Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2039

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социализация в условиях влияния нескольких этносов. В России существует значительное количество этносов. Поэтому часто успех процесса социализации зависит от влияния на челове­ка культуры двух или более этносов. И здесь огромное значение имеют последствия межкультурных контактов.

Витальные, и в особенности ментальные, проявления этноса за­трудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специаль­ными исследованиями установлено, что вхождение в новую этниче­скую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чув­ствами дискомфорта, отверженности, потерей статуса, друзей, сни­жением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражи­тельностью, психосоматическими расстройствами.

Наряду с негативными имеют место и позитивные следствия пе­рехода в новую этническую группу - принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста.

Время адаптации в новой этнической группе и степень выражен­ности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе и от индивидуальных особенностей (личностных и демогра­фических); от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.

Школа, принявшая беженцев, переселенцев, должна быть готова к встрече с невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся и даже преступным поведением. Успешное при­способление «чужака», его благополучие и душевное здоровье за­висят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.

Выделяют различные типы межкультурных контактов:

«Перебежчик» - человек, отбрасывающий собственную куль­туру в пользу чужой.

«Шовинист» - приверженец собственной культуры.

«Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур.

«Посредник» синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

У индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Продуктивным выбором является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компе­тентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, - «человеком мультикультуры».


Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом об­ществе, вместе с тем может сохранять особенности своей этниче­ской или культурной группы. Он может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной.

Представители разных народов и культур по-разному интер­претируют причины поведения и результаты деятельности. За­дача учителя - помочь им понять причины поведения друг дру­га, освоить характерные черты взаимодействующих культур. Для этого целесообразно использовать тренинг, направленный на решение задачи объяснения поведения представителей другой культуры. В этом случае дети не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на представителей другой культуры, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этниче­ских групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов.

Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются «культурными ассимиляторами». Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов и были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами.

К настоящему времени создано много «культурных ассимиля­торов», но пока ими пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ас­симиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурного общения, четких представле­ний об этнических различиях между народами и уж тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и про­граммах типа «культурного ассимилятора».

5. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселе­ния, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрос­лые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складывают­ся различные образы жизни.



Различия в социально-экономических, социально-психоло­гических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учте­ны в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сель­ской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ори­ентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специ­фика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в со­держание понятия «ментальность», так и в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивиду­альных и групповых проявлений или факторов человеческого бы­тия: материальных, духовных, социальных, культурных, простран­ственных, временных и т. д.).

Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной со­седской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифферен­циация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина мо­жет становиться объектом оценки со стороны окружающих.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.

Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нето­роплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия за­метно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к пе­реориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом игра­ют средства массовой информации, пропагандирующие город­ской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

Создаваемые новые концепции сельской школы ориентирова­ны на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина зем­ли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйст­венный труд, экология». - Ростов-на-Дону, 1994).


Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город - средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочислен­ных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.

Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьни­ков. За единицу времени они получают большой объем впечатле­ний, различного рода информации. Носителями информации яв­ляются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, по­ток людей, отдельные люди, учреждения и организации.

В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт соци­альных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка спо­собность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.

В современном городе ребенок является членом многих кол­лективов и групп по месту жительства, обучения, проведения до­суга и т. д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.

Так, в городе существенно различается одобряемое и неодоб­ряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками отличается тем, что с воз­растом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социали­зации складываются в типах поселения, которые получили назва­ние «поселок». Это специфические микрорайоны в старых про­мышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.

Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не счита­ет нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных собы­тиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одоб­ряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.


Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е. не анализируют свое поведение), не склонны к глубоким дружеским отношениям. Главное - раствориться в «массе». Уровень общения характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.

Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традицион­ного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный социаль­ный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни. Это именно особый образ жизни, потому и специ­фична в его условиях социализация.

6. Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации

Особую роль в процессах социализации играют средства мас­совой коммуникации, которые являются разновидностью массо­вого общения людей. Синонимами понятия «массовая коммуни­кация» являются понятия «массовые информационные процессы», «массовая информация» и др.

Массовая коммуникация имеет определенную социальную на­правленность, выражающую интересы больших социальных групп. Она является фактором оптимизации их жизнедеятельности. Ос­новные функции массовой коммуникации - поддержание и укреп­ление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д.

Массовые информационные потоки могут идти сверху вниз (от правящих социальных групп к остальным социальным группам общества); снизу вверх (обратная связь от различных слоев насе­ления к правящим группам); по горизонтали (информация социальных групп друг о друге). Распространяя информацию о жизне­деятельности различных социальных групп, массовая коммуника­ция играет большую роль в формировании соответствующих соци­альных представлений и стереотипов различных социальных групп общества друг о друге.

Следует отдельно выделить социально-психологические функ­ции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребно­сти как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. В основу классификации социально-психологических функций массовой коммуникации может быть положена система отношений человека к обществу, к группе, к самому себе. Исходя из этого, выделяют следующие функции: социальная ориентиров­ка (индивид - общество), аффилиация (индивид - группа), контакт с другими лицами (индивид - другой человек), самоутверждение (индивид - он сам), эмоциональная разрядка.