБОУ «Начальная школа №3».
УМК: «Школа России»
Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык, 3 класс
Тема урока | Фразеологизмы | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | |
Цель урока | обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях через отработку понятия «фразеологизм» и знакомство с разнообразием фразеологизмов | |
Основные термины и понятия | фразеологизм, устойчивое выражение, значение фразеологизма | |
Информационно-образовательная среда | Информационный материал: словари устойчивых выражений (фразеологические) Демонстрационный материал: видеоролик «Мульт про фразеологизмы» http://youtube.com/watch?v=3vxi2evV77E) , картинки с изображением зверей для физминутки (волк, лиса, заяц, индюк, медведь, осел, бык, еж), презентация (слайд «Рефлексивный экран») Диагностический материал: карточки с заданиями для групповой работы. | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||
ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ЛИЧНОСТНЫЕ |
Ученик научится (БУ): Знания: находить необходимую информацию по заданной теме из различных источников знаний (словарь, справочник, интернет); Умения: толковать смысл, подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам; отличать словосочетание и фразеологизм Ученик получит возможность научиться (ПУ): находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такую языковую единицу, как устойчивое выражение – фразеологизм. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять его план; решение учебной проблемы совместно с учителем и самостоятельно, работая по плану; корректировать свою деятельность, сверяя свои действия с целью; умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные УУД: освоение умения находить фразеологизм в устной речи и в тексте, подбирать к ним синонимы и антонимы, верно записывать и использовать. Коммуникативные УУД: формирование речевых и коммуникативных компетенции обучающихся: умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение работать в парах и в группах, наблюдать за действиями партнёра, договариваться. | Будут созданы условия для формирования у ученика: понимания того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способности к пооперационному и итоговому самоконтролю. |
1. Мотивационно - ориентировочный этап | ||
Этапы урока | Формируемые УУД, компоненты ФГ | |
1.1. Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая задача, др.). Орг. момент – Сегодня тут яблоку негде упасть, а чтобы показать гостям товар лицом, нам надо засучить рукава и грызть гранит науки! Но намотайте себе на ус – будете баклуши бить, груши околачивать или ворон считать, заработаете себе на орехи! – Почему моя речь показалась вам необычной? (вместо обычных слов с прямым значением использовались устойчивые (крылатые) выражения) – В русском языке их называют «фразеологизмы». – А как эта же речь прозвучит на «обычном» языке? | Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог). Языковая грамотность: владение средствами родного языка в устной речи. | |
1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применить свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия). Игра «Переводчик» Сегодня тут яблоку негде упасть…– сегодня здесь многолюдно а чтобы показать гостям товар лицом… – а чтобы показать себя с лучшей стороны нам надо засучить рукава… – нам надо настроиться на хорошую работу и грызть гранит науки!... – и заняться учебой Но намотайте себе на ус….– но запомните – будете баклуши бить, груши околачивать или ворон считать,… – будете лениться заработаете себе на орехи!... – будете наказаны. | Регулятивные УУД: целеобразование Познавательные УУД: определять границы знания или незнания. Информационная грамотность: осознание необходимости в расширении своего информационного поля. | |
1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД): выявление проблемы и определение учебной задачи Целеполагание, формулировка темы – Какая тема урока? (Устойчивые выражения) – В чем возникло затруднение? (Не все выражения смогли «перевести») – Чего не знаем? (значение выражения «околачивать груши») – Когда груши созревают, сами падают с ветвей, можно их стряхнуть, постучав по веткам дубинкой. Но такие груши портятся быстро, на продажу, компот и варенье не годятся. Очевидно, «груши околачивать» означает злостное безделье. Лучше играть в бирюльки или бить баклуши, чем груши околачивать. – Какую цель поставим? (познакомиться с устойчивыми выражениями) – Могут ли в повседневной жизни возникать такие проблемы? (да, люди часто пользуются разными устойчивыми выражениями в речи, среди них бывают незнакомые) | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
1.4. Учебная задача (УЗ): знакомить обучающихся с темой урока и его задачами, сформировать позитивный настрой на эффективную учебную деятельность – Какую задачу поставим? (научиться различать в речи, применять, сравнивать, объяснять устойчивые выражения) | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели | |
2. Поисковый этап | ||
2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи) – Для того, чтобы достичь цели и выполнить задачи, составим план урока. | Личностные результаты: действие смыслообразования | |
