Файл: Чоу во Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты — специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки — члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке.

Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.

С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций. Для своевременного перемещения средств от отправителя денежного перевода к получателю при оптовых платежных операциях используются телеграфные переводы.

В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др. Некоторые банковские автоматы служат только для выдачи наличных денег.

2. Используя данные Приложения 2, определите удельный вес каждой статьи доходов и расходов бюджета, изменение удельного веса по каждой статье, динамику показателей за период. Выполните расчеты в Excel. Напишите выводы, характеризующие качественные и количественные изменения доходов и расходов бюджета в исследуемом периоде.

Решение

Используя данные таблиц 1 и 2, определим удельный вес каждой статьи доходов и расходов, изменение удельного веса по каждой статье. Расчеты выполним в Еxcel, занеся расчетные данные и произведем необходимые вычисления.

В таблице 3 представим расчеты удельного веса доходов бюджета, динамику удельных весов статей доходов.

Таблица 3. Структура доходов федерального бюджета, 2015-2018 гг., млрд рублей

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Изменение уд.веса 2016 г. к 2015(+;-)

Изменение уд.веса 2018 г. к 2016(+;-)

Закон 93-ФЗ

Уд.вес статьи, %

прогноз

Уд.вес статьи, %

прогноз

Уд.вес статьи, %

прогноз

Уд.вес статьи, %

Доходы, всего

12539,7

100,0

13958,8

100,0

14916,6

100,0

15932,7

100,0







в том числе:































Нефтегазовые доходы

5686,7

45,3

6292,1

45,1

6821,8

45,7

7279,4

45,7



-0,2



0,6

в том числе:































НДПИ

3088,2

24,6

3936,3

28,2

4543,3

30,5

4864,0

30,5


3,6


2,3

Таможенные пошлины

2598,5

20,7

2355,8

16,9

2278,5

15,3

2415,4

15,2


-3,8


-1,7

Ненефтегазовые доходы

6853,0

54,7

7666,7

54,9

8094,8

54,3

8653,3

54,3



0,2



-0,6

в том числе:































Налог на прибыль организаций

421,7

3,4

499,8

3,6

553,3

3,7

606,4

3,8



0,2



0,2

НДС

3714,8

29,6

4463,1

32,0

4969,3

33,3

5491,4

34,5

2,4

2,5

Акцизы

558,3

4,5

600,0

4,3

656,3

4,4

670,0

4,2

-0,2

-0,1

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

29,8

0,2

32,5

0,2

33,1

0,2

33,8

0,2



-



-

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

667,3

5,3

656,1

4,7

618,4

4,1

606,8

3,8


-0,6


-0,9

Дивиденды по акциям, принадлежащим Р Ф

198,4

1,6

162,5

1,2

221,7

1,5

224,5

1,4

-0,4

0,2

Прочие ненефтегазовые доходы

1262,7

10,1

1252,8

9,0

1042,7

7,0

1020,4

6,4

-1,1

-2,6



При оценке изменения удельного веса доходов бюджета проведем сравнение данных 2016 года и 2015, а также прогнозов 2018 и 2016 гг.

Структура доходов бюджета складывается из нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. Ненефтегазовые доходы занимают больший удельный вес, чем нефтегазовые. В 2015 году из 12539,7 млрд. руб. доходов бюджета 54,7% занимали ненефтегазовые, в то время как доля нефтегазовых доходов составляла 45,3%. Прогнозом бюджета на 2016 год установлено небольшое увеличение удельного веса ненефтегазовых доходов на 0,2% до 54,9%, соответственно удельный вес нефтегазовых доходов сократится на те же 0,2% до 45,1%. В то же время прогноз на плановый 2018 год в связи с кризисными явлениями в экономике, санкционным режимом со стороны западных стран и прогнозными ценовыми значениями нефтепродуктов предполагает уменьшение доли ненефтегазового сектора до 54,3% в структуре доходов бюджета, что на 0,6% меньше, чем планировалось на 2016 год. В свою очередь доля доходов нефтегазового сектора в сравнении с 2016 годом запланирована в размере 45,7%, что на 0,6% меньше двумя годами ранее.

