Файл: Чоу во Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты — специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки — члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке.
Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.
С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций. Для своевременного перемещения средств от отправителя денежного перевода к получателю при оптовых платежных операциях используются телеграфные переводы.
В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др. Некоторые банковские автоматы служат только для выдачи наличных денег.
2. Используя данные Приложения 2, определите удельный вес каждой статьи доходов и расходов бюджета, изменение удельного веса по каждой статье, динамику показателей за период. Выполните расчеты в Excel. Напишите выводы, характеризующие качественные и количественные изменения доходов и расходов бюджета в исследуемом периоде.
Решение
Используя данные таблиц 1 и 2, определим удельный вес каждой статьи доходов и расходов, изменение удельного веса по каждой статье. Расчеты выполним в Еxcel, занеся расчетные данные и произведем необходимые вычисления.
В таблице 3 представим расчеты удельного веса доходов бюджета, динамику удельных весов статей доходов.
Таблица 3. Структура доходов федерального бюджета, 2015-2018 гг., млрд рублей
При оценке изменения удельного веса доходов бюджета проведем сравнение данных 2016 года и 2015, а также прогнозов 2018 и 2016 гг.
Структура доходов бюджета складывается из нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. Ненефтегазовые доходы занимают больший удельный вес, чем нефтегазовые. В 2015 году из 12539,7 млрд. руб. доходов бюджета 54,7% занимали ненефтегазовые, в то время как доля нефтегазовых доходов составляла 45,3%. Прогнозом бюджета на 2016 год установлено небольшое увеличение удельного веса ненефтегазовых доходов на 0,2% до 54,9%, соответственно удельный вес нефтегазовых доходов сократится на те же 0,2% до 45,1%. В то же время прогноз на плановый 2018 год в связи с кризисными явлениями в экономике, санкционным режимом со стороны западных стран и прогнозными ценовыми значениями нефтепродуктов предполагает уменьшение доли ненефтегазового сектора до 54,3% в структуре доходов бюджета, что на 0,6% меньше, чем планировалось на 2016 год. В свою очередь доля доходов нефтегазового сектора в сравнении с 2016 годом запланирована в размере 45,7%, что на 0,6% меньше двумя годами ранее.
В нефтегазовых доходах участвуют две доходные статьи бюджета – НДПИ и таможенные пошлины. Их удельный вес в 2015 году составил 24,6% и 20,7% соответственно от всех доходов бюджета. В 2016 году запланировано значительное увеличение удельного веса НДПИ на 3,6% до 28,2%. На 3,8% запланировано снижение доли таможенных пошлин. В 2018 году планируется поднять долю НДПИ в доходах бюджета до 30,5%, что на 2,3% выше показателя 2016 года. В свою очередь удельный вес таможенных пошлин должен снизиться за этот же период до 15,2%, т.е. на 1,7%.
В ненефтегазовых доходах наибольший удельный вес занимает НДС. Его доля в структуре доходов бюджета в 2015 году составила 29,6%. На 2016 год запланировано ее увеличение на 2,4% до 32,0%, а в 2018 году еще на 2,5% до 34,5%. Удельный вес налога на прибыль организаций, акцизов и таможенных пошлин (без нефтегазовых доходов) в 2015 году составил соответственно 3,4%, 4,5% и 5,3%. На 2016 год было учтено разноплановое изменение доли налога на прибыль и акцизов на 0,2%, налога на прибыль увеличение до 3,6%, а акцизов уменьшение до 4,3%. На 2018 год в сравнении с 2016 годом также небольшое увеличение удельного веса налога на прибыль до 3,8% (на 0,2%) и уменьшение доли акцизов до 4,2% (на 0,1%). Удельный вес таможенных пошлин(без нефтегазовых доходов) неуклонно снижается в доходах бюджета – с 5,3% в 2015 году до 4,7% в плановом 2016 году (на 0,6%) и на 0,9% (до 3,8) в 2018 году в сравнении с 2016 годом. Удельный вес дивидендов по акциям, принадлежащим РФ незначителен. В 2015,2016 и 2018 году он соответственно составляет 1,6%, 1,2% и 1,4%. Сначала уменьшение на 0,4%, затем увеличение на 0,2%. Доля НДПИ (без нефтегазовых доходов) также невелик, в течение анализируемого периода он остается без изменений и составляет 0,2%. Прочие ненефтегазовые доходы в доходах бюджета в 2015 году были существенны, их доля 10,1%. Но на 2016 год запланировано уменьшение доли до 9,0%, т.е. на 1,1%, а на 2018 год в сравнении с 2016 годом еще на2,6% до 6,4%.
