Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно про­цесс обучения, осуществляющийся через взаимодействие учащих­ся со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средст­вом обучения.

4. Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. Если при использова­нии методики основное внимание уделялось процессу организа­ции деятельности учащихся по освоению знаний и накоплению опыта, то в технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодо­полняющих друг друга блока. Недостаточное внимание к любому из них ведет к снижению возможностей технологии и увеличению необходимого для обучения времени. С этой точки зрения про­цесс обучения схематично можно изобразить так (рис. 1, 2):



Необходимо заметить, что использование средств обучения (средств контроля, диагностики и т.п.) возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения ста­новится только в том случае, когда средство обучения использу­ется на ключевом этапе - этапе учебной деятельности (третий этап). Использование средств обучения на всех других этапах говорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.



Рис. 3. Обучение, построенное как технологический процесс

Особенности технологии обучения. Любая используемая в со­циальной сфере технология имеет свои особенности. Для техноло­гии обучения характерны следующие особенности:

- неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) не­обходимый 100-процентный результат;

- периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;

- выявление и отбор неуспевающих;

- дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение по­вторного цикла взаимодействия;

- вторичное проведение контроля после дополнительной ра­боты;

- в случае устойчивого непонимания учащимися нового мате­риала проводится еще и диагностика причин непонимания или отставания.


Требования к технологическому процессу в обучении. В техно­логиях обучения степень достижения результата (завершенности процесса обучения) может определяться двумя способами. Во-первых, средствами контроля, позволяющими получать объектив­ную оценку, а во-вторых, самим учителем. Он сам может оцени­вать, завершен процесс или нет.

Таким образом, для разных процессов характерны различные степени технологичности. При наибольшей степени технологич­ности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обуче­ния может осуществляться средством обучения, а контроль - про­водить учитель.

В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значи­тельный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если:

1) средства обучения играют в обучении ведущую роль;

2) цель обучения ставится диагностично (с указанием требуемо­го уровня усвоения);

3) достижение конечного результата осуществляется с точно­стью не менее 70% (по данному уровню усвоения).
3. Применение технологий в образовании

Преимущества технологий в обучении. Распространение терми­на «технологии» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.

Широкое (насколько это возможно) использование информа­ционных технологий в сфере образования показало, что появились средства, способные и сферу образования перевести на третью ступень - ступень технологии.

В любой сфере деятельности человека создание и широкое ис­пользование технологий ведет к усилению возможностей и повы­шению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. На­пример, в производстве текстильной продукции переход от ремес­ленного способа производства к промышленному (технологич­ному) позволяет резко увеличить объемы выпускаемой ткани, сни­зить затраты на производство единицы продукции и уделить боль­ше внимания эстетическим вопросам и вопросам качества, что ве­дет к расширению ассортимента, т.е. повышению количества тка­ней различных видов и назначения.

То же самое происходит и в педагогике. Создание высокоэф­фективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного мате­риала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста студентов, на­правлять их творческое развитие.



Таким образом, технология обучения, во-первых, повышает производительность труда учителя.

Во-вторых, контроль результативности обучения каждого уча­щегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабаты­вать материал два-три раза и более.

В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных ме­тодов контроля (как конечного, так и промежуточного) дает воз­можность снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность учителя) при проведении контроля.

В-пятых, создание технологий обучения позволяет снизить за­висимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимися во всех образовательных учреж­дениях страны.

В-шестых, технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьно­го и профессионального образования.

Область применения понятия «технология» в педагогике. Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввиду того что технология пред­полагает предварительное определение диагностичной цели, нам в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установ­ка диагностичной цели в образовании.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об обра­зовании» само образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. С обучением ситуация пре­дельно ясна - для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы школьнику в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности, и т.д. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддается итоговому контролю. Таким обра­зом, в обучении возможно построение и использование на прак­тике технологий.


Совсем по-иному обстоит дело с воспитанием. Как бы мы ни старались, мы не можем определить для него диагностичную цель. Человек слишком многофакторная структура, обладающая зна­чительным количеством как психологических, так и личностных особенностей. Ни детально описать, ни выстроить педагогические процессы, которые смогли бы сформировать эти качества на не­обходимом уровне, ни тем более объединить их в один и преду­смотреть (предотвратить) все возможные случаи наложения про­цессов и искажения результатов педагогика на сегодняшнем уровне своего развития не в состоянии.

