ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарий занятия
ДЕНЬ ЗЕМЛИ
3–4 классы
3 апреля 2023 г.
Цель: познакомить обучающихся с Днём Земли, дать первоначальные сведения об экологии, формировать грамотное экологическое поведение, представляющее собой ответственное отношение к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде.
Формирующиеся ценности: бережное отношение к природе,созидательный труд.
Планируемые результаты.
Личностные:
− понимать важность бережного отношения к природе и окружающей среде;
− проявлять положительное эмоциональное отношение к сохранению природы и окружающей среды;
− стремиться к расширению своих знаний в области экологии.
Метапредметные:
− проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
− строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
− участвовать в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
− соблюдать правила ведения диалога.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
− сценарий,
− методические рекомендации,
− видеофрагмент,
− презентация,
− комплект интерактивных заданий.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
В мотивационной беседе педагог акцентирует внимание обучающихся на проблемах, связанных с отходами и мусором, и подводит к мысли о необходимости заботиться о природе, отмечает, что существует опасность загрязнения планеты, и всё живое на ней может погибнуть. Так педагог побуждает к разговору о проблемах загрязнения окружающей среды и о необходимости беречь природу.
Часть 2. Основная
Просмотр видеоматериала и организованная беседа позволяют «погрузить» младшего школьника в «воображаемую» ситуацию, чтобы её анализ приобрёл личностный смысл: что можешь сделать лично ты для сохранения природы и уменьшения количества мусора? Предложенные интерактивные задания направлены на формирование экологического поведения.
Часть 3. Заключение
Обобщение обсуждаемого на занятии материала и з накомство обучающихся с проектами экологической направленности.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель.
Ребята, посмотрите, я получила посылку. Давайте посмотрим, что внутри. Но до содержимого ещё надо добраться.
Педагог начинает распаковывать заранее подготовленную коробку. В коробке
в бумагу, полиэтилен и другие материалы, упакован какой-то хрупкий предмет,
стеклянный или фарфоровый.
Учитель.
Но как же всё это упаковали. Посмотрите сколько бумаги, полиэтилена. Я думаю, что когда ваши родители что-то заказывают, то картина очень похожая. Мы достаём вещи, которые заказали, но при этом остаётся много ненужного, то, что потом просто выбрасывается. И что происходит, если каждый человек, каждая семья что-то выбрасывает каждый день?
(Ответы обучающихся: накапливаются горы мусора и отходов.)
Учитель. Примерно 1 кг отходов создаёт один человек в день, поэтому если не контролировать процесс переработки, выбрасывать мусор, не соблюдая правила, то наша Земля просто задохнётся под грудами мусора. И тогда жить на нашей планете станет просто невозможно. Но мы же не хотим такого будущего? Чистое завтра начинается сегодня!
Поэтому давайте сегодня и поговорим, какие шаги каждый из нас может и должен делать, чтобы беречь природу и окружающую среду.
Часть 2. Основная.
Учитель.
Если не заботиться о сохранении нашей планеты, то всё живое из-за загрязнения на ней может погибнуть. На планете Земля должны быть чистый воздух и чистая вода, тогда люди смогут сохранить здоровье, наслаждаться общением с природой, жить счастливо. Природа – это богатство нашей страны, посмотрим видео.
Демонстрация видео.
Природа России - наше главное богатство. Вулканы Камчатки. Байкал.
Красноярские столбы. Эльбрус. Плато Путорана. Куршская коса. Озеро Эльтон.
Водопад Зейгалан. Озеро Светлояр. Река Волга. Река Енисей. Леса Коми.
Учитель.
Природа России уникальная и неповторима. И обязанность каждого из нас беречь и охранять её. Михаил Пришвин писал «Охранять природу – значит охранять
Родину!» И даже самый маленький человек способен что-то сделать для её защиты.
Что же для этого потребуется? Знать и соблюдать определённые правила. Давайте посмотрим видео от героя: мистера Крыса.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Я уже на полигоне. Правда, тут не проводят никаких испытаний, и ракет
никаких не видно, да и пахнет здесь совсем не порохом. А…это же мусорный
полигон. Я такое люблю. Тут можно почувствовать себя настоящим археологом.
Сейчас покажу свои ископаемые. Вот пластиковая бутылка, спектральный анализ
показал, что её возраст…да шучу, никакого анализа. Тут на этикетке написано: её
сделали 10 лет назад. Не очень много. Но, когда мой внук придёт сюда, чтобы вести
репортаж, она всё ещё будет здесь. И если его внук окажется на этом полигоне,
бутылка всё ещё будет на месте. Так 400 лет, но это не рекорд. Вот стеклянная
бутылка, тут их полно. И они долгожители даже на фоне пластика. Такая
бутылка разлагается больше тысячи лет. Представляете? В начале ХХХI века она
всё ещё будет здесь. А теперь археологическая задачка: вот ножка от стула, а вот
ветка от дерева. Что из этого всё ещё будет лежать здесь через 13 лет? Конечно,
ножка. Во всём виноват слой краски, он не даёт дереву разлагаться, да и ещё
выделяет токсичные вещества. И это только один полигон.
Но всё это можно заставить исчезнуть. Для этого нужно особое волшебство,
и участвовать в нём должны все, кто хочет стать волшебником. Слушайте
рецепт: нужно выбрасывать пластик, стекло, бумагу отдельно от пищевых
отходов и неперерабатываемого мусора. Это называется: сортировать мусор.
Отсортированные отходы отправляются на переработку. Там из пластика и
стекла делают новые предметы, а для стульев не приходится рубить новые
деревья. Настоящая магия!
Учитель.
О какой магии нам рассказал мистер Крыс?
(Ответы обучающихся: о сортировке и переработке отходов.)
Учитель.
Рассмотрите первый плакат. Сколько «проживут» отходы, если они будут находиться вот на таких полигонах, о которых нам рассказал мистер Крыс?
(Ответы обучающихся.)
Учитель. Пластиковый стаканчик – 450 лет, алюминиевые банки из-под газировки – 500 лет, а стеклянная бутылка – 1000 лет! И мусорные горы будут расти и расти, а вот теперь волшебство: из 25 пластиковых бутылок можно сделать одну флисовую куртку, а из 700 банок из-под газировки – велосипед.
Учитель. Это, действительно, магия. И волшебником, который подарит вещам вторую жизнь, может быть каждый из нас. Посмотрим видео.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Это Ивановы, российская семья. За год они выбрасывают 664 пластиковые
бутылки, а если сортировать отходы, то из этого могло получиться: 21 рюкзак
для сына или 11 пар кроссовок для дочки, 73 футболки для папы или 70 платьев для
мамы. Сортируйте отходы – подарите вещам новую жизнь!
Учитель.
Но как же происходит это превращение: вторая жизнь отходов? Посмотрим репортаж мистера Крыса.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Привет, ребята! Я в школе магии на отделении вторсырья…шучу. Конечно, я
на заводе, но магии здесь хоть отбавляй. Здесь производят вторсырьё. А если
проще, то пачки от сока на этом заводе превращают в ручки и блокноты. Я же
говорил, магия. Но волшебной палочки тут будет мало, тетрапак – очень сложный
материал, он состоит из слоёв полиэтилена, картона и алюминия. И нам нужно
отделить их друг от друга. Из смеси делают гранулы, а из них – шариковые ручки.
А ещё ручки можно сделать из зубных щёток, только нужно удалить щетину, а
остальная часть отправляется в дробилку. Откуда выходят вот такие красивые
гранулы. Но мы забыли про третий слой тетрапака – картон. Кто ответит, что
можно сделать из него? Правильно из картона получаются блокноты и другие
бумажные изделия. Но главное условие всей этой магии зависит от вас. Вы должны
сортировать мусор и выкидывать его в правильные контейнеры. Непростой
рецепт получился, сразу не запомнишь. Запишу его в свой новый блокнот своей новой
ручкой.
