Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В системе Занкова при подведении итогов первостепенное зна­чение придается выявлению того, как дети продвинулись в общем развитии, а не только в усвоении школьной программы: как разви­вается наблюдательность, мышление, практические действия, эмо­ционально-волевые качества, потребности, ценностные ориента­ции. Показатели успеваемости имеют высокую цену лишь в сочета­нии со столь же высокой оценкой развития. Более того, обучение может быть расценено как высокоэффективное и в том случае, если ученик не достиг высоких показателей в усвоении программы, но сильно продвинулся в общем развитии, например, у него появилось желание учиться, изменилось отношение к коллективу класса, ми­роощущение.

Второй особенностью подведения результатов обучения явля­ется отношение учащихся к оценке, выраженной в баллах, т.е. к отметке. Отметка не исключена, но она не играет той главенст­вующей роли, которая придается ей в традиционной системе. От­метки не могут выразить всей полноты жизнедеятельности ребен­ка, они не вписываются в урок, который строится на основе прин­ципов общего развития, поэтому в занковских классах они, как правило, не выставляются. Отметки служат лишь инструментом для отражения итогов усвоения школьной программы (в основ­ном по показаниям письменных работ), стимулирующая роль их сведена к нулю. Характерно, что дети в занковских классах не знают, кто у них «отличник», кто «двоечник». Они видят друг в друге человека, личность. И это замечательно!

Одной из ярких черт дидактической системы Занкова являются добрые, доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением способствует все построение обучения, и прежде всего богатство содержания образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятель­ности. Методы обучения также способствуют возникновению по­ложительных эмоций детей. Когда на уроке идет обсуждение но­вых для детей вопросов, когда предоставляется возможность вы­сказывать различные точки зрения, соглашаться или сомневаться по поводу точки зрения товарища, а подчас отказываться и от сво­ей, приводить свои личные наблюдения, то здесь и происходит об­щее развитие. Причем в действие вступают косвенные пути разви­тия ребенка: интеллектуальная деятельность питается теми яркими, многообразными чувствами, которые переживают дети, преодоле­ваемые трудности в интеллектуальной деятельности порождают чувства успеха, удовлетворенности.


В том же направлении создания благоприятной, комфортной обстановки в классе действует и отсутствие отметок на уроке. Это способствует преодолению внутренней скованности детей, проис­текающей, с одной стороны, из-за стремления получить «пятерку», а с другой стороны - из-за страха получить «двойку».

Такова общедидактическая характеристика системы. Она це­лостна, ее части взаимосвязаны, каждая из них несет в себе функ­цию, обеспечивающую общее развитие школьников. Исключение любой из них, нарушая целостность, влечет за собой снижение эффективности системы.

О результативности обучения по системе Л.В.Занкова. Дети, обучаемые по данной системе, характеризуются большим диапа­зоном индивидуальных различий. Однако для них характерно и не­что общее: они эффективно продвигаются в психическом разви­тии. Их развитие оказывается намного глубже, чем развитие уча­щихся, обучающихся по традиционной системе. Это можно ви­деть на следующем примере.

В классе читают и разбирают басню «Лебедь, рак и щука». Как принято, учитель подводит учеников к осознанию морали басни - плохо быть недружными в деле, действовать несогласо­ванно. Но один из учеников хочет дополнить сказанное. Он со­гласен с выводом, но хочет добавить: «Я думаю, все-таки они могли бы подружиться, ведь они же все водяные» (из наблюдении М. И. Красновой). Какой тонкий нюанс подмечает маленький школьник! Он на своем детском языке конкретным примером выражает общую идею о том, что всегда есть основа для согла­сия, ее надо искать и найти.

Особенно сильные отличия отмечаются в развитии эмоциональ­но-волевых качеств учащихся.

Наблюдает ли ученик что-то или решает мыслительную зада­чу, общается ли с другими или выполняет поделку, во всем мож­но видеть убежденность в правильности предпринимаемых ша­гов или суждений (это проявляется, например, в рассуждениях вслух при решении той или иной задачи): умение выдвигать предположения, отказываться от них, выбирать новое предпо­ложение, неподверженность внешним «провокационным» воз­действиям (например, сомнениям со стороны учителя или экспе­риментатора при решении ребенком какой-либо задачи); спо­собность к длительному внутреннему побуждению к деятельно­сти (например, к длительному рассмотрению объекта наблюде­ния), что свидетельствует об участии волевых процессов; умение дать словесный отчет о сделанном.



Вместе с тем дети очень чувствительны и могут проявить нега­тивное отношение к формальным требованиям, к формальным запретам, призывам, не вытекающим из реальной ситуации, когда им неясен мотив требуемого от них поведения. Иными словами, дети критичны. С этим связаны нередко возникающие трудности при переходе в средние классы. Нередко возникают ситуации, ко­гда сталкиваются два разных понимания стиля взаимоотношений между учителем и учениками: ученики исходят из привычного для них представления о доверительных, неформально-человеческих отношениях на уроке, учителя, наоборот, - из требований фор­мально-дисциплинарных. (Вот высказывания учеников, отра­жающие подобные ситуации: «Я поднимаю руку, хочу дополнить, а учительница говорит: "Ты что руку тянешь, я объясняю, а не спрашиваю"». «Я придумал свой вариант решения, а учительница не обратила внимания». И т.д.)