Отрицательный вывод по поводу возможности применения по­нятия «воспитательная технология» (или «технология воспитания») позволяет сделать вывод и о возможности применения термина «образовательные технологии». Так как образование представляет собой совокупность двух процессов: обучения и воспитания, а тер­мин «технология» к процессу воспитания на сегодняшний день не­применим, следовательно, сочетание «образовательные техноло­гии» (или «технологии образования») использоваться не может.

Тот же самый вывод можно сделать и по поводу широко при­меняемого сочетания «педагогические технологии». Понятие «педа­гогический» подразумевает не два процесса, как в «образовании» (обучение и воспитание), а три - обучение, воспитание и развитие. Процесс развития еще более сложный и менее изученный, чем воспитание. Современный уровень знаний в психологии (науке, занимающейся изучением только одной стороны развития ребен­ка - психической) и почти полное отсутствие системных данных по другой стороне понятия «развитие» - личностной не позволя­ют поставить диагностичную цель в процессе развития. И воспи­тание и развитие не могут быть организованы на технологиче­ском уровне, а следовательно, и использование понятия «педаго­гическая технология» также неправомерно.

Уровни технологии в обучении. Наличие разных уровней в со­держании и средствах обучения, а также понимание того, что ве­дущим звеном любой технологии является средство обучения, по­зволяют сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. Таким образом, в соответствии с классифика­цией средств обучения по трем уровням (учебное занятие, пред­мет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на три уровня:


- технология занятия;

- технология предмета;

- технология полного обучения.

Традиционная методика организации процесса обучения пол­ностью строится на деятельности преподавателя. Поэтому заня­тия почти всех типов, используемые в учебном процессе, сегодня не являются технологичными. Требованиям технологичности от­вечает лишь незначительная часть занятий. К ним относятся заня­тия студентов на дому, проводимые в рамках дистанционной формы обучения. На таких занятиях ключевым средством обуче­ния выступают учебные пособия, методические рекомендации, ряд первоисточников.

Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологич­ным в полной мере относятся:

- занятия или элементы занятий по контролю качества усвое­ния знаний с использованием различных технических средств контроля (учебные компьютерные программы контроля, тесты с последующей компьютерной обработкой, универсальные устрой­ства для тестового контроля знаний ПЕРФО-5 и др.), позволяю­щих сразу оценить качество знаний;

- лабораторные и практические работы, проводимые учащи­мися самостоятельно с использованием разработок для каждого занятия, опубликованных в виде рекомендаций к данной лабора­торной работе.

На уровне предмета на сегодня разработаны технологии по не­которым предметам. Происходит это на основе использования персональных компьютеров с помощью использования учебно-методического комплекта, включающего в себя учебное пособие по курсу и учебные компьютерные программы, рассчитанные на освоение знаний и отработку учебных умений у учащихся и про­ведение контроля. Такие комплекты разработаны и используются по отдельным разделам естественных наук, таких, как математи­ка, физика, химия и некоторые другие.

Технология полного обучения на сегодняшний день еще не разработана и, по-видимому, не будет разработана в ближайшее десятилетие ввиду сложности технологизации предметов гумани­тарного цикла (хотя по отдельным темам, разделам и областям этих предметов разработаны вполне технологичные программы). В особенности сложно технологизировать обучение по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и литература.

4. Психолого-педагогические основы технологизации обучения

Закономерности освоения учебного материала. Уровни усвоения опыта. Выполнение учеником любых учебных заданий осуществ­ляется на основе ранее усвоенной информации о способе решения подобных заданий. Характер и эффективность деятельности ре­бенка обусловлены степенью усвоения информации о способах деятельности и ранее накопленным индивидуальным опытом. Информация и накопленный опыт могут использоваться ребен­ком либо в том же виде, как они были усвоены, либо в преобразо­ванном в зависимости от условий деятельности. Поэтому по спо­собу использования усвоенного различают следующие два вида деятельности: репродуктивный (точное воспроизведение уже из­вестного) и продуктивный (переработка известного и создание нового).