Файл: Чоу во Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее проанализируем, как изменится структура расходов бюджета за период исследования. Построим таблицу 5, куда занесем расчеты удельного веса расходных статей федерального бюджета и их динамику за период 2015 – 2018 гг.
Таблица 5. Структура расходов федерального бюджета, 2015-2018 гг., млрд рублей
Показатель | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Изменение уд.веса 2016 г. к 2015(+;-) | Изменение уд.веса 2018 г. к 2016(+;-) | ||||
Закон 93-ФЗ | Уд.вес статьи, % | прогноз | Уд.вес статьи, % | прогноз | Уд.вес статьи, % | прогноз | Уд.вес статьи,% | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ВСЕГО | 15215,0 | 100,0 | 15865,0 | 100,0 | 16234,2 | 100,0 | 15768,7 | 100,0 | | |
в том числе: | | | | | | | | | | |
Общегосударственные вопросы | 1082,5 | 7,1 | 1100,7 | 6,9 | 1226,0 | 7,6 | 993,6 | 6,3 | -0,2 | -0,6 |
Национальная оборона | 3107,9 | 20,4 | 2930,9 | 18,5 | 3064,6 | 18,9 | 3065,0 | 19,4 | -2,0 | 1,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2049,9 | 13,5 | 2077,2 | 13,1 | 1971,9 | 12,1 | 1781,7 | 11,3 | -0,4 | -1,8 |
Национальная экономика | 2166,0 | 14,2 | 2211,6 | 13,9 | 2243,3 | 13,8 | 2123,5 | 13,5 | -0,3 | -0,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 127,7 | 0,8 | 86,4 | 0,5 | 39,3 | 0,2 | 30,3 | 0,2 | -0,3 | -0,4 |
Охрана окружающей среды | 46,8 | 0,3 | 49,7 | 0,3 | 47,2 | 0,3 | 48,0 | 0,3 | 0,0 | 0,0 |
Образование | 602,4 | 4,0 | 602,7 | 3,8 | 644,7 | 4,0 | 645,9 | 4,1 | -0,2 | 0,3 |
Культура, кинематография | 90,9 | 0,6 | 91,6 | 0,6 | 81,4 | 0,5 | 81,3 | 0,5 | 0,0 | -0,1 |
Здравоохранение | 385,5 | 2,5 | 395,8 | 2,5 | 417,7 | 2,6 | 390,2 | 2,5 | 0,0 | 0,0 |
Социальная политика | 4214,7 | 27,7 | 4897,7 | 30,9 | 4962,1 | 30,6 | 5021,0 | 31,8 | 3,2 | 1,0 |
Физическая культура и спорт | 71,3 | 0,5 | 70,1 | 0,4 | 79,7 | 0,5 | 47,7 | 0,3 | 0,0 | -0,1 |
Средства массовой информации | 72,8 | 0,5 | 57,1 | 0,4 | 60,1 | 0,4 | 60,1 | 0,4 | -0,1 | 0,0 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 585,3 | 3,8 | 690,9 | 4,4 | 745,7 | 4,6 | 829,6 | 5,3 | 0,5 | 0,9 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 611,4 | 4,0 | 602,7 | 3,8 | 650,5 | 4,0 | 650,5 | 4,1 | -0,2 | 0,3 |
По информации из таблицы 5 можно сказать, что наиболее значимые статьи в расходной части федерального бюджета в 2015 году это «социальная политика» (удельный вес 27,7%), «национальная оборона» (доля 20,4%), «национальная экономика» (доля 14,2%), «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (доля 13,5%) и «общегосударственные вопросы» (доля 7,1%). Остальные статьи составляют менее 5% расходов федерального бюджета. В отличие от советского периода незначителен вес образования и здравоохранения – соответственно 4% и 2,5%. Обслуживание государственного и муниципального долга обошлось в 2015 году в 3,8% расходов бюджета. Примерно столько же, чуть больше (4,0%) пришлось на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ. На остальные 5 статей в общем пришлось 2,7% расходов и распределились они так – доля ЖКХ 0,8%, культуры и кинематографии 0,6%, по 0,5% доля физкультуры и спорта, а также СМИ, и только 0,3% удельный вес на охрану окружающей среды.