Далее в таблице 4 представим динамику и темпы роста доходов бюджета.
Таблица 4. Динамика доходов федерального бюджета, 2015-2018 гг., млрд рублей
При оценке темпа роста доходов бюджета проведем сравнение данных 2016 и 2015 гг., а также 2018 и 2016 гг.
На 2016 год запланировано увеличение доходов федерального бюджета с 12539,7 млрд. руб. до 13958,8 млрд. руб., т.е. темп роста 111,3%. Это связано с увеличением нефтегазовых доходов с 5686,7 млрд. руб. до 6292,1 млрд. руб. (темп роста 110,6%) и ненефтегазовых доходов с 6853,0 млрд. руб. до 7666,7 млрд. руб. (темп роста 111,9%). В сравнении с 2016 годом на 2018 год запланировано увеличение доходов федерального бюджета до 15932,7 млрд. руб. – темп роста 114,1%, в среднегодовом исчислении темп прироста 3,8% (√14,1%). За этот период темп роста нефтегазовых доходов запланирован больше, чем ненефтегазовых – 115,7% и 112,9% соответственно. В абсолютном выражении в 2018 году нефтегазовые доходы запланированы в размере 7279,4 млрд. руб., а ненефтегазовые 8653,3 млрд. рубю
В то же время из нефтегазовых доходов на 2016 год в сравнении с 2015 годом запланировано увеличение только НДПИ – темп роста 127,5%, а в абсолютном выражении с 3088,2 млрд. руб. до 3936,6 млрд. руб. Величина таможенных пошлин нефтегазового сектора в 2016 году сократится с 2598,5 млрд. руб. до 2355,8 млрд. руб. (темп роста 90,7%) , т.е. темп падения 9,3% (100-90,7). В 2018 году темп роста поступлений от НДПИ в сравнении с 2016 годом составит 123,6% (до 4864,0 млрд. руб.), в то время как от таможенных пошлин будет получено 2415,4 млрд. руб. – темп роста 102,5% в сравнении с 2016 годом.
Оценивая ненефтегазовые доходы можно сказать, что наибольший темп роста в 2016 году прогнозируется от поступлений НДС – 120,1% (с 3714,8 млрд. руб. до 4463,1 млрд. руб.). Далее идет налог на прибыль организаций – темп роста 118,5% ( с 421,7 млрд. руб. до 499,8 млрд. руб.), затем НДПИ (без учета нефтегазовых доходов) – 109,1% (с 29,8 млрд. руб. до 32,5 млрд. руб.). Также поступления от акцизов увеличатся с 558,3 млрд. руб. до 600,0 млрд. – руб. – темп роста 107,5%. Остальные ненефтегазовые статьи доходов бюджета запланированы с сокращением. Так, величина таможенных пошлин уменьшится с 667,3 млрд. руб. до 656,1 млрд. руб. (темп падения 1,7%=100%-98,3%), величина дивидендов по акциям, принадлежащим РФ уменьшится с 198,4 млрд. руб. до 162,5 млрд. руб. (темп падения 18,1%=100% - 81,9%) и прочие ненефтегазовые доходы сократятся с 1262,7 млрд. руб. до 1252,8 млрд. руб. (темп падения 0,8% = 100% - 99,2%). В 2018 году максимальный темп роста от дивидендов по акциям – в сравнении с 2016 годом 138,2%, но в абсолютном выражении их значение с другими статьями невелико – увеличение до 224,5 млрд. руб. Как и 2 года назад запланировано на 2018 год уменьшение поступлений от таможенных пошлин до 606,8млрд. руб. и прочих ненефтегазовых доходов до 1020,4 млрд. руб. – темп роста соответственно 92,5% и 81,4%, а значит темп падения 7,5% и 18,6% соответственно. Как и в 2016 году, в 2018 году запланировано большее поступление налога на прибыль до 606,4 млрд. руб. (темп роста 121,3%), НДС до 5491,4 млрд. руб. (темп роста 123,0%) и акцизов до 670,0 млрд. руб. (темп роста 111,7%).
Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты — специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки — члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке.
Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.
С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций. Для своевременного перемещения средств от отправителя денежного перевода к получателю при оптовых платежных операциях используются телеграфные переводы.
В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др. Некоторые банковские автоматы служат только для выдачи наличных денег.
2. Используя данные Приложения 2, определите удельный вес каждой статьи доходов и расходов бюджета, изменение удельного веса по каждой статье, динамику показателей за период. Выполните расчеты в Excel. Напишите выводы, характеризующие качественные и количественные изменения доходов и расходов бюджета в исследуемом периоде.
Решение
Используя данные таблиц 1 и 2, определим удельный вес каждой статьи доходов и расходов, изменение удельного веса по каждой статье. Расчеты выполним в Еxcel, занеся расчетные данные и произведем необходимые вычисления.
В таблице 3 представим расчеты удельного веса доходов бюджета, динамику удельных весов статей доходов.
Таблица 3. Структура доходов федерального бюджета, 2015-2018 гг., млрд рублей
Показатель | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Изменение уд.веса 2016 г. к 2015(+;-) | Изменение уд.веса 2018 г. к 2016(+;-) | ||||
Закон 93-ФЗ | Уд.вес статьи, % | прогноз | Уд.вес статьи, % | прогноз | Уд.вес статьи, % | прогноз | Уд.вес статьи, % | |||
Доходы, всего | 12539,7 | 100,0 | 13958,8 | 100,0 | 14916,6 | 100,0 | 15932,7 | 100,0 | | |
в том числе: | | | | | | | | | | |
Нефтегазовые доходы | 5686,7 | 45,3 | 6292,1 | 45,1 | 6821,8 | 45,7 | 7279,4 | 45,7 | -0,2 | 0,6 |
в том числе: | | | | | | | | | | |
НДПИ | 3088,2 | 24,6 | 3936,3 | 28,2 | 4543,3 | 30,5 | 4864,0 | 30,5 | 3,6 | 2,3 |
Таможенные пошлины | 2598,5 | 20,7 | 2355,8 | 16,9 | 2278,5 | 15,3 | 2415,4 | 15,2 | -3,8 | -1,7 |
Ненефтегазовые доходы | 6853,0 | 54,7 | 7666,7 | 54,9 | 8094,8 | 54,3 | 8653,3 | 54,3 | 0,2 | -0,6 |
в том числе: | | | | | | | | | | |
Налог на прибыль организаций | 421,7 | 3,4 | 499,8 | 3,6 | 553,3 | 3,7 | 606,4 | 3,8 | 0,2 | 0,2 |
НДС | 3714,8 | 29,6 | 4463,1 | 32,0 | 4969,3 | 33,3 | 5491,4 | 34,5 | 2,4 | 2,5 |
Акцизы | 558,3 | 4,5 | 600,0 | 4,3 | 656,3 | 4,4 | 670,0 | 4,2 | -0,2 | -0,1 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 29,8 | 0,2 | 32,5 | 0,2 | 33,1 | 0,2 | 33,8 | 0,2 | - | - |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 667,3 | 5,3 | 656,1 | 4,7 | 618,4 | 4,1 | 606,8 | 3,8 | -0,6 | -0,9 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим Р Ф | 198,4 | 1,6 | 162,5 | 1,2 | 221,7 | 1,5 | 224,5 | 1,4 | -0,4 | 0,2 |
Прочие ненефтегазовые доходы | 1262,7 | 10,1 | 1252,8 | 9,0 | 1042,7 | 7,0 | 1020,4 | 6,4 | -1,1 | -2,6 |
При оценке изменения удельного веса доходов бюджета проведем сравнение данных 2016 года и 2015, а также прогнозов 2018 и 2016 гг.
Структура доходов бюджета складывается из нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. Ненефтегазовые доходы занимают больший удельный вес, чем нефтегазовые. В 2015 году из 12539,7 млрд. руб. доходов бюджета 54,7% занимали ненефтегазовые, в то время как доля нефтегазовых доходов составляла 45,3%. Прогнозом бюджета на 2016 год установлено небольшое увеличение удельного веса ненефтегазовых доходов на 0,2% до 54,9%, соответственно удельный вес нефтегазовых доходов сократится на те же 0,2% до 45,1%. В то же время прогноз на плановый 2018 год в связи с кризисными явлениями в экономике, санкционным режимом со стороны западных стран и прогнозными ценовыми значениями нефтепродуктов предполагает уменьшение доли ненефтегазового сектора до 54,3% в структуре доходов бюджета, что на 0,6% меньше, чем планировалось на 2016 год. В свою очередь доля доходов нефтегазового сектора в сравнении с 2016 годом запланирована в размере 45,7%, что на 0,6% меньше двумя годами ранее.
