Файл: Лекция 1 Современная семья основные понятия, виды, проблемы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чижова К.И.
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ
«Основы психологии семьи и семейного консультирования»
Лекция №1: Современная семья: основные понятия, виды, проблемы
Только с конца 1960-х и начала 1970-х гг. брак и семья стали предметом специального исследования многих дисциплин, в том числе – психологии. В последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений. Работа с семьей требует знания процессов, происходящих в ней, закономерностей развития отношений между членами семьи.
В психологии существуют различные определения понятия «семья». Семья – это малая социальная группа людей, связанных отношениями родства или ведущих совместную жизнь.1 Н. Я. Соловьев определяет семью как ячейку (малую социальную группу) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство2.
Образование новой семьи может сопровождаться браком, но возможна семья и вне бражных отношений (незарегистрированный брак, сожительство). Брак - добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. В РФ не признается брак между людьми одного пола либо не зарегистрированный в органах загса.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Социальные психологи различают следующие основные формы семьи3. В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Она состоит из родителей и детей и объединяет только два поколения. В нуклеарной семье на первый план выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи.
Расширенная семья включает в себя нуклеарную семью и близких родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.).
Однопоколенная семья состоит из супружеской пары без детей.
Психологи различают полную и неполную семью. Полная семья состоит из отца, матери и детей, а в неполной семье один из родителей отсутствует. Случается, что формально семья является полной, а на самом деле один из родителей постоянно отсутствует и не участвует в воспитании детей. Это бывает не только в том случае, если супруги не оформили развода, но и по другим причинам: длительные служебные командировки одного из родителей, большая загруженность работой, тюремное заключение супруга. Такие семьи называют функционально неполными.
В России до середины XX века основной формой семьи была большая семья. Она состояла из группы кровных родственников разных поколений, живущих в одном месте и занимавшихся общим трудом. Женатые сыновья жили вместе с родителями - «большаком» и «большухой», которые управляли делами семьи. В аграрных обществах семья этого типа имела общую собственность на землю, скот и средства производства.
В конце XX века возникло такое явление, как нетрадиционные семьи. Американский психотерапевт В.Сатир относит к их числу уже упомянутые выше неполные семьи и семьи с приемными детьми, которые называются смешанными. Они возникают, если женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей, и наоборот - мужчины с детьми женятся на женщинах без детей. Часто люди создают новую семью, имея детей от предыдущих браков. Человек может вступить в брак после смерти своего супруга. Наконец, семья может взять ребенка на воспитание. Это случается, когда ребенок потерял родителей или когда родители отказываются о нем заботиться. По мнению В.Сатир, психологические проблемы в таких семьях ничем не отличаются от проблем в обычных семьях. Смешанная семья благополучно развивается, если каждый ее член чувствует себя важным и нужным для других членов семьи.
В эпоху постиндустриального общества получили распространение так называемые альтернативные формы семейно-брачных отношений: сознательно бездетный брак, гомосексуальные браки, групповые браки, незарегистрированные браки, коммуны и т.д. С точки зрения здравого смысла, сознательно бездетный брак - отклонение от нормы. Однако нет никаких биологических законов, заставляющих человека иметь
детей. Роли отца и матери, мужа и жены осваиваются людьми в течение жизни. Потребность иметь детей - социально-психологическая, а не биологическая, и воспитывается такая потребность в первичной семье. С этим связана проблема матерей-отказниц: 50% из них - женщины в возрасте до 25 лет и 70% из них ведут асоциальный образ жизни. Подавляющее большинство из них были жертвами насилия со стороны своих родителей4.
Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья, где власть принадлежит жене, эгалитарная семья, в которой власть равномерно распределяется между мужем и женой. Последний вид семьи также называется партнерской, она основана на взаимопонимании супругов и добровольном распределении ролей в соответствии с возможностями и способностями каждого.
Возможно, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи: в индустриальных странах растет, а в постиндустриальных странах достигает максимума число разводов. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющего ничего общего не только с традиционной семьей, но и семьей как таковой. В США за 30 лет (с 1960 по 1990 гг.) число разводов возросло почти в 15 раз, как нигде в мире.
Хотя появление альтернативных семей наводит на мысль о прогрессивности отказа от семьи как социального института, последствия этого отказа катастрофичны для воспитания детей. Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже, чем в гармоничной семье, усваивают ценности, нормы и мораль общества. Правда, исследования американских психологов показали, что несовершеннолетние преступники реже выходят из семей родителей-одиночек, чаще - из семей с двумя конфликтующими родителями. Но у детей матерей-одиночек чаще, чем у других, бывают большие проблемы в социальной адаптации, выборе брачного партнера и воспитании собственных детей. В России семья, несмотря на наличие процессов, аналогичных происходящим в США, сохраняет свои важнейшие социальные функции.
В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства. С. И. Голод выделил три типа семьи:
традиционную патриархальную семью; современную детоцентрическую семью; супружескую (посредственную) семью.
Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространенность и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребенка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эгалитарной5.
М. Арутюнян исследовала эти типы семьи6. В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребенка. Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует симбиоз ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье — взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически ко всем социальным институтам).
Вместе с тем, М. Арутюнян проводит очень интересный анализ следствий воспитания в детоцентрической семье и причин массового распространения этого типа семьи в современном обществе. Она считает инфантилизм молодежи прямым следствием воспитания в детоцентрической семье. Причины возникновения детоцентризма, на ее взгляд, следующие7:
- увеличение продолжительности жизни, совместного существования детского и родительского поколений (в 1,5 раза дольше, чем в XIX в.), существование наедине, когда мать только мать, но не дочь (не больше, чем в XIX в.: 22-24 года);
- нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, практические связи в совместном труде заменяются эмоциональными, а отношения инфантилизируются;
- отсутствие четких норм санкционирования отношений родителей и детей, что привело к утрате дистанции между ними;
- изменения в системе образования: до 17-22 лет детям необходима помощь родителей.
Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, которые отражаются в семейных позициях и ролях, особенностях взаимоотношений в семье. Кризисные явления в российском обществе привели к негативным тенденциям в развитии семейных отношений: ослаблению союза родителей и детей, супругов, распаду семейного хозяйства. Семья практически перестала выполнять свои основные функции, прежде всего репродуктивную. Среди основных проблем современной семьи Л.Б.Шнейдер выделяет8:
- ориентация современных молодых людей на профессиональный успех и благосостояние, что приводит к снижению числа детей в семьях;
- переход от расширенной семейно-родственной структуры к нуклеарной ослабил родственные связи, заботу о пожилых людях;
- высокий уровень разводимости, возникновение альтернативных моделей брачно-семейных отношений (незарегистрированных браки);
- распространение в семьях культа «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений;
- увеличение срока заботы о детях (ввиду их малочисленности) приводит к развитию инфантильной и эгоцентричной установки у подрастающего поколения.
В ходе происходящих в России изменений интересы семьи игнорируются, ориентация идет на «изолированного» индивидуума. Это приводит к деформации жизненных ценностей в обществе, отказу от традиционных устоев в семье.