При прогнозе на 2016 год изменения в структуре расходов федерального бюджета в основном незначительны, но наиболее значимая статья «социальная политика» «потяжелела» на 3,2%, составив 30,9%. Также возрос удельный вес по обслуживанию государственного и муниципального долга до 4,4%, т.е. на 0,5%. Остальные статьи в удельном весе расходов государства не изменились или уменьшились. Так, без изменения остались охрана окружающей среды, культура и кинематография, здравоохранение, физкультура и спорт. Уменьшение удельного веса было максимальным в сфере национальной обороны – на 2,0% до 18,5%. Доля расходов на общегосударственные вопросы уменьшилась на 0,2% до 7,1%, доля расходов на нацбезопасность и правоохранительную деятельность на 0,4% до 13,1%, доля расходов на поддержку национальной экономики на 0,3% до 13,9%, доля расходов на ЖКХ на 0,3% до 0,5%, доля расходов на образование на 0,2% до 3,8%, доля расходов на СМИ на 0,1% до 0,4%, доля межбюджетных трансфертов на 0,2% до 3,8%.
На 2018 год никаких глобальных изменений в структуре расходов федерального бюджета в сравнении с 2016 годом не предусмотрено. Максимальное изменение по удельному весу на расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – сокращение на 1,8% до 11,3%. В то же время расходы на национальную оборону и социальную политику в удельном весе возрастут на 1,0% и составят соответственно 19,4% и 31,8% расходов бюджета. Немного подрастет удельный вес расходов на образование до 4,1% (+0,3%), обслуживание государственного и муниципального долга на 0,9% до 5,3% и на межбюджетные трансферты до 4,1% (+0,3%). Сократится удельный вес расходов на общегосударственные вопросы до 6,3% (-0,6%), поддержку национальной экономики до 13,5%(-0,5%), ЖКХ до 0,2%(-0,4%), культуру и кинематографию до 0,5% (-0,1%), физкультуру и спорт до 0,3%(-0,1%). Без изменений на 2018 год по сравнению с 2016 годом сохранится удельный вес
расходов на охрану окружающей среды, здравоохранение и средства массовой информации.
Проанализируем динамику расходов бюджета за 2015 – 2018 гг. Расчеты представим в таблице 6.
Таблица 6. Динамика расходов федерального бюджета, 2015-2018 гг., млрд рублей
Показатель | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Темп роста 2016 г.к 2015 г.,% | Темп роста 2018 г.к 2016 г.,% |
Закон 93-ФЗ | прогноз | прогноз | Про-гноз | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ВСЕГО | 15215,0 | 15865,0 | 16234,2 | 15768,7 | 104,3 | 99,4 |
в том числе: | | | | | | |
Общегосударственные вопросы | 1082,5 | 1100,7 | 1226,0 | 993,6 | 101,7 | 90,3 |
Национальная оборона | 3107,9 | 2930,9 | 3064,6 | 3065,0 | 94,3 | 104,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2049,9 | 2077,2 | 1971,9 | 1781,7 | 101,3 | 85,8 |
Национальная экономика | 2166,0 | 2211,6 | 2243,3 | 2123,5 | 102,1 | 96,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 127,7 | 86,4 | 39,3 | 30,3 | 67,7 | 35,1 |
Охрана окружающей среды | 46,8 | 49,7 | 47,2 | 48,0 | 106,2 | 96,6 |
Образование | 602,4 | 602,7 | 644,7 | 645,9 | 100,1 | 107,2 |
Культура, кинематография | 90,9 | 91,6 | 81,4 | 81,3 | 100,8 | 88,8 |
Здравоохранение | 385,5 | 395,8 | 417,7 | 390,2 | 102,7 | 98,6 |
Социальная политика | 4214,7 | 4897,7 | 4962,1 | 5021,0 | 116,2 | 102,5 |
Физическая культура и спорт | 71,3 | 70,1 | 79,7 | 47,7 | 98,2 | 68,0 |
Средства массовой информации | 72,8 | 57,1 | 60,1 | 60,1 | 78,4 | 105,3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 585,3 | 690,9 | 745,7 | 829,6 | 118,0 | 120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 611,4 | 602,7 | 650,5 | 650,5 | 98,6 | 107,9 |