В нефтегазовых доходах участвуют две доходные статьи бюджета – НДПИ и таможенные пошлины. Их удельный вес в 2015 году составил 24,6% и 20,7% соответственно от всех доходов бюджета. В 2016 году запланировано значительное увеличение удельного веса НДПИ на 3,6% до 28,2%. На 3,8% запланировано снижение доли таможенных пошлин. В 2018 году планируется поднять долю НДПИ в доходах бюджета до 30,5%, что на 2,3% выше показателя 2016 года. В свою очередь удельный вес таможенных пошлин должен снизиться за этот же период до 15,2%, т.е. на 1,7%.

В ненефтегазовых доходах наибольший удельный вес занимает НДС. Его доля в структуре доходов бюджета в 2015 году составила 29,6%. На 2016 год запланировано ее увеличение на 2,4% до 32,0%, а в 2018 году еще на 2,5% до 34,5%. Удельный вес налога на прибыль организаций, акцизов и таможенных пошлин (без нефтегазовых доходов) в 2015 году составил соответственно 3,4%, 4,5% и 5,3%. На 2016 год было учтено разноплановое изменение доли налога на прибыль и акцизов на 0,2%, налога на прибыль увеличение до 3,6%, а акцизов уменьшение до 4,3%. На 2018 год в сравнении с 2016 годом также небольшое увеличение удельного веса налога на прибыль до 3,8% (на 0,2%) и уменьшение доли акцизов до 4,2% (на 0,1%). Удельный вес таможенных пошлин(без нефтегазовых доходов) неуклонно снижается в доходах бюджета – с 5,3% в 2015 году до 4,7% в плановом 2016 году (на 0,6%) и на 0,9% (до 3,8) в 2018 году в сравнении с 2016 годом. Удельный вес дивидендов по акциям, принадлежащим РФ незначителен. В 2015,2016 и 2018 году он соответственно составляет 1,6%, 1,2% и 1,4%. Сначала уменьшение на 0,4%, затем увеличение на 0,2%. Доля НДПИ (без нефтегазовых доходов) также невелик, в течение анализируемого периода он остается без изменений и составляет 0,2%. Прочие ненефтегазовые доходы в доходах бюджета в 2015 году были существенны, их доля 10,1%. Но на 2016 год запланировано уменьшение доли до 9,0%, т.е. на 1,1%, а на 2018 год в сравнении с 2016 годом еще на2,6% до 6,4%.


Далее в таблице 4 представим динамику и темпы роста доходов бюджета.

Таблица 4. Динамика доходов федерального бюджета, 2015-2018 гг., млрд рублей

Показатель

2015

2016

2017

2018

Темп роста 2016 г.к 2015 г.,%

Темп роста 2018 г.к 2016 г.,%

Закон 93-ФЗ

прогноз

прогноз

прогноз

1

2

3

4

5

6

7

Доходы, всего

12539,7

13958,8

14916,6

15932,7

111,3

114,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

5686,7

6292,1

6821,8

7279,4


110,6


115,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

НДПИ

3088,2

3936,3

4543,3

4864,0

127,5

123,6

Таможенные пошлины

2598,5

2355,8

2278,5

2415,4


90,7


102,5

Ненефтегазовые доходы

6853,0

7666,7

8094,8

8653,3


111,9


112,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль организаций

421,7

499,8

553,3

606,4



118,5



121,3

НДС

3714,8

4463,1

4969,3

5491,4

120,1

123,0

Акцизы

558,3

600,0

656,3

670,0

107,5

111,7

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

29,8

32,5

33,1

33,8



109,1



104,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

667,3

656,1

618,4

606,8


98,3


92,5

Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации

198,4

162,5

221,7

224,5

81,9

138,2

Прочие ненефтегазовые доходы

1262,7

1252,8

1042,7

1020,4



99,2



81,4



При оценке темпа роста доходов бюджета проведем сравнение данных 2016 и 2015 гг., а также 2018 и 2016 гг.