Учитель. Вот это пример экологической культуры. В нашей стране много различных заводов по переработке, они превращают отходы в вещи. Но переработка невозможна без раздельного сбора, поэтому важно сортировать отходы. Кстати, мусор и отходы – это разные понятия. Отходы – это то, что можно собрать и переработать, то есть превратить в новые вещи. Это, например, пластиковые бутылки, металлические и стеклянные банки, макулатура. А мусор – это то, что уже никогда не пригодится. Рассмотрите плакат. Какие бывают отходы? Назовите.
(Ответы обучающихся.)
Учитель. Отходы бывают органические и неорганические. К органическим относится всё, что создано природой. Это могут быть шкурки от фруктов, очистки овощей или опавшие листья. Такие отходы разлагаются за пару месяцев и от них ничего не остаётся. Переработка отходов помогает сохранять природу.
Но чтобы отходы можно было переработать, важно их отсортировать. Для этого дома нужно завести второе мусорное ведёрко. Один контейнер – для смешанных отходов (остатков еды, грязного мусора и предметов гигиены). Второй контейнер – для того, что можно переработать. Например, алюминиевые банки, стеклянные бутылки и бумагу. Давайте представим такую ситуацию и выполним интерактивное задание.
Интерактивное задание №1. «Разделяй!».
Содержание задания:на экране контейнеры «Вторсырьё» (то, что можно
переработать: стекло, бумага, металл, пластик) и «Смешанные отходы» (то, что
нельзя переработать). Предложенные в задании отходы и мусор необходимо
отсортировать по двум контейнерам: 1. синий «Вторсырьё» (то, что можно
переработать) и 2. серый «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать).
При этом среди объектов, которые нужно отсортировать, присутствуют
опасные отходы (лампочка, батарейки) – при попытке поместить данные отходы
в один из контейнеров, система будет их автоматически «выкидывать».
Эту группу отходов следует обсудить после выполнения интерактивного
задания.
Синий контейнер «Вторсырьё»: коробка из-под обуви, стеклянная
банка (чистая), тетрапак из-под сока, бутылка из-под воды с этикеткой,
пластиковая бутылка из-под шампуня, чистая пластиковая упаковка из-под еды
(не гофрированная), журналы глянцевые, алюминиевая банка, бумажные пакеты,
одноразовая бумажная тарелка.
Серый контейнер «Смешанные отходы»:
шкурка от банана, стаканчик из-под
кофе
1
, пластиковая упаковка (не гофрированная) с кусочками еды
2
, тюбик от
зубной пасты, разбитая тарелка,
подарочная упаковка, скрепки/ручки
3
, карандаши,
одноразовая маска.
Опасные отходы:
батарейки, лампочка.
Учитель. Какие предметы не удалось сложить в контейнеры?
(Ответы обучающихся: батарейки, лампочка.)
Учитель.
Многие люди даже не задумываются, что многие отходы опасны, поэтому их необходимо собирать и перерабатывать особым способом. К таким отходам
1
При необходимости можно обратить внимание детей на, казалось бы, безобидные для экологии стаканчики для кофе, на вид они кажутся бумажными, и может создаться впечатление, что они легко перерабатываются. Дело в том, что внутри таких стаканчиков очень тонкий слой полипропиленовой плёнки, который отделить от бумажной основы крайне сложно. На полигоне бумажный слой сгниёт за год, а вот пластик будет лежать тысячу лет.
2
Важно обратить внимание детей на то, что в контейнеры со вторсырьём необходимо помещать чистые, очищенные от остатков еды упаковки.
3
Важно обратить внимание детей на то, что в ручках можно менять стержень, что позволит использовать ручку ещё раз. Это пример экологического поведения.
относятся и старые неиспользуемые батарейки. Рассмотрите плакат. Какие ещё предметы относятся к категории опасных отходов? Назовите.
(Ответы обучающихся).
Учитель. Почему это опасные отходы? Если они попадут на полигон или свалку, то будут отравлять почву, воздух и воду вредными веществами – проще говоря, ядами. Эти отходы нужно сдавать в специальные пункты приёма.
