Файл: Практическая работа По учебному курсу Теория обучения Студент Группа Преподаватель Практическое занятие Гуманноличностная технология обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
« Тольяттинский государственный университет »

Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Практическая работа
По учебному курсу : « Теория обучения »


Студент :

Группа :

Преподаватель :

Практическое занятие № 3. Гуманно-личностная технология обучения.

Гуманно-личностную технологию разработал академик РАО Ш.А. Амонашвили.

Целевые ориентации гуманно-личностной технологии обучения состоят в следующем:

  • способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  • облагораживание души и сердца ребенка;

  • обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений;

  • развитие и становление познавательных сил ребенка.

Основные концептуальные положения:

  1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

  2. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

  3. Ребенок – высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и безграничность.

  4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Гуманно-личностная технология осуществляется с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

  • гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

  • индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

  • мастерство общения: закон взаимности, гласность, атмосфера романтики;

  • оценивание деятельности ребенка: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценки.



Вопросы для самоконтроля: Кто является автором гуманно-личностной технологии? На чем основана гуманно-личностная технология? С помощью каких методик и методических приемов осуществляется гуманно-личностная технология?

Кто является автором гуманно-личностной технологии? 

Технологию разработал академик РАО Ш.А. Амонашвили

На чем основана гуманно-личностная технология? - Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств:

- облагораживание души и сердца ребенка;

- обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений;

- развитие и становление познавательных сил ребенка.

С помощью каких методик и методических приемов осуществляется гуманно-личностная технология?

Гуманно-личностная технология осуществляется с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, атмосфера романтики;

- оценивание деятельности ребенка: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценки.
Вопросы



  1. Кто такой гуманный учитель?

Это учитель, который любит детей такими, какие они есть. Он одинаково будет любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие, и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Также, он умет понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.


Педагогу необходимо быть оптимистичным. Глубоко вникать во внутренний мир ребенка. И в зависимости от этого, гуманный учитель ищет пути воспитания, обучения и развития. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.


  1. Как соотносятся личностно-ориентированные технологии с гуманизацией образования?

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего поли субъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу — способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель — ученик» — установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Приоритетными для педагога становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика (воспитанника) и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на урок (вовремя НОД). Гуманизация отношений педагогов, решают следующие взаимосвязанные задачи:
- создание отношений доверия между учителем и учащимися (воспитателем и воспитанником);
- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;
- актуализация мотивационных ресурсов учения;
- развитие у педагога личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.


  1. Как учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся в личностно- ориентированных технологиях?

Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно-ориентированной образовательной технологии.



  1. Как дифференцировать задания для учащихся разного уровня интеллектуального развития?

Задания для учащихся разного уровня интеллектуального развития можно дифференцировать по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий:
- требующие постоянной дополнительной помощи;
- способные справляться самостоятельно;
-способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь товарищам.

  1. На примере педагогической деятельности В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили раскройте суть оптимального взаимодействия учителя с учащимися.

В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности». Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.
Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому».
Секрет успеха в школах Василия Александровича Сухомлинского и Шалвы Александровича Амонашвили состоит в том, что там отброшена «принудительная педагогика». И Сухомлинский, и Амонашвили «отдают сердце и душу детям».

Воспитание успехом - вот ключ работы со школьником. «Не понимал, а теперь понял, не умел, а теперь умеет» - вот в чем радость познания, и только ее и нужно поддерживать в ребенке.