Далее. У школьников, пусть в самых зачаточных формах, воз­никает такое ценное качество, как способность к рефлексии, при­чем выражающейся не только в анализе и осознании своей учеб­ной деятельности, своих способов овладения понятиями, что, ко­нечно, важно, но и в способности заглянуть в глубь самого себя, в способности к самопознанию. Это отчетливо проявляется, на­пример, в сочинениях о себе - насколько тоньше, многостороннее эти младшие школьники могут охарактеризовать себя.

С зачатками рефлексии связана способность к самоконтролю, к саморегуляции своих действий, поступков, поведения, причем не только в учебных, но и в житейских ситуациях.

Например, рассказывает учительница: «Недавно на уроке ре­шали трудную задачу. После совместного анализа все начали ре­шать в тетрадях. Вдруг один ученик встает и говорит, что он все-таки что-то не понял. И класс неожиданно как будто сорвался -перебивая друг друга, дети начали объяснять задачу. Тогда встает одна из учениц и громко заявляет: "Ребята, вы что? Неужели вы думаете, что Саша что-нибудь поймет при таком крике?" Все за­молкли, а один из мальчиков говорит оторопело: "Правда, что это мы?!" Рассмеялись, расселись по местам, кто-то один стал объяснять. Инцидент был разрешен без моего участия».

Сами дети, сам коллектив класса регулирует свое поведение.

Следующая особенность школьников - тяготение к умствен­ной, интеллектуальной деятельности, и прежде всего к деятельно­сти, связанной с самостоятельным добыванием знаний. Она вы­зывает у детей яркие интеллектуальные чувства. С этим связана увлеченность детей учением (так трудно достигаемая в обычных условиях обучения).


Особо выделим такую важную ориентацию школьников, как отношение к себе как к ценности. Не в эгоистическом смысле, а в высоком человеческом смысле, когда любовь к себе, отношение к себе как к ценности выступает и как основа чувства собственного достоинства, и как основа понимания другого как ценности, ос­нова дружелюбия, жизнелюбия. Не может человек воспринимать другого как ценность, если он себя таковым не осознает. Через себя человек познает боль и радость другого человека, через по­нимание себя понимает другого. Недаром библейская истина гла­сит: возлюби ближнего своего как самого себя. Как жаль, что об этом почти не говорится в современной нашей педагогике.

Основа воспитания такого отношения к себе - в недрах сис­темы обучения. Даже первоначальные наблюдения за детьми в занковских классах убеждают, что в классе каждый - персона, личность, уважающая себя, но и уважаемая другими, уважающая других. Это видно из общения детей на уроке: как внимательно и уважительно слушают каждого! В то же время каждый сам сознает себя личностью, утверждает себя перед коллективом класса. «Как интересно Сережа рассказал, - можно услышать на уроке. - Но я его хочу дополнить». Нередко ученики обращают­ся к товарищу и напрямую: «Ты, Петя, высказал интересную мысль, но я хочу сказать, что я думаю по-другому». Тут и ува­жение, и интерес к другому, к его мнению, тут и самоутвержде­ние. Таким образом, создаются условия, когда каждый удовле­творяет свою потребность быть представленным в сознании других. Как показывают психологи (А.В.Петровский и др.), - это важнейшая потребность человека, ее удовлетворение и создает поч­ву для осознания себя как ценности, что, повторяем, является осно­вой понимания и другого как ценности, основой возникновения дружелюбия, жизнелюбия.

Важно подчеркнуть и следующую черту. У детей появляется не только чувство уважения к отдельному человеку, но и чувство со­дружества с одноклассниками. Это проявляется в их огромном стремлении к общению, в желании быть вместе, вместе проводить праздники, участвовать в совместных делах. И не только в желании, но и в умении совместно проводить досуг.


Особенности обучения по системе Л.В.Занкова. 1. Установка учителя на задачу общего развития учащихся.

Развитие, по Л.В.Занкову, - это появление в психике ребенка новообразований, не заданных напрямую обучением, а возникаю­щих в результате внутренних, глубинных интеграционных процес­сов. Общее развитие - появление таких новообразований во всех сферах психики - в сфере ума, воли, чувств школьника, когда каж­дое новообразование является плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в ее целом.

В начальных классах задача общего развития ребенка выдвига­ется во главу угла и рассматривается как основа успешного овладе­ния программным учебным материалом, что должно стать обяза­тельным требованием и в последующих классах.

2. Богатое содержание образования. Детям представляется ши­рокая картина мира на основе ценностей литературы, науки, ис­кусства. Обогащение содержания образования в занковских клас­сах осуществляется за счет:

- обогащения программ общепринятых предметов - русского языка, математики, чтения;

- включения в качестве самостоятельных новых предметов, не свойственных общепринятому начальному обучению, - геогра­фии, естествознания, истории;

- изменения соотношения значимости изучаемых предметов; нет «главных» и «не главных» предметов, каждый направлен на общее развитие;

- увеличения удельного веса знаний, черпаемых из непосред­ственного восприятия окружающей действительности, из раз­личного рода экскурсий вне стен класса, школы;

- предоставления возможности учащимся привносить свои личные знания, наблюдения, суждения в ход изучения программ­ного материала.

3. Построение обучения на основе следующих дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес теоретических знаний, быстрый темп изучения про­граммного материала, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся.

4. Отбор содержания дальнейшего образования, что, в свою очередь, обусловливает и отбор методов обучения, направленных на общее развитие учащихся.

Такие методы исключают последовательное проведение уча­щихся по этапам получения знаний: сначала информативный, затем репродуктивный, частично поисковый, а затем только творческий этап. Учащиеся должны изначально включаться в исследовательскую деятельность - во всех случаях, где имеется возможность, осуществлять самостоятельное наблюдение, ана­лиз материала и его осмысление.