В нефтегазовых доходах участвуют две доходные статьи бюджета – НДПИ и таможенные пошлины. Их удельный вес в 2015 году составил 24,6% и 20,7% соответственно от всех доходов бюджета. В 2016 году запланировано значительное увеличение удельного веса НДПИ на 3,6% до 28,2%. На 3,8% запланировано снижение доли таможенных пошлин. В 2018 году планируется поднять долю НДПИ в доходах бюджета до 30,5%, что на 2,3% выше показателя 2016 года. В свою очередь удельный вес таможенных пошлин должен снизиться за этот же период до 15,2%, т.е. на 1,7%.
В ненефтегазовых доходах наибольший удельный вес занимает НДС. Его доля в структуре доходов бюджета в 2015 году составила 29,6%. На 2016 год запланировано ее увеличение на 2,4% до 32,0%, а в 2018 году еще на 2,5% до 34,5%. Удельный вес налога на прибыль организаций, акцизов и таможенных пошлин (без нефтегазовых доходов) в 2015 году составил соответственно 3,4%, 4,5% и 5,3%. На 2016 год было учтено разноплановое изменение доли налога на прибыль и акцизов на 0,2%, налога на прибыль увеличение до 3,6%, а акцизов уменьшение до 4,3%. На 2018 год в сравнении с 2016 годом также небольшое увеличение удельного веса налога на прибыль до 3,8% (на 0,2%) и уменьшение доли акцизов до 4,2% (на 0,1%). Удельный вес таможенных пошлин(без нефтегазовых доходов) неуклонно снижается в доходах бюджета – с 5,3% в 2015 году до 4,7% в плановом 2016 году (на 0,6%) и на 0,9% (до 3,8) в 2018 году в сравнении с 2016 годом. Удельный вес дивидендов по акциям, принадлежащим РФ незначителен. В 2015,2016 и 2018 году он соответственно составляет 1,6%, 1,2% и 1,4%. Сначала уменьшение на 0,4%, затем увеличение на 0,2%. Доля НДПИ (без нефтегазовых доходов) также невелик, в течение анализируемого периода он остается без изменений и составляет 0,2%. Прочие ненефтегазовые доходы в доходах бюджета в 2015 году были существенны, их доля 10,1%. Но на 2016 год запланировано уменьшение доли до 9,0%, т.е. на 1,1%, а на 2018 год в сравнении с 2016 годом еще на2,6% до 6,4%.
Далее в таблице 4 представим динамику и темпы роста доходов бюджета.
Таблица 4. Динамика доходов федерального бюджета, 2015-2018 гг., млрд рублей
Показатель | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Темп роста 2016 г.к 2015 г.,% | Темп роста 2018 г.к 2016 г.,% |
Закон 93-ФЗ | прогноз | прогноз | прогноз | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Доходы, всего | 12539,7 | 13958,8 | 14916,6 | 15932,7 | 111,3 | 114,1 |
в том числе: | | | | | | |
Нефтегазовые доходы | 5686,7 | 6292,1 | 6821,8 | 7279,4 | 110,6 | 115,7 |
в том числе: | | | | | | |
НДПИ | 3088,2 | 3936,3 | 4543,3 | 4864,0 | 127,5 | 123,6 |
Таможенные пошлины | 2598,5 | 2355,8 | 2278,5 | 2415,4 | 90,7 | 102,5 |
Ненефтегазовые доходы | 6853,0 | 7666,7 | 8094,8 | 8653,3 | 111,9 | 112,9 |
в том числе: | | | | | | |
Налог на прибыль организаций | 421,7 | 499,8 | 553,3 | 606,4 | 118,5 | 121,3 |
НДС | 3714,8 | 4463,1 | 4969,3 | 5491,4 | 120,1 | 123,0 |
Акцизы | 558,3 | 600,0 | 656,3 | 670,0 | 107,5 | 111,7 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 29,8 | 32,5 | 33,1 | 33,8 | 109,1 | 104,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 667,3 | 656,1 | 618,4 | 606,8 | 98,3 | 92,5 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации | 198,4 | 162,5 | 221,7 | 224,5 | 81,9 | 138,2 |
Прочие ненефтегазовые доходы | 1262,7 | 1252,8 | 1042,7 | 1020,4 | 99,2 | 81,4 |
При оценке темпа роста доходов бюджета проведем сравнение данных 2016 и 2015 гг., а также 2018 и 2016 гг.
