Файл: Функции налогов Фискальная функция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Функции налогов




Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах, а расходование бюджетных средств производится на нужды государства. За счет фискальной функции достигается перераспределение части валового внутреннего продукта (ВВП) в территориальном, отраслевом и социальном разрезах. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций.

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

еще выделяют Социальная-распределительная (социальная) функция - состоит в перераспределение общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).



  1. Элементы налогообложения

Н алог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

  • налоговые льготы - факультативный элемент

1. Объект налогообложения (ст. 38) - юридический факт (действие, событие), который обуславливает обязанность субъекта заплатить налог.

реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. налоговая база (ст. 53) - количественное выражение объектов налогообложения - основа для исчисления суммы налога.

н.б. может быть - стоимостная, физическая и иная характеристика объекта налогообложения.

3. Налоговая ставка (ст. 53) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Формы налоговых ставок:

  • равная

  • твердая (специальная) - определенную рублевую сумму с единицы измерения налоговой базы

  • адвалорная - ставка, установленная в % от стоимости объекта обложения.

  • комбинированная

Виды налоговых ставок:


  • Эффективная налоговая ставка = сумм уплач. налога/сумм получ. дох.

    Предельная налоговая ставка = прирост сумм уплач. налога/прирост сумм получ. дох.

    номинальная

  • эффективная

  • предельная

4. Налоговый период - календарный год/ иной период времени применительно к отдельным налогам на окончание которого определенная налоговая база и исчисленная сумма налога подлежат к уплате. (может состоять из 1 или неск. отчетных периодов - ст. 55)

Отчетный период - период времени, по окончании которого у налогоплательщика возникает обязанность по исчислению налоговой базы по каждому налогу с последней определенной суммы авансового платежа, подлежащей к уплате в бюджет и предоставлению в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет промежуточной отчетности.



5. Порядок исчисления налога

сумма налога мб исчислена

а) самостоятельно (по декларации - ст 80)

б) через налогового агентом ( у источника выплачиваемого дохода)

в) налоговым органом (административные способы уплаты)

Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

6. Срок уплаты налогов - ст. 56

  • устанавливается отдельно для каждого налога

  • могут быть начислены пени за нарушение срока уплаты

  • обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления

Срок определяется

а) календарной датой

б) истечением периода времени

в) указанием на событие/действие

7. Налоговые льготы - ст. 56

представляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные НК преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог/сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

  • не могут носить индивидуальный характер

  • налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы

Виды налоговых льгот

  • освобождение от уплаты налогов - льгота направлена на плательщика налога

  • налоговые изъятия - льгота направлена на объект

  • налоговые вычеты - направлена на налогооблагаемую базу

  • пониженная налоговая ставка

  • отсрочка/рассрочка уплаты налогов - направлена на изменение срока уплаты н




  1. Права и обязанности налогоплательщиков




Права

Обязанности

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

6) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

7) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

8) на соблюдение и сохранение налоговой тайны.

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4)представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации;

5) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.






  1. Принципы налогообложения

По А.Смиту:

Принцип справедливости

Н алоги должны платить все подданные государства соответственно своему доходу и возможностям;

Принцип определенности

Срок, способ, порядок расчета налогового платежа должны быть ясны и определены для налогоплательщика;

Принцип удобства

Каждый налог взимается в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика;

Принцип эффективности ( экономии)

Должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата;

Принцип выгоды

Налог должен быть сопоставим с благами, которые человек получает от государства

Принцип платежеспособности

Налог платит тот, кто может его заплатить.
Экономические

Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

  • Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют принципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

  • Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т.е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.

Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование.


Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для плательщика последствий налогообложения.

Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, т.е. всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика.

Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.

Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения. Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога.

Юридические

Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов.

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога.

Организационные

Принцип единства налоговой системы. Не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств.