Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2026

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая форма связи педагогики с другими науками - творче­ское заимствование методов исследований, применяемых в этих науках. Фактически любой метод теоретического или эмпириче­ского исследования может найти применение в педагогике, по­скольку в условиях интеграции наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными. Так, расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений во многом способствуют такие науки с их методами ис­следования, как психология, социология и др. Математика обо­гащает педагогику статистическими методами исследования.

Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований пси­хологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.

И наконец, четвертая форма связи педагогики с другими нау­ками, приобретающая все большее значение, - ее участие в комплексных исследованиях человека. В организации таких исследова­ний действуют все формы взаимосвязи разных наук.

Обобщая вопрос о связи педагогики с другими науками о че­ловеке, необходимо отметить следующее:

- нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагоги­ческих знаний;

-данные других наук необходимы для разработки педагогиче­ской теории и практических рекомендаций, но недостаточны;

- одни и те же данные (например, из психологии или физиоло­гии) могут быть использованы различным и даже противополож­ным образом в зависимости от того, какие цели реализуются в образовательном процессе;

- педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.

4. Понятие о методологии и методологических принципах педагогики

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет по­полняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название «методология».

Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от ре­альной жизни и образовательной практики. Между тем методоло­гия - это «система принципов и способов организации и построе­ния теоретической и практической деятельности» (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 365).


Одним из основных методологических принципов признан сис­темный подход, сущность которого заключается в том, что относи­тельно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолиро­ванно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные ха­рактеристики составляющих систему отдельных элементов.

При системном подходе педагогическая система рассматрива­ется как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профес­сиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства). Подробнее эти составляющие пе­дагогического процесса будут рассмотрены далее.

Конкретно-научная методология каждой науки и соответствен­но обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы или принципы. В педаго­гике - это личностный, деятельностный, полисубъектный, культу­рологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность - ос­нова, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом ис­следовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.



Деятельность - это целесообразное преобразование людьми ок­ружающей действительности. Исходной формой такого преобразо­вания является труд. Все виды материальной и духовной деятельно­сти человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявля­ясь как субъект своего развития.

Однако признание факта, что в деятельности личность форми­руется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Послед­ний требует специальной работы по выбору и организации дея­тельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъ­екта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и слож­нее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена с нею.

Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содер­жание в общении с другими. В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодей­ствий социальной группы. Этот факт «диалогического» содержа­ния внутреннего мира человека до недавнего времени в педагоги­ческих исследованиях учитывался явно недостаточно.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педа­гогики. Применение этих принципов позволяет создать психоло­гическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазви­тия и саморазвития.

Культурологический подход как конкретно-научная методоло­гия познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе осво­енной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но­вое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В свя­зи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, станов­ление его как творческой личности.


Этнопедагогический подход. Ребенок живет и учится в кон­кретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу.

Воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привыч­ки - условие реализации этнопедагогического подхода к проекти­рованию и организации педагогического процесса.

Национальная культура придает специфический колорит сре­де, в которой функционируют различные образовательные учре­ждения. Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой - максимально ис­пользовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В его понимании - это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осущест­влении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отноше­ниях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для совре­менной педагогики.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагоги­ки как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вы­членить ее действительные проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения; во-вторых, проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию (порядок значимости).

И наконец, в-третьих, данные методологические принципы педагогики позволяют в самом общем виде осуществлять про­гнозирование.

5. Методы и организация педагогического исследования

Учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учени­ков, их особенности и способности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и мето­дов. Поэтому любому учителю, работающему в школе, гимназии или лицее, необходимо знать основные методы педагогического исследования.

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений. Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогиче­ского опыта, методы теоретического исследования и математи­ческие методы.

Методы изучения педагогического опыта
- это способы иссле­дования реально складывающегося опыта организации образо­вательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.

При изучении педагогического опыта применяются такие ме­тоды, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изуче­ние письменных, графических и творческих работ учащихся, пе­дагогической документации.

Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо педа­гогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (прото­колы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее на­меченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

- определение задач и целей (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

-выбор способа наблюдения, наименее влияющего на иссле­дуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь ста­новится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - очень доступный метод, но он имеет свои недос­татки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психиче­ские состояния) исследователя.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследо­вания, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюде­нии. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделени­ем вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Интервьюирование -разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее на­меченных вопросов, задаваемых в определенной последовательно­сти. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, ан­кетирование - заочным опросом.