Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 1 по дисциплине Возрастная и педагогическая психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Рубежный контроль №1
по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»
ФИО студента | Хайруллаева Рухсора Баходирхон кизи |
Направление подготовки | Педагогика |
Группа | ПЕД-Б-0-З-2021-1_ДИСТАНТ |
Москва 2023
Задание 1. Охарактеризуйте теории развития человека (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже, А. В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Э. Эриксон, А. Маслоу и др.). Выделите общее, различия, особенности, специфику. Внесите данные в таблицу:
Теория | Автор | Особенности | Общее | Различия | Специфика |
Психосоциальная теория развития личности | Э.Эриксон | Метод анализа клинических случаев, кросс-культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, стилей материнства, психоисторический метод. Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития,ритуализация. | Центральным понятием периодизации Э. Эриксона является понятие идентичность — набор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей. Эго-идентичностъ — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Групповая идентичность — чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно. | Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго. Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия. Одна из немногих теорий охватывающая все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней. Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы развития Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода. | 8 cтaдий пcихocoциaльнoгo рaзвития личнocти. 1. Дoвeриe – нeдoвeриe (груднoй вoзрacт). 2. Aвтoнoмия – cтыд и coмнeния (1-2 гoдa). 3. Инициaтивa – чувcтвo вины (3-5 лeт). 4. Трудoлюбиe – нeпoлнoцeннocть (млaдший шкoльный вoзрacт). 5. Стaнoвлeниe индивидуaльнocти (идeнтификaция) – рoлeвaя диффузия (юнocть). 6. Интимнocть – oдинoчecтвo (нaчaлo взрocлoгo пeриoдa). 7. Твoрчecкaя aктивнocть – зacтoй (cрeдний вoзрacт). 8. Умирoтвoрeниe – oтчaяниe (cтaрocть). |
Периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет | Д. Б. Эльконин | В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях: 1. Социальная ситуация развития; 2. Ведущая деятельность; 3. Основные новообразования. | К периодизациям развития, которые в качестве основания рассмотрел причины, движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, традиционно относят периодизации не только Л.С. Выготского, но и Д.Б. Эльконина. Основанием для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева. | 1.В традиционном обучении господствует принцип доступности. 2.Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности. 3. В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки. | Д.Эльконин выделяет по этому критерию 6 основных периодов психического развитиячеловека в онтогенезе: 1. 0-1год: младенческий возраст. Ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослым. 2. 1-3 года: раннее детство. Ведущая деятельность – предметно - манипулятивная деятельность. 3. 3-7 лет: дошкольный возраст. Ведущая деятельность – предметно - манипулятивная деятельность. 4. 7-12лет: младший школьный возраст. Ведущая деятельность – учебная. Приобретаются новые умственные умения и навыки. 5. 12-17 лет: подростковый. Ведущая – общение со сверстниками. Значительная часть жизни проходит в компаниях. Формируется взгляды на жизнь. 6. 17-далее: Начало юношества. Ведущая – учебно-профессиональная деятельность. |
Теория внимания Л. С. Выготского | Л.С. Выготский | Л.С. Выготский определяет две линии развития и становления внимания как в индивидуальном, так и общественно-историческом аспекте:
Внимание, как и любая психическая функция, имеет следующие свойства: социальность, произвольность, опосредованность и системность. | Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет». | утверждает, что на когнитивное развитие влияет социальное взаимодействие; существует сильная связь между изучением языка и развитием мышления обсуждает общее приобретение новой концепции или навыка. Выготски, однако, считал, что с помощью наставника эти задачи можно выполнить. Пиаже же ничего по этому поводу не предлагал. Различия в характеристиках произвольногои непроизвольное внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю. | Становление высших форм внимания рассматривается в двух направлениях. Во-первых, оно может быть представлено как воспитание внимания, основанное на воспитании волевых качеств личности. Данная линия исследований представлена работами Т. Рибо и Н.Ф. Добрынина. Во-вторых, развитие внимания может выступить как его формирование — построение умственного действия с требуемыми характеристиками (П.Я. Гальперин) или развитие высшей психической функции (Л.С. Выготский). Взгляды Л.С. Выготского получили продолжение в современной психологии в исследованиях совместного внимания как высшей психической функции, разделенной между несколькими людьми. Эти исследования имеют прикладное значение в робототехнике, в организации работы в малых группах, а также в профилактике и коррекции психических расстройств аутистического спектра в детском возрасте. |
