ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика начального образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практические задания 1-2
по учебному курсу «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования 2»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Котовец Яны Александровны | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-2002в | |
| | |
Преподаватель | Емельянова Татьяна Витальевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 1
1. Что такое метод воспитания?
Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели воспитания.
2. Выберите методы, которые можно использовать для эффективного воспитания младших школьников?
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Трудно воспитать нравоучениями, – говорил римский философ Сенека, – легко примером».
Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет требуемые навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.
Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.
3. Можно ли воспитывать младших школьников без наказаний?
Фактически наказывать - можно. Однако, остается открытым вопрос - нужно ли, и как всё же будет лучше. Это нужно разбираться с исследователями педагогики.
Для начала - что есть наказание?
Это прием, который призван предотвращать нежелательные поступки за счет чувства вины перед собой и окружающими. Будучи наказанным однажды, ребенок гораздо меньше захочет совершать действие, за которым последуют санкции. Постепенно, внешние стимулы для подростка станут внутренними. Если изъясняться просто, мы заставляем страдать или ограничиваем получение приятных ощущений с целью изменения поведения. В теории, метод кнута крайне эффективно внушает поведенческие установки. Да, так есть и на практике, однако те ли формируются модели поведения, какие желает донести условный преподаватель?
Из мира науки
Исследование классических методов воспитания проведенное в 1957 году своими результатами удивило даже его авторов. Обработав и проанализировав данные наблюдения за дошкольниками и их родителями, было получено несколько выводов, которые в сумме подтверждали деструктивность и контрпродуктивность наказаний как педагогического приема.
Был сделан также вывод о неудовлетворительных результатах применений наказаний в долгосрочной перспективе, что было позже подтверждено более проработанными исследованиями. Если обратиться к примерам, то, допустим, если вы наказываете или наказывали ребенка за нарушений домашнего устава или каких-либо домашних правил, вы вырастите человека более склонного к противостоянию системам и нормам.
Относительно навязывания наказаниями неверных установок широко известно из опыта исследований телесных наказаний. Применяя насилие к своим детям, родители действительно преподают им урок - те, кто младше и слабее уязвимы и им можно причинить боль. Суммируя, можно сделать вывод, что либо наказания неверно применяются на практике, либо есть иной путь воспитания.
Кнут… Или все же пряник?
Действительно, психолог и педагог Алан Каздин, автор книги “Трудный ребенок. Как справиться с ним и с собой” утверждает, что воспитание поощрением показывает себя гораздо эффективнее и безопаснее, чем наказания и давление.
Алан считает, что наказания не соответствуют основному принципу обучения - они не показывают как нужно делать и не приносят поощрения за положительные действия. После доводов и увещеваний остается единственный верный способ воздействия на ребенка без причинения страданий - подкрепление хорошего поведения.
Обратимся к практике
Классическая ситуация - вы собираетесь в магазин или просто по делам и говорите, что нужно собираться, поторапливаете ребенка, но чадо начинает капризничать, на что вполне закономерно поступает угроза “кнута” или обещание “пряника”. Но Каздин предлагает предоставить ребенку выбор и заинтересовать его этим.
Собираясь поторопить ребенка, попробуйте ласково сказать “Мы собираемся выходить, доченька, надень эти штаны или ту светлую юбку”. Дети, получая возможность выбора пьянеют от перспективы что-то самостоятельно решать, а после сборов на улицу получив поощрение, в следующий раз будут собираться значительно быстрее, играя сами с собой в игру по выбору нравящихся им элементов одежды.
Многие говорят, что боятся перехвалить ребенка, что испортят его. Действительно, любой педагогический прием при неправильном применении дает не тот эффект на который рассчитан. Если говорить о похвале, то она всегда должна быть связана с конкретным поведением, которого вы хотите от ребенка.
Например, уборка своего пространства. Похвалите ребенка когда он протрёт стол, когда он соберет игрушки и книжки с пола, когда начинает и когда заканчивает убираться - в этом случае, у малыша закрепится связь между успехами в выполнении просьб родителя и поощрением. Похожим образом вы радовались каждому шагу ребенка, когда он учился ходить. Постепенно формировался навык, с вашей поддержкой на каждом этапе.
Практическое задание 2.
1. Дайте определение понятия «ученический коллектив».
Ученический коллектив - это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной учебной деятельностью и решающих под руководством учителя задачу обучения и воспитания.
2. Назовите признаки ученического коллектива.
К числу признаков коллектива относится:
1. Сознательный характер объединения людей.
2. Единство общих и личных целей членов коллектива.
3. Относительная устойчивость, деятельность функционирования.
4. Чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений.
5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления).
6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-ориентированная единство).
7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат.
8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.
9. Сплочённость.
10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы.
11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу.
3. Каковы особенности формирования ученического коллектива в начальных классах?
От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу.
Говоря о детском коллективе, А.С. Макаренко замечал, что поскольку советская система воспитания является социалистической, то и наша воспитывающая организация имеет форму коллектива. Преступая к формированию ученического коллектива, определяя его организационное строение педагог должен чётко представить для чего создаётся тот или иной орган управления. Чем конкретно коллектив под его руководством.
Создание сплочённого коллектива класса его развития и совершенствования является главным направлением усилий классного руководителя на протяжение всех лет его работы с данным составом учащихся. Огромную роль играет учитель начальной школы. Внимательно и бережно отнестись ко всему положительному, что накоплению жизни коллектива за три - четыре первых года пребывания детей в школе, поддержать и продолжить лучшие традиции класса, обеспечить преемственность и дальнейшее развитие в новых условиях учения и труда - одна из важнейших задач классного руководителя начальном этапе работы.
Научное исследования в области педагогики психологии наглядно подтверждают, что современный школьный коллектив претерпевает значительное внимание. В частности, резко изменился уровень детей, поступающих в школу, ярче выявляется индивидуальность каждого ребёнка.
Теоретически известно, что важная воспитательная задача начальной школы - формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищества, взаимопонимания. Определёнными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности младших школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе.