ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2039
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социализация в условиях влияния нескольких этносов. В России существует значительное количество этносов. Поэтому часто успех процесса социализации зависит от влияния на человека культуры двух или более этносов. И здесь огромное значение имеют последствия межкультурных контактов.
Витальные, и в особенности ментальные, проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потерей статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.
Наряду с негативными имеют место и позитивные следствия перехода в новую этническую группу - принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста.
Время адаптации в новой этнической группе и степень выраженности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе и от индивидуальных особенностей (личностных и демографических); от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.
Школа, принявшая беженцев, переселенцев, должна быть готова к встрече с невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся и даже преступным поведением. Успешное приспособление «чужака», его благополучие и душевное здоровье зависят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.
Выделяют различные типы межкультурных контактов:
«Перебежчик» - человек, отбрасывающий собственную культуру в пользу чужой.
«Шовинист» - приверженец собственной культуры.
«Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур.
«Посредник» синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.
У индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Продуктивным выбором является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компетентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, - «человеком мультикультуры».
Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом обществе, вместе с тем может сохранять особенности своей этнической или культурной группы. Он может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной.
Представители разных народов и культур по-разному интерпретируют причины поведения и результаты деятельности. Задача учителя - помочь им понять причины поведения друг друга, освоить характерные черты взаимодействующих культур. Для этого целесообразно использовать тренинг, направленный на решение задачи объяснения поведения представителей другой культуры. В этом случае дети не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на представителей другой культуры, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этнических групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов.
Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются «культурными ассимиляторами». Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов и были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами.
К настоящему времени создано много «культурных ассимиляторов», но пока ими пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ассимиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурного общения, четких представлений об этнических различиях между народами и уж тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и программах типа «культурного ассимилятора».
5. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни
Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.
Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.
Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в содержание понятия «ментальность», так и в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия: материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т. д.).
Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.
Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.
Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом играют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.
Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». - Ростов-на-Дону, 1994).
Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город - средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.
Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьников. За единицу времени они получают большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, отдельные люди, учреждения и организации.
В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка способность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.
В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп по месту жительства, обучения, проведения досуга и т. д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.
Так, в городе существенно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками отличается тем, что с возрастом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.
В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.
Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социализации складываются в типах поселения, которые получили название «поселок». Это специфические микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.
Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.
Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е. не анализируют свое поведение), не склонны к глубоким дружеским отношениям. Главное - раствориться в «массе». Уровень общения характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.
Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни. Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.
6. Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации
Особую роль в процессах социализации играют средства массовой коммуникации, которые являются разновидностью массового общения людей. Синонимами понятия «массовая коммуникация» являются понятия «массовые информационные процессы», «массовая информация» и др.
Массовая коммуникация имеет определенную социальную направленность, выражающую интересы больших социальных групп. Она является фактором оптимизации их жизнедеятельности. Основные функции массовой коммуникации - поддержание и укрепление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д.
Массовые информационные потоки могут идти сверху вниз (от правящих социальных групп к остальным социальным группам общества); снизу вверх (обратная связь от различных слоев населения к правящим группам); по горизонтали (информация социальных групп друг о друге). Распространяя информацию о жизнедеятельности различных социальных групп, массовая коммуникация играет большую роль в формировании соответствующих социальных представлений и стереотипов различных социальных групп общества друг о друге.
Следует отдельно выделить социально-психологические функции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребности как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. В основу классификации социально-психологических функций массовой коммуникации может быть положена система отношений человека к обществу, к группе, к самому себе. Исходя из этого, выделяют следующие функции: социальная ориентировка (индивид - общество), аффилиация (индивид - группа), контакт с другими лицами (индивид - другой человек), самоутверждение (индивид - он сам), эмоциональная разрядка.