2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план письменно фиксируется на доске, по мере выполнения, около пунктов проставляются «галочки». 1. словарная работа 2. чистописание 3. знакомство с материалом учебника 4. физминутка 5. работа в группах 6. итог урока | Регулятивные УУД: прогнозирование Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД: планирование | |
3. Практический этап | ||
3.1 Словарная работа. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: развитие орфографического навыка. Задачи: постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и поиска рационального ее решения. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить словарные слова, Методы: самостоятельная постановка учебной задачи, взаимопроверка. – Приступим к реализации плана. Первый пункт – словарная работа. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и слова «Классная работа». Обратим внимание на доску. Прочитаем выражения. (На доске записаны фразеологизмы с ошибками): Не сигодня – завтра, изобретать вилосипед, ковать жилезо пока горячо, сикрет полишинеля – Предложите задание. (Записать выражения в тетрадь, исправляя ошибки). Обучающиеся записывают выражения, исправляя ошибки в словарных словах. В З А И М О П Р О В Е Р К А На доске запись исправляется, дети сверяют записи в тетрадях одноклассников с образцом на доске | Познавательные УУД самостоятельное выделение познавательной цели и необходимой информации. Информационная грамотность: умения, обеспечивающие эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой | |
3.2 Чистописание. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: отработка каллиграфического письма. Задачи: положительная мотивация к отработке почерка. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: отработать письмо букв «Е, е». Методы: анализ языкового материала, самостоятельная постановка учебной задачи, практическая работа. – Следующий пункт плана – чистописание. Действительно ли нам в жизни нужно это умение? (Да, потому что красивое письмо показывает уважительное отношение к тому, кто его читает, красивый почерк легко читается). – Посмотрите внимательно на словарные слова, которые мы написали. Что общего у всех этих словарных слов? (В месте ошибки – буква е) – Что знаете о букве е? (Буква е – гласная, она может обозначать два звука, если стоит в начале слова, после гласной, после Ъ или Ь знаков, в других словах смягчает предыдущий согласный звук, т.д.). – Предложите задание для чистописания. (Прописать строчку Ее). Показ и комментирование учителем образца написания на доске. Обучающиеся прописывают строчку Ее. | Познавательные УУД: наблюдение над языковым материалом с целью самостоятельного формулирования учебной задачи. Личностные результаты: формирование понимания того, что красивое письмо является показателем индивидуальной культуры человека | |
3.3 Работа с материалом учебника Открытие новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: поиск информации по данной теме в различных источниках. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи. Задачи: формировать знания о фразеологических оборотах, развивать способности к анализу, синтезу. Методы и приемы: учебный диалог, приводящий к заведомо спланированному затруднению, проблемная ситуация, наглядные, познавательные. Изучение учебного материала Беседа о значении записанных в словарной работе фразеологизмов: ни сегодня – завтра – скоро, изобретать велосипед – выдавать старое за новое, ковать железо, пока горячо – быстро действовать, пока обстоятельства благоприятны, секрет полишинеля – (нет ответа). – Как узнать? Где взять информацию? (спросить у учителя, у родителей, поискать в интернете, в словаре) На данном этапе детям предоставляется реальная возможность: посмотреть в различных словарях и справочниках, позвонить родителям, спросить у учителей, поискать в интернете. Полученная информация собирается, анализируется, делается вывод: секрет полишинеля – мнимая тайна Отработка правила – Откройте учебник, с. 49. Прочитаем отрывок из упр.83 – Тапир навек повесил нос. Что значит это выражение? (расстроился) – Прочитаем правило. Как вы поняли правило, расскажите своими словами. – Всегда ли уместно использование устойчивых выражений? (нет) – Приведите примеры, когда это неуместно (деловая беседа, собеседование при устройстве на работу, др.). Работа в парах – Откройте учебник, с. 50. упр. 85 предлагаю выполнить в парах. Прочитайте задание и договоритесь, как будете его выполнять. Фронтальная проверка Дополнительно упр.87, упр. 50 | Познавательные УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество, управление поведением Предметные результаты: находить необходимую информацию по заданной теме из различных источников знаний (словарь, справочник, интернет) Информационная грамотность: способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации Языковая грамотность: владение средствами родного языка в устной и письменной речи. | |
Физминутка. Игра «Фразеологический зверинец» Указание: Я произношу начало устойчивого выражения, а вы угадываете продолжение, а именно – название животного и пантомимой или мимикой изображаете это животное. (Проверка: показ картинки) Голоден, как … (волк). Хитёр, как …(лиса). Труслив, как … (заяц). Надут, как … (индюк). Неповоротлив, как … (медведь). Упрям, как …(осёл). Здоров, как … (бык). Колюч, как … (ёж). | Познавательные УУД: освоение умения дополнять фразеологизм Языковая грамотность: владение средствами родного языка в устной речи. | |
