Файл: Практическая работа По учебному курсу Теория обучения Студент Группа Преподаватель Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Вывод: Сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.

Отличие: в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.

Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.
Что лежит в основе личностно- ориентированных технологий.

В основе лежат: - Цель; Средства достижения учителем этой цели; Содержание; Методика; Методическая основа технологии, Условия эффективности педагогической технологии и Позиция педагога.

В личностно- ориентированном уроке сотрудничество ученика с учителем опирается на доверие и поддержку. Это и является наиболее значимым показателем создания личностного поля развития. Последнее становится важным критерием успешности школы личностно- ориентированного образовательного процесса.

  1. Индивидуально-дифференцированная технология обучения.

Индивидуально-дифференцированная технология представляет собой организацию учебного процесса, при котором выбор методов, форм, средств и приемов обучения осуществляется с учетом индивидуальных и групповых особенностей учащихся.

Исследования М.А. Данилова, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой показала, что учащиеся сильно дифференцируются по степени познавательной самостоятельности. Это обычно объясняется тем, что общеучебные умения учащихся развиваются неодинаково. В связи с этим, учащиеся резко отличаются и дифференцируются по степени их активного применения.

Исследования американского ученого Б. Блума показали, что существуют три категории учащихся: 1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; 2) талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе; 3) обычные учащиеся, составляющие большинство (около 30%), их способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Различают дифференциацию
внешнюю и внутреннюю. Внешняя дифференциация – это разделение учащихся на стабильно работающие группы, в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся (интересов, творческих способностей, обученности, обучаемости, работоспособности и т. д.).

Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности учащихся, разделяя их на группы внутри стабильно работающего класса чаще временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.

При осуществлении индивидуально-дифференцированной технологии обучения необходимо:

  • осуществить педагогическую диагностику учащихся на основе отобранных задач, заданий, тестов;

  • разработать или использовать уже готовые задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию, способностям или умению;

  • использовать дифференцированные задания, задачи, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся

  • создавать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» и т.д.


Вопросы для самоконтроля: По каким особенностям дифференцируются учащиеся? Какие категории учащихся выделил Б. Блум? Как осуществить дифференциацию учащихся?
Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

На волне демократизации и гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:



  • уровень обученности и обучаемости;

  • уровень общих умственных способностей;

  • скорость усвоения;

  • индивидуальный стиль умственной деятельности;

  • психофизические особенности учащихся.


Необходимо отметить, что многие ученые предостерегают от экспериментирования в области дифференцированного обучения в условиях недостаточной психологической, диагностической, физиолого-гигиенической проработки вопроса.



Анализ состояния проблемы в области дифференцированного обучения в теории и практике обучения показывает, что процесс дифференциации имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки. Причем количество достоинств, так и существенные недостатки.

Создание гомогенных (однородных) классов позволяет реализовать следующий положительный потенциал дифференцированного обучения:

а) позволяет выровнять развитие слабых, делает обучение посильным;

б) слабый не ощущает свои слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;

в) учителю легче подбирать дидактический материал, который соответствует уровню класса;

г) научно-обоснованные доводы для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные, психофизические особенности учащихся.

Создание гомогенных классов влечет за собой следующие негативные последствия:

а) средние и слабые ученики остаются без развивающего влияния сильных;

б) неблагоприятная эмоциональная обстановка: снобизм у сильных учеников и чувство неполноценности у слабых;

в) распределение детей по классам на основе школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие;

г) дифференциация на основе умственных способностей не позволяет учитывать различные стороны интеллекта, другие свойства личности, а также факторы развития;

д) при переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.

Налицо проблема: как использовать гуманистический положительный потенциал дошкольного образования, при этом максимально нейтрализовав издержки такого обучения?
В настоящее время происходят поиски гибких вариантов, которые позволили бы учить детей в обычных гетерогенных классах, а с другой -возможно шире индивидуализировать обучение.

Почему же так настойчиво методистами внедряется эта образовательная технология?
Дело в целях, которые ставит и решает она.
1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
2. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся, а это наиболее существенно на современном этапе, т.к. именно чрезмерные нагрузки, по мнению ученых, являются причиной снижения здоровья учащихся.


Технология дифференцированного обучения позволяет решать этот вопрос.

Какие категории учащихся выделил Б.Блум?

Согласно таксономии Блума, образовательные цели разбиваются на три области: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти области не совсем точно можно описать как "знания/голова", "чувства/сердце", "делание/руки".

Когнитивная область
Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.

1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.
Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
Конкретные действия учащихся:
— объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
Конкретные действия учащихся:
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Конкретные действия учащихся:
— вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации целого;

— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
— проводит различие между фактами и следствиями;
— оценивает значимость данных.

5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Конкретные действия учащихся:
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.
Конкретные действия учащихся:

оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Аффективная область
Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.

Категории учебных целей в аффективной области

1. Восприятие
Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие сюда субкатегории:

1.1. осознание;
1.2. готовность или желание воспринимать;
1.3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного).

Ученик:
- проявляет осознание важности учения;
- внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;
- проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

2.Реагирование (отклик)