Теория когнитивного развития | Ж. Пиаже | 1. В процессе адоптации организма к окружающей среде в ходе его роста вместе с взаимодействиями и саморегуляциями, характеризующими развитие «эпигенетической системы» (эпигенез - в его эмбриологическом смысле всегда детерминируется как внешне, так и внутренне). 2. В процессе адоптации интеллекта в ходе построения его структур, которые зависят как от прогрессирующих внутренних координаций, так и от информации, приобретаемой посредством опыта. 3. В процессе установления когнитивных, или, шире, эпистемологических, отношений, которые не составляют ни простой копии объектов внешнего мира, ни простого развертывания структур, приформированных в субъекте, но скорее включают в себя ряд структур, последовательно конструируемых субъектом в ходе его постоянного взаимодействия с внешним миром. | Стадия 1: сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет) Стадия 2: дооперациональные представления (от 2 до 7 лет) Стадия 3: конкретные операции (от 7 до 11 лет) Стадия 4: формальные операции (от 12 лет и старше) | Теория Пиаже утверждает, что на когнитивное развитие в основном влияет социальная передача, которая описывает обучение у окружающих. Теория Пиаже утверждает, что развитие мышления и языка у человека можно проследить до действий, восприятий и имитаций маленьких детей. Пиаже подробно наблюдал, как работает обучение детей, но не особо выделял роль наставника или учителя. Теория Выготского хорошо применима к стратегиям обучения. С другой стороны, теория Пиаже отдает предпочтение открытиям и обучению, сделанным самими людьми. | В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесие Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, потому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. |
Теория развития личности | А. В. Петровский | Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации. Им выделяются три основных процесса: • адаптация– как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического; • индивидуализация– как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности; • интеграция– как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего. | Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. | А. В. Петровский считает, что определяющим фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной группой (или лицом). Движущей силой развития личности служит противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. | А.В. Петровский выделяет возрастные периоды: 1. Эпоха детства 3-7 лет - преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде. 2. Эпоха отрочества 11-15 - доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность. 3. Эпоха юности (старший школьный возраст) - должна произойти интеграция в общество. |
Теория деятельности | А.Н. Леонтьев | Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. | Основное положение теории деятельности А. Н. Леонтьева звучит следующим образом: не сознание создает деятельность, а деятельность формирует сознание. На основании данного положения ученый вывел базовое содержание концепции, которое основано на тесной связи и взаимозависимости сознания и деятельности. Это значит, что человеческая психика развивается в процессе активности и работы, и при их осуществлении происходит и ее проявление. | Главное отличие данной теории от других направлений психологии того времени состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию Карла Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. | Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение.В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности. |
Теория иерархии потребностей | А. Маслоу | Существует также более подробная классификация. В такой системе выделяется 7 основных уровней (приоритетов): 1.(низший) Физиологические потребности: утоление голода, жажды, защита от холода, пригодный для дыхания воздух, достаточный сон, отсутствие боли и так далее; 2.Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач; 3.Потребность в принадлежности и любви; 4.Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание; 5.Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать; 6.Эстетические потребности: гармония, порядок, красота; 7.(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. | Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:1.Потребности людей никогда не будут удовлетворены в полной мере. 2.Состояние частичного или полного неудовлетворения побуждают человека к действиям — искать пищу, кров, тепло. 3.Желания людей идут согласно иерархии: от простых к сложным. | Маслоу утверждает, что наиболее сильная потребность определяетповедение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации. Потребности удовлетворяются в определенном порядке. Первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого активизируются более высокие стремления. Физиологические потребности и потребность в безопасности - это первичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня смогут определять поведение. Например, усиление чувства голода ставит потребность в пище на центральное место в поведении человека, отодвигая в сторону другие. По мнению Маслоу, если существуют две одинаково сильные потребности, то доминирует потребность более низкого уровня. | Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на 5 основных категории: 1.Физиологические: голод, жажда и так далее; 2.Потребности в безопасности/защите: комфорт, постоянство условий жизни; 3.Социальные: потребность в принятии другими, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность; 4.Самоуважение/Эго: уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост; 5.Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация. |