3.4 Самостоятельная работа по группам. (Выполнение целей и задач через коммуникативное общение обучающихся в группах) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования познавательных УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи. Задачи: развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку; дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе. Методы: учебный диалог, наглядные, самостоятельная деятельность уч-ся, работа со справочным материалом. Деление на группы, выполнение карточек: 1. Записать устойчивое выражение, судя по его значению. Так говорят о достигнутом успехе, что хорошо получилось, об удачно законченном деле____ (дело в шляпе) Очень удивляться, поражаться чему-то услышанному _______(не верить своим ушам) Сказал все, что думал, допустил вольность в речи ______(дал волю языку) 2. Выписать предложения с устойчивыми выражениями. Я не нашел себе места и встал у двери. Отец не находил себе места от волнения. За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. В двух словах он изложил свою просьбу. В двух словах он допустил три ошибки. 3. Угадай, о чем идет речь? 1. его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; за него водят; иногда его суют не в свое дело. (Нос) 2. они иногда вянут; на них вешают лапшу; некоторые ими хлопают, когда невнимательны; а чрезмерно доверчивые их развешивают. (Уши) 3. он – в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. (Ветер) 4. Замените устойчивыми выражениями: Уезжая, родители наказывали Аленушке внимательно смотреть за Иванушкой.(не спускать глаз) Маша поняла, что Миша ее обманывает. (водит за нос) Опять ты плачешь? (глаза на мокром месте) 5. Определи профессию, объединяющую устойчивые выражения: 1. Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех. (столяр) 2. Трещать по швам; семь раз отмерь; шито белыми нитками; на один покрой.(швея) 3. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. (повар) 6. Закончите стихотворения: Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят _____________________.(Водой не разольешь) Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова, Ребята слушать их не станут, От этой песни __________________. (Уши вянут) Товарищ просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь ____________________. (медвежью услугу) 7. Составьте предложения по картинкам. Сосед водил его за нос. На уроке Миша витал в облаках. Родители плясали под Васину дудку. В З А И М О П Р О В Е Р К А М Е Ж Д У Г Р У П П А М И Видеоролик «Мультфильм про фразеологизмы» | Познавательные УУД: освоение умения находить фразеологизм в устной речи и в тексте, подбирать к ним синонимы и антонимы, верно записывать и использовать. Регулятивные УУД: готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность. Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и в групповой работе. Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, работать в группе). Языковая грамотность: 1)стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры (Как результат применение в своей речи новых фразеологизмов); 2) целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных; 3) готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка. | |
4. Рефлексивно-оценочный этап | ||
4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку деятельности своей и класса. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока. формировать самооценку учащихся Задача: содействовать осознанию учебной деятельности. Методы: -самоконтроль. На рефлексивном экране классу демонстрируются фразеологизмы: 1. Я переливал из пустого в порожнее. 2. Я устал и вышел из себя. 3. Я работал не покладая рук. 4. Я устал, но взял себя в руки. 5. Я смотрел на работу класса в оба глаза. 6. Я ловил все налету. 7. Все было ясно как божий день. 8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах. 9. Я работал засучив рукава. 10. Теперь я в этой теме как рыба в воде. 11. Я гонял лодыря. 12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом. 13. Я наступал на одни и те же грабли. – Конец – делу венец! Подведем итоги, используя данные устойчивые выражения. Обучающиеся проводят рефлексию деятельности. | Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль. Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, анализ утверждений. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные результаты: действие смыслообразования и нравственно-этического оценивания Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, работать в группе). Социальная грамотность (Проведение самооценки по инструкции, пользуясь данным инструментарием) Языковая грамотность: целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных. | |
4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся – Как вы можете использовать знания, полученные на этом уроке, в повседневной жизни? (можно разнообразить свою речь, общаясь с одноклассниками, с родными, т.д.) – На самом деле дело мастера боится! Вы оказались семи пядей во лбу, и вместе мы свернули горы! Оценки с комментированием. Домашнее задание: выполнить на выбор (карточки) (заменить слова устойчивыми выражениями) или (объяснить значение устойчивого выражения) | Языковая грамотность: - осознание ценностей современного мира, представленных в языке; - желание повышать уровень языковой культуры. |