Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Болотских Сергей Сергеевич

Преподаватель:

Беликова Татьяна Валентиновна


Задание 1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – это возраст детей от 6 до 11 лет, в котором происходит важное обстоятельство в жизни ребенка – поступление в школу. Начинается младший школьный возраст по прохождению кризиса 7 лет, и заканчивается примерно в 11 лет «предподростковым кризисом».

Данный возраст является очень важным в социальном и психологическом развитии ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.

В 6-7 лет игровая деятельность перестает быть ведущей деятельностью ребенка. Игра остается в жизни ребенка, но перестает быть главной. Ведущим видом деятельности становится учебная.

Младший школьник может совершать осмысленные действия, более-менее понимая их последствия. В этом возрасте ребенок постепенно перестает быть эмоционально открытым, пропадает детская непосредственность, ребенок может скрывать свои настоящие чувства и эмоции.

По мере формирования учебной деятельности возникают новые качества психики: произвольность, способность к планированию и выполнению плана, рефлексия.

Младшие школьники способны удерживать внимание на неинтересных им вещах, однако, пока их концентрации бывает недостаточно, чтобы следить одновременно за несколькими вещами.

Память имеет наглядно-образный характер
, безошибочно запоминает интересный, яркий, конкретный материал. Но также в этом возрасте дети способны запоминать не только то, что представляет для них интерес, как это бывает у дошкольников, но и целенаправленно удерживать в памяти то, что кажется неинтересным.

В речи младших школьников также происходят изменения. Пропадает «эгоцентричная речь» - ребенок перестает проговаривать то, что он делает. Значительно увеличивается словарный запас.

Задание 2. Подборка игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и развитию правил поведения в среде (группе) сверстников.

Подборка игр для детей старшего дошкольного возраста.

Игра – приветствие «Микрофон».

Все дети сидят на ковре и по кругу передают «микрофон». Каждый говорит слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на день.

Игра «Кинолента».

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий - повторить первые два слова и сказать свое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики. Вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

«Игры-ситуации»

Оборудование: коробка с карточками, с описанием ситуаций. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

  • Две девочки поссорились – помири их.

  • Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

  • Ребёнок плачет – успокой его.

  • К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игры.

  • Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

Игра «Испорченный телефон».

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.



Игра «Кто сказал?».

Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал, не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.

Задание 3. Ошибки взаимодействия и общения при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Рекомендации по эффективному взаимодействию с учащимися.

Взаимодействие взрослого с детьми – одно из важнейших условий развития ребенка. То, как педагог построит свое общение с учащимися определит во многом успешность усвоения детьми учебного материала и эмоциональный «климат» в классе.

При организации образовательного процесса можно выделить следующие типы взаимодействия учителя с учениками:

- авторитарный;

-личностно-ориентированный.

Авторитарная педагогика игнорирует факт развития личности. Основной задачей является реализация программы. В рамках авторитарной педагогики нередки наставления, окрики, контроль, нотации, наказания, а общение с детьми сводится к указаниям и к ограничению активности, инициативности, творчества. Класс воспринимается как единый объект, а не как общество разных личностей.

В настоящее время все большую популярность получает личностно-ориентированный подход в обучении, целью которого является развитие личности каждого учащегося.

Такой подход предполагает совершенно другой подход к обучению. Педагог – друг и наставник, а не строгий непререкаемый авторитет. Учитель приспосабливается под индивидуальные особенности каждого ученика, поощряет инициативность и самостоятельность.

Таким образом, можно выделить основные рекомендации по эффективному взаимодействию с учащимися:

- Развивать общие учебные умения и навыки, учить ребят правильно учиться.

- Никогда не использовать оценку, как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.


- Замечать положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика.

- Учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребенка.

Задание 4. Проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.

Для эффективного взаимодействия родителей и педагогов могла бы подойти платформа в сети интернет на подобии социальной сети, в которой была бы возможность педагогам выкладывать учебные материалы, лекции, писать статьи, а также была бы возможность обсуждать данный материал. Созданная по примеру социальной сети, такая форма общения может предполагать как обсуждение предложенной темы, так и возможность родителям задать интересующие их вопросы педагогам.

То есть подобная социальная сеть не несла бы чисто информативный характер (расписание уроков, список учебников и т.д.), а вовлекала бы родителей в процесс обучения и воспитания совместно с педагогами.

Задание 5. Правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.

Основные принципы эффективного взаимодействия - доброжелательность, сотрудничество, индивидуальный подход.

Индивидуальные консультации для родителей учащихся – это всегда диалог. Во время диалога необходимо быть открытым и проявлять доброжелательность. Важно для педагога в разговоре не вставать ни на чью сторону, а быть готовым к рассмотрению разных точек зрения.

В большинстве случаев родители остро воспринимают трудности ребенка, которые так или иначе случаются в младшем школьном возрасте у всех детей. Задача при консультации – подвести родителя к пониманию, что это является вариантом нормы, и помочь увидеть пути взаимодействия с ребенком в этот период. Очень важно избежать навешивания «ярлыков» и оценок, сосредоточившись на причине тех или иных явлений. Можно предложить какие-либо пути решения вопроса, но без навязчивости, оставляя за родителем право поступать так, как он представляет лучшим в интересах ребенка.


Задание 6. Основные индивидуально-типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Различия между мальчиками и девочками можно рассматривать на пяти уровнях: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне коммуникаций.

Различия на генетическом уровне.

У мальчиков доминирует правое полушарие. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, абстрактное мышление. Преобладает оперативная память и фантазирование. У девочек более развито левое полушарие. Оно отвечает за регуляцию речи, письма и счета. Доминирует долговременная память.

Различия на физическом уровне.

У мальчиков большая масса тела и большая физическая сила, они быстрее развивают моторику. У девочек меньшая масса, но большая гибкость и подвижность. Девочки быстро развивают точность координацию движений, аккуратны и осторожны, у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях.

Различия на когнитивном уровне.

У мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала, склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Наблюдается тяга к спорам, дискуссиям. Высокая скорость концентрации внимания. У девочек доминирует количественный подход к изучению учебного материала, им свойственна четкость анализа, они склонны к алгоритму, шаблону, им также присуща интуиция и предусмотрительность, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе.

Различия на психологическом уровне.

У мальчиков быстрая реакция на воздействие окружающей среды, легкая адаптация к ней. Они с трудом переносят стресс. У девочек же адаптация к среде проходит через переживание, эмоциональный срыв. Но они легче переносят стрессовые ситуации через переключение на другие эмоции или слезы.

Различия на коммуникативном уровне.

Мальчики более агрессивны, часто проявляют твердость и суровость, более решительны в своих действиях, любят риск. Для поведения мальчиков младшего школьного возраста характерны более сложные отношения с окружающими их людьми, в школе и дома. Девочки сострадательны, часто проявляют нежность и заботу. Склонны к переменам и разнообразию в общении. Мальчики позднее начинают ориентироваться в сфере человеческих отношений.