На 2016 год запланировано увеличение доходов федерального бюджета с 12539,7 млрд. руб. до 13958,8 млрд. руб., т.е. темп роста 111,3%. Это связано с увеличением нефтегазовых доходов с 5686,7 млрд. руб. до 6292,1 млрд. руб. (темп роста 110,6%) и ненефтегазовых доходов с 6853,0 млрд. руб. до 7666,7 млрд. руб. (темп роста 111,9%). В сравнении с 2016 годом на 2018 год запланировано увеличение доходов федерального бюджета до 15932,7 млрд. руб. – темп роста 114,1%, в среднегодовом исчислении темп прироста 3,8% (√14,1%). За этот период темп роста нефтегазовых доходов запланирован больше, чем ненефтегазовых – 115,7% и 112,9% соответственно. В абсолютном выражении в 2018 году нефтегазовые доходы запланированы в размере 7279,4 млрд. руб., а ненефтегазовые 8653,3 млрд. рубю
В то же время из нефтегазовых доходов на 2016 год в сравнении с 2015 годом запланировано увеличение только НДПИ – темп роста 127,5%, а в абсолютном выражении с 3088,2 млрд. руб. до 3936,6 млрд. руб. Величина таможенных пошлин нефтегазового сектора в 2016 году сократится с 2598,5 млрд. руб. до 2355,8 млрд. руб. (темп роста 90,7%) , т.е. темп падения 9,3% (100-90,7). В 2018 году темп роста поступлений от НДПИ в сравнении с 2016 годом составит 123,6% (до 4864,0 млрд. руб.), в то время как от таможенных пошлин будет получено 2415,4 млрд. руб. – темп роста 102,5% в сравнении с 2016 годом.
Оценивая ненефтегазовые доходы можно сказать, что наибольший темп роста в 2016 году прогнозируется от поступлений НДС – 120,1% (с 3714,8 млрд. руб. до 4463,1 млрд. руб.). Далее идет налог на прибыль организаций – темп роста 118,5% ( с 421,7 млрд. руб. до 499,8 млрд. руб.), затем НДПИ (без учета нефтегазовых доходов) – 109,1% (с 29,8 млрд. руб. до 32,5 млрд. руб.). Также поступления от акцизов увеличатся с 558,3 млрд. руб. до 600,0 млрд. – руб. – темп роста 107,5%. Остальные ненефтегазовые статьи доходов бюджета запланированы с сокращением. Так, величина таможенных пошлин уменьшится с 667,3 млрд. руб. до 656,1 млрд. руб. (темп падения 1,7%=100%-98,3%), величина дивидендов по акциям, принадлежащим РФ уменьшится с 198,4 млрд. руб. до 162,5 млрд. руб. (темп падения 18,1%=100% - 81,9%) и прочие ненефтегазовые доходы сократятся с 1262,7 млрд. руб. до 1252,8 млрд. руб. (темп падения 0,8% = 100% - 99,2%). В 2018 году максимальный темп роста от дивидендов по акциям – в сравнении с 2016 годом 138,2%, но в абсолютном выражении их значение с другими статьями невелико – увеличение до 224,5 млрд. руб. Как и 2 года назад запланировано на 2018 год уменьшение поступлений от таможенных пошлин до 606,8млрд. руб. и прочих ненефтегазовых доходов до 1020,4 млрд. руб. – темп роста соответственно 92,5% и 81,4%, а значит темп падения 7,5% и 18,6% соответственно. Как и в 2016 году, в 2018 году запланировано большее поступление налога на прибыль до 606,4 млрд. руб. (темп роста 121,3%), НДС до 5491,4 млрд. руб. (темп роста 123,0%) и акцизов до 670,0 млрд. руб. (темп роста 111,7%).