Анализируя таблицу 6 можно сказать, что расходы бюджета в 2015 году составляли 15215 млрд. руб. На 2016 год было запланировано их увеличение до 15865,0 млрд. руб., темп роста 104,3%. Максимальный темп роста в государственных расходах заложен на обслуживание государственного и муниципального долга – 118,0%, но в абсолютном выражении это не так много – с 585,3 млрд. руб. до 690,9 млрд. руб. (+105,6 млрд. руб.). Наиболее значительное увеличение составляют расходы на социальную политику с 4214,7 млрд. руб. до 4897,7 млрд. руб. (+683 млрд. руб.), а темп роста 116,2%. Расходы на национальную оборону сокращены в 2016 году по прогнозу на 177 млрд. руб. (2930,9 – 3107,9), т.е. темп падения 5,7% (100-94,3). В 2016 году возросли расходы на общегосударственные вопросы с 1082,5 млрд. руб. до 1100,7 млрд. руб. (темп роста 101,7%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность с 2049,9 млрд. руб. до 2077,2 млрд. руб. (темп роста 101,3%), поддержку национальной экономики с 2166,0 млрд. руб. до 2211,6 млрд. руб. (темп роста 102,1%), охрану окружающей среды с 46,8 млрд. руб. до 49,7 млрд. руб. (темп роста 106,2%), образование на 0,3 млрд. руб. (602,7 – 902,4)(темп роста 100,1%), культуру и кинематографию на 0,7 млрд. руб. (91,6 – 90,9) (темп роста 100,8%), здравоохранение с 385,5 млрд. руб. до 395,8 млрд. руб. (темп роста 102,7%). По остальным расходным статьям произошло уменьшение расходов и, соответственно по ним был темп падения. Так, сокращены расходы на ЖКХ с 127,7 млрд. руб. до 86,4 млрд. руб. (темп падения 100 – 86,4 =13,6%), физическую культуру и спорт с 71,3 млрд. руб. до 70,1 млрд. руб. (темп падения 100- 98,2 = 1,8%), средства массовой информации с 72,8 млрд. руб. до 57,1 млрд. руб. (темп падения 100-78,4 = 21,6%), межбюджетные трансферты с 611,4 млрд. руб. до 602,7 млрд. руб. (темп падения 100-98,6 = 1,4%).
На 2018 год в сравнении с 2016 годом запланировано сокращение расходов федерального бюджета до 15768,7 млрд. руб. – темп роста 99,4%, т.е. темп падения на 0,6%. В абсолютном исчислении максимально возрастут расходы на национальную оборону с 2930,9 млрд. руб. до 3065 млрд. руб. (темп роста 104,6%, прирост 3065-2930,9 = 134,1 млрд. руб.). Также увеличение расходов на социальную политику до 5021 млрд. руб. (темп роста 102,5%). Подрастут расходы на образование до 645,9 млрд. руб. (темп роста 107,2%), средства массовой информации до 60,1 млрд. руб. (темп роста 105,3%), обслуживание госдолга до 829,6 млрд. руб. (темп роста 120,1%), межбюджетные трансферты до 650,5 млрд. руб. (темп роста 107,9%). По остальным статьям в 2018 году запланировано сокращение в сравнении с 2016 годом. В большей степени это коснется расходов на нацбезопасность и правоохранительную деятельность – уменьшение на 295,5 млрд. руб. (1781,7 – 2077,2), темп роста 85,8%. Также намного уменьшится финансирование расходов на общегосударственные вопросы с 1100,7 млрд. руб. до 993,6 млрд. руб., т.е. на 107,1 млрд. руб. (темп роста 90,3%), и расходы на национальную экономику с 2211,6 млрд. руб. до2123,5 млрд. руб. (темп роста 96,0%, уменьшение на 88,1 млрд. руб.). Почти в 3 раза, до 30,3 млрд. руб. сократятся расходы на ЖКХ – темп роста 35,1%. На охрану окружающей среды заложено меньше на 1,7 млрд. руб. – темп роста 96,6%. Культура и кинематография недосчитаются 10,3 млрд. руб. – темп роста 88,8%. На здравоохранение затратят на 5,6 млрд. руб. меньше – темп роста 98,6%. По статье «физическая культура и спорт» расходы сократятся до 47,7 млрд. руб. (-22,4 млрд. руб.), при этом темп роста 68,0% - это темп падения 32,0%, т.е. почти на треть.