При подготовке беседы педагогу необходимо уточнить адреса пунктов приёма
в своём населённом пункте.
Учитель. Мы сегодня с вами уже многое узнали о том, что каждый из нас может делать для сохранения природы, поэтому давайте выполним интерактивное задание и проверим свои экологические знания.
Интерактивное задание №2. «Проверь себя».
1. Почему нельзя мусорить?
мусор плохо пахнет;
мусор загрязняет планету;
мусор некрасиво выглядит;
мама отругает.
2. Куда отправляется мусор, который нельзя перерабатывать?
в мусорку;
дворнику;
в космос;
на полигоны.
(Ответы обучающихся).
Учитель. Почему это опасные отходы? Если они попадут на полигон или свалку, то будут отравлять почву, воздух и воду вредными веществами – проще говоря, ядами. Эти отходы нужно сдавать в специальные пункты приёма.
При подготовке беседы педагогу необходимо уточнить адреса пунктов приёма
в своём населённом пункте.
Учитель. Мы сегодня с вами уже многое узнали о том, что каждый из нас может делать для сохранения природы, поэтому давайте выполним интерактивное задание и проверим свои экологические знания.
Интерактивное задание №2. «Проверь себя».
1. Почему нельзя мусорить?
мусор плохо пахнет;
мусор загрязняет планету;
мусор некрасиво выглядит;
мама отругает.
2. Куда отправляется мусор, который нельзя перерабатывать?
в мусорку;
дворнику;
в космос;
на полигоны.
3. Что делают люди для борьбы с отходами?
строят перерабатывающие заводы;
сбрасывают мусор в океан;
открывают полигоны;
зовут супермена.
4. Какие бывают виды отходов?
хорошо и плохо пахнущие;
природные и неприродные;
органические и неорганические;
красивые и некрасивые.
5. Что относится к органическим отходам?
шкурки от бананов;
носки;
банка из-под газировки;
использованная салфетка.
6. Зачем дома нужно иметь второе мусорное ведёрко?
чтобы дольше не выносить мусор;
чтобы собирать стеклянные бутылки;
чтобы поставить его в комнате;
чтобы сортировать отходы.
7. Зачем сортировать отходы?
чтобы они обретали вторую жизнь;
чтобы «убить» время;
чтобы выбросить;
чтобы больше уместилось в мусорное ведро.
8. Зачем нужны перерабатывающие заводы?
чтобы сжигать отходы;
чтобы превращать отходы в новые вещи;
чтобы хранить там отходы;
чтобы заводов было больше.
Часть 3. Заключительная.
Учитель.
Почему каждый из нас должен заботиться о планете, на которой мы живём?
(Ответы обучающихся.)
Учитель. Какие же шаги мы можем и должны делать, чтобы сохранить нашу
Землю чистой?
(Ответы обучающихся.)
Учитель.
Зелёные леса, цветущие поля, синие моря, океаны и голубые реки, слегка окутанные дымкой облаков. Всё это кажется с высоты хрупким, как прозрачное стекло. Рассмотрите фотографии, какие чувства они у вас вызывают?
(Ответы обучающихся.)
Учитель.
Природа Земли – нежна и ранима. Её нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает нам в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания. Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» – дом. Наш дом – планета Земля, и каждый человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на окружающий его мир – этот вывод сделал Владимир Иванович
Вернадский, великий русский учёный. Посмотрим видео.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Владимир Иванович Вернадский – великий русский мыслитель и учёный. Он
родился 12 марта 1863 года в Петербурге, и всю свою жизнь он посвятил изучению
природы, её ресурсов и возможностей. В его работах звучит очень важная мысль:
человек тоже часть природы, и его деятельность влияет на окружающий мир,
поэтому важно не только использовать ресурсы, но и восполнять их, беречь и
охранять окружающий мир, природу Земли. Владимир Иванович создал современное
учение о живой оболочке Земли – о биосфере. Много занимался проблемами экологии
и стремился к тому, чтобы обеспечить потребности общества, сохраняя природу
и ресурсы.