На 2016 год запланировано увеличение доходов федерального бюджета с 12539,7 млрд. руб. до 13958,8 млрд. руб., т.е. темп роста 111,3%. Это связано с увеличением нефтегазовых доходов с 5686,7 млрд. руб. до 6292,1 млрд. руб. (темп роста 110,6%) и ненефтегазовых доходов с 6853,0 млрд. руб. до 7666,7 млрд. руб. (темп роста 111,9%). В сравнении с 2016 годом на 2018 год запланировано увеличение доходов федерального бюджета до 15932,7 млрд. руб. – темп роста 114,1%, в среднегодовом исчислении темп прироста 3,8% (√14,1%). За этот период темп роста нефтегазовых доходов запланирован больше, чем ненефтегазовых – 115,7% и 112,9% соответственно. В абсолютном выражении в 2018 году нефтегазовые доходы запланированы в размере 7279,4 млрд. руб., а ненефтегазовые 8653,3 млрд. рубю

В то же время из нефтегазовых доходов на 2016 год в сравнении с 2015 годом запланировано увеличение только НДПИ – темп роста 127,5%, а в абсолютном выражении с 3088,2 млрд. руб. до 3936,6 млрд. руб. Величина таможенных пошлин нефтегазового сектора в 2016 году сократится с 2598,5 млрд. руб. до 2355,8 млрд. руб. (темп роста 90,7%) , т.е. темп падения 9,3% (100-90,7). В 2018 году темп роста поступлений от НДПИ в сравнении с 2016 годом составит 123,6% (до 4864,0 млрд. руб.), в то время как от таможенных пошлин будет получено 2415,4 млрд. руб. – темп роста 102,5% в сравнении с 2016 годом.

Оценивая ненефтегазовые доходы можно сказать, что наибольший темп роста в 2016 году прогнозируется от поступлений НДС – 120,1% (с 3714,8 млрд. руб. до 4463,1 млрд. руб.). Далее идет налог на прибыль организаций – темп роста 118,5% ( с 421,7 млрд. руб. до 499,8 млрд. руб.), затем НДПИ (без учета нефтегазовых доходов) – 109,1% (с 29,8 млрд. руб. до 32,5 млрд. руб.). Также поступления от акцизов увеличатся с 558,3 млрд. руб. до 600,0 млрд. – руб. – темп роста 107,5%. Остальные ненефтегазовые статьи доходов бюджета запланированы с сокращением. Так, величина таможенных пошлин уменьшится с 667,3 млрд. руб. до 656,1 млрд. руб. (темп падения 1,7%=100%-98,3%), величина дивидендов по акциям, принадлежащим РФ уменьшится с 198,4 млрд. руб. до 162,5 млрд. руб. (темп падения 18,1%=100% - 81,9%) и прочие ненефтегазовые доходы сократятся с 1262,7 млрд. руб. до 1252,8 млрд. руб. (темп падения 0,8% = 100% - 99,2%). В 2018 году максимальный темп роста от дивидендов по акциям – в сравнении с 2016 годом 138,2%, но в абсолютном выражении их значение с другими статьями невелико – увеличение до 224,5 млрд. руб. Как и 2 года назад запланировано на 2018 год уменьшение поступлений от таможенных пошлин до 606,8млрд. руб. и прочих ненефтегазовых доходов до 1020,4 млрд. руб. – темп роста соответственно 92,5% и 81,4%, а значит темп падения 7,5% и 18,6% соответственно. Как и в 2016 году, в 2018 году запланировано большее поступление налога на прибыль до 606,4 млрд. руб. (темп роста 121,3%), НДС до 5491,4 млрд. руб. (темп роста 123,0%) и акцизов до 670,0 млрд. руб. (темп роста 111,7%).