В заключение приведем выводы по аналитическому отчету, характеризующие качественные и количественные изменения доходов и расходов федерального бюджета в 2016 г. по сравнению с 2015 г., в 2018 г. по сравнению с 2016 годом.
Структура доходов федерального бюджета складывается из нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. За анализируемый период их удельный вес в структуре доходов федерального бюджета значительно не изменился. Ненефтегазовые доходы занимают больший удельный вес, чем нефтегазовые, грубо говоря, приблизительно 54% на 45%, плюс минус. На 2018 год запланировано соотношение 54,3% и 45,7%, а в 2015 году было 54,7% и 45,3%. Нефтегазовые доходы складываются из двух статей бюджета – НДПИ и таможенные пошлины. В анализируемом периоде в доходах федерального бюджета удельный вес НДПИ постепенно возрастает с 24,6% до 30,5%, а таможенных пошлин , наоборот, снижается с 20,7% до 15,2%. В ненефтегазовых доходах наибольший удельный вес занимает НДС. Его доля в структуре доходов бюджета в 2015 году составила 29,6%. На 2016 год запланировано ее увеличение на 2,4% до 32,0%, а в 2018 году еще на 2,5% до 34,5%. Следующая по значимости статья это «прочие ненефтегазовые доходы», в доходах бюджета в 2015 году их доля была существенна - 10,1%. Но на 2016 год запланировано уменьшение доли до 9,0%, т.е. на 1,1%, а на 2018 год в сравнении с 2016 годом еще на 2,6% до 6,4%. Удельный вес налога на прибыль организаций, акцизов и таможенных пошлин (без нефтегазовых доходов) в 2015 году составил соответственно 3,4%, 4,5% и 5,3%. На 2016 год изменение доли налога на прибыль и акцизов незначительно - на 0,2%. На 2018 год в сравнении с 2016 годом также небольшое увеличение удельного веса налога на прибыль до 3,8% (на 0,2%) и уменьшение доли акцизов до 4,2% (на 0,1%). Удельный вес таможенных пошлин (без нефтегазовых доходов) неуклонно снижается в доходах бюджета – с 5,3% в 2015 году до 4,7% в плановом 2016 году (на 0,6%) и на 0,9% (до 3,8) в 2018 году в сравнении с 2016 годом. Удельный вес дивидендов по акциям, принадлежащим РФ очень мал - в 2015, 2016 и 2018 году он соответственно составляет 1,6%, 1,2% и 1,4%. А доля НДПИ (без нефтегазовых доходов) в течение анализируемого периода составляет 0,2% и без изменений.
Если говорить об абсолютном изменении доходов федерального бюджета, то на 2016 год запланировано увеличение доходов федерального бюджета с 12539,7 млрд. руб. до 13958,8 млрд. руб., т.е. темп роста 111,3%. В сравнении с 2016 годом на 2018 год запланировано увеличение доходов федерального бюджета до 15932,7 млрд. руб. – темп роста 114,1%. Это связано с увеличением как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов. В 2018 году темп роста