Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2031

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не мо­жет, так как оно представляет собой особый человеческий тип зна­чимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые со­бытия так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценность, согласно В.П. Тугаринову, - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и от­дельной личности в качестве средств удовлетворения их потребно­стей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, ос­таются постоянными на различных этапах развития человеческо­го общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, обра­зование, труд, мир, красота, творчество и т. п., привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку в практике мировой истории. В ус­ловиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и ха­рактеризует каждого отдельного человека. Рассматривать соци­альное развитие вне человека - значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мыш­ления гуманизация представляет глобальную тенденцию совре­менного общественного развития, а утверждение общечеловече­ских ценностей составляет его содержание.

Сложности современного периода развития общества не явля­ются основанием переноса осуществления гуманистических идеа­лов «на потом», на отдаленную перспективу. Нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижения которого сами по себе обеспечивали бы реализацию этих идеалов. Гумани­стические начала, утверждение самоценности человеческой лич­ности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя прив­нести в общественную жизнь извне. Процесс социального разви­тия есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал в человеке. В противном случае не имеет смысла вести речь о про­грессе человечества.


Аксиологические принципы. Успехи в сфере образования в зна­чительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в облас­ти человековедения. Мы уже говорили о том, что смежные с педаго­гикой науки, признавая необходимость расширения своих границ, стремятся составить диалог с педагогикой. Однако для того чтобы диалоговый режим взаимодействия различных наук и подходов не остался декларацией, необходимо внедрение в практику аксиологических (ценностных) принципов.

К числу аксиологических принципов относятся:

- равноправие всех философских взглядов в рамках единой гу­манистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

- равнозначность традиций и творчества, признание необхо­димости изучения и использования учений прошлого и возможно­сти открытия в настоящем и будущем;

- равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные ре­шения. Одной из первостепенных задач является объединение на­ук на гуманистической основе. Именно гуманистическая ориента­ция создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значи­мость, так как является основным средством развития гуманисти­ческой сущности человека.

Педагогическая аксиология. Понимание ценностных характери­стик педагогических явлений сложилось под влиянием общей аксиологии. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обуче­ния, педагогической деятельности и образования в целом. Значи­мую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятель­ности. К примеру, основой ориентации личности в обществе вы­ступает комплекс социально-нравственных ценностей, который представляет гуманизм.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.



Педагогические ценности, как и любые другие духовные цен­ности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от соци­альных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образова­тельной практики.

С изменением социальных условий жизни, развитием потреб­ностей общества и личности трансформируются и педагогиче­ские ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются из­менения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие.

Ценностные ориентации являются одной из главных, «глобальных» характеристик личности, а их развитие - основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем разви­тия общества.

3. Идеи гуманизма как основа современной педагогики

Понятия «гуманизм» и «гуманность». Ключевое понятие гу­манистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия сущест­вует несколько значений. Их изучение позволяет осознать раз­личные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затрудне­ния, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так, понятие «гуманизм» употребляется по крайней мере в де­сяти смысловых значениях:

- название эпохи Возрождения и различных культурных движе­ний, идейных течений, направлений общественной мысли;

-название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

- характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

- обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения;

- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

- выражение особого отношения к человеку как высшей ценно­сти жизни;

- название практической деятельности, направленной на дос­тижение общечеловеческих идеалов, и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеологическое, как название философской системы, и поэтому его исследование предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое поня­тие, в котором отражается одна из важнейших черт направленно­сти личности.


Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помо­гать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соуча­стие, без которых невозможно существование человеческого рода. «Гуманность», по-видимому, является первичным понятием по от­ношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого (Латинско-русский словарь / Сост. И. X. Дворецкий. -М., 1972.-С. 482).

Такое понимание гуманности согласуется с его толкованием в словаре В.Даля и философским определением гуманизма. «Гуманный... - человеческий, человечный, людской; свойствен­ный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, ми­лостивый, милосердный» (Даль В. Толковый словарь живого ве­ликорусского языка. - М., 1956. - С.408). «Гуманизм... - истори­чески сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми» (Философский энциклопе­дический словарь. - М., 1983. - С.130).

Гуманизм как система философских взглядов, как направле­ние общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеоло­гии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой при­роды, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей че­ловека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием челове­ка как части природы и самоценности его личности, требовани­ем полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способ­ностей и возможностей, составили основу ведущей мировоз­зренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в се­бя все высшие ценности, выработанные человечеством на дол­гом и противоречивом пути своего развития и получивших на­звание общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедли­вость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равен­ство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Самостоятельность гуманизма как философской системы.
Гу­манизм - отдельная и глобальная философская система. Его само­стоятельность определяется такими признаками, как автоном­ность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, единства целей и средств.

Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не мо­гут быть выделены из религиозных, исторических или идеологи­ческих посылок. Уровень развития гуманистического мировоз­зрения всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудни­чества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др.

Универсальность гуманистических идей обусловлена их при­менимостью ко всем людям и любым социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Это нахо­дит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образова­ние, нравственную и интеллектуальную свободу и др. При этом принципиально важным является не противопоставление уни­версальных ценностей гуманизма национальным, а взаимодей­ствие с ними, которое предполагает переход ко множественно­сти и многообразию (плюрализм) культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, от­ражающее основные условия общественной жизни. Ценности гу­манизма - не второстепенные элементы определенной надстрой­ки, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундамен­тальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добить­ся своих целей. Нельзя поступаться гуманистическими принципа­ми по соображениям стратегической необходимости. Так, насилие и террор не могут использоваться в качестве средств регулирова­ния отношений между людьми или в качестве методов социаль­ных преобразований, какими бы благородными целями это ни обосновывалось.

Гуманность как качество личности. Гуманистическое миро­воззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеа­лов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм -это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к челове­ку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, т.е., по сути, ко всему миру в целом.