Файл: Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова Зима пришла. Детство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока _русского языка__
учителя русского языка и литературы
слушателя _Ямбаевой Елены Федоровны_
Класс _5_
Дата (четверть)-_2 четверть
УМК: под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык. 5 класс»
Тема: «Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».
Тип урока: урок развития речи
Результаты:
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
умение строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинение по картине | Регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме. Познавательные: осуществление синтеза как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции. | развитие эмоциональной сферы учащихся через восприятие прекрасного, воспитание любви к родной природе; формирование внутренней мотивации к учению; проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
устойчивый познавательный интерес к русскому языку патриотизм |
общения
|
видами аудирования,
переработку текста (план, схема, таблица)
|
|
Оборудование: компьютер, проектор, звуковые колонки, учебник, тетради.
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Беседа | Сформулируйте цель урока… | Приветствие. Психологический настрой детей на урок. - Доброе утро, ребята! Сегодня замечательный день, надеюсь, у вас такое же настроение! Пожелаем друг другу мысленно удачи, улыбнемся друг другу и начнем урок! | Оценивание готовности к уроку. Позитивный настрой на работу. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | |
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Беседа Словарная работа. Прослушивание музыкального фрагмента. | Подготовка к написанию сочинения. Формулирование темы. | - Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Звучат “Времена года” П.И.Чайковского). Учитель читает стихотворение Л.Мишкиной. Первый снег За моим окном Благодать сошла, Диво – дивное, Чудо – чудное! Будто ожила Сказка давняя И приблизила Детство дальнее. И укутала В меха белые, Драгоценные Землю стылую! Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает? - Какова тема сегодняшнего урока развития речи? - Сформулируйте цель урока | Примерные ответы учащихся: первый цветок, первая печаль, первая ласточка, первое огорчение, первый снег, первая разлука Слушают стихотворение на фоне музыки Делают предположения по поводу темы и цели урока: приход зимы, первый снег. Ответы детей из личного опыта. Называют тему – составление текста-описания прихода зимы. Формулируют цель: учиться составлять текст-описание, учиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость. Записывают число и тему в тетрадь. | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, развитие эмоциональной сферы через восприятие прекрасного. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. регулятивные: целеполагание | |
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Работа с учебником. Индивидуальная работа: Рассматривание картины. Фронтальная беседа по картине. | Работа с упражнениями учебника, устное описание мальчика. | Сегодня мы будем работать по картине советского художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство». Помогать нам будет учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 59, упражнение 98. Прочитайте 1 задание из указанного упражнения.
Рассмотрите репродукцию картины на экране (см. презентацию) Какие мысли и чувства у вас возникли? Почему художник дал своей картине такое название? Как, по каким признакам, вы догадались, что это именно первый снег (а не только по названию)? Обратите внимание на часть названия- «Детство». О нем же вы услышали в стихотворении. Как вы думаете, почему автор уточнил таким образом название? Что привлекло внимание героя картины? Представьте, какую картину он видел из окна вчера? Обратите внимание на положение (позу) мальчика. Что можете о нем сказать? Представьте, какое выражение лица в этот момент у мальчика. Опишите мальчика. Вспомните законы композиции и цвета, которые использует художник при создании картины. (Композиции: передний и задний план, цвета – оттенки и переходы.) - Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? Прочитайте задание 3 в нашем упражнении. Что общего у картины с этим отрывком? Как перекликается их содержание?
Выполните 2 задание из учебника: составьте словосочетания, помогающие описать картину. Выберите несколько опорных слов – снег, мальчик, земля, деревья. - Смотрите на картину глазами художника, будьте более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут. - Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? | Работа с учебником. Рассматривание репродукции картины С.Тутунова «Зима пришла. Детство» (презентация) (Ответы детей) На дереве еще остались жухлые листья, даже зеленоватые; мальчик с явным удивлением и восхищением замер у окна. В детстве все кажется сказочным, ярким, незабываемым, «на всю жизнь». Первый снег. «Домысливание» - сотворчество с художником. Замер, не может отвести глаз, стоит как завороженный. Мальчик одет в легкую рубашку, видимо, ночную сорочку, он только что встал с постели и подошел к окну. Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски, цвет, определяют ощущение, которое исходит от картины. На переднем плане (в доме) темные тона, а за окном - светлые: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые). Такой контраст еще более усиливает эффект белизны, свежести первого снега. Работа с учебником. Чтение текста упр. 97 (отрывок из «Детства Никиты» А.Н.Толстого). Изображение зимней картины, видимой героем из окна. Составление опорных словосочетаний (замер от восхищения, стоит как завороженный; как лебяжий пух, крупные хлопья, кружится в воздухе и т.д.) (легкий и пушистый, робкий, несмелый, пушистый и мохнатый и т.д.) Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях (А.С. Пушкин) Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. | Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картины). Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ). Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его. Слушать и слышать других. Свободно излагать свои мысли в устной форме. Личностные: воспитание чувства прекрасного, (получение эстетического удовольствия от созерцания картины). Потребность в творчестве. Регулятивные: оценка своей работы, коррекция | |
Работа по теме урока 1. Составление плана сочинения. 2. Творческая работа. | Работа в группах. Индивидуальная работа. | Работа с планом сочинения. Работа по развитию речи. Составление предложений. | Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. В группах обсудите, с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу. Вспомните, из каких обязательных частей состоит сочинение? В тетради составьте примерный план сочинения. На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме. Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить. | Работа в группах, разработка плана сочинения. 1. Представление картины (автор, название, что изображено) 2.Описание картины. а) Первый снег за окном. б) Цвет и настроение картины. 3. Мое отношение к картине. Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме. Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка. Слушают работы товарищей, корректируют. | Коммуникативные Умение работать в группе Регулятивные: оценивание товарищей и самооценка, коррекция. Познавательные: Учиться составлять план Предметные Составление плана текста описания картины Личностные Развитие речи учащихся | |
IV. Физминутка | Гимнастические упражнения, разминка для глаз. | Выполнение комплекса упражнений №2 | Показывает комплекс упражнений. | Выполняют упражнения. | Личностные: воспитание здорового образа жизни. | |
Закрепление знаний Знакомство с несколькими другими картинами художниками V. Подведение итогов, рефлексия | Беседа. | Рассматривание картин. Обсуждение содержания картин. | Посмотрите, пожалуйста, как интересно у художника Тутунова изображено окно на разных полотнах. Что вы можете сказать? Что общего у этих картин помимо окна? Что мы делали сегодня на уроке? -Чему научились? - Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось? -Что показалось трудным на уроке? -Достаточно ли вам материала для написания сочинения? | Кажется, что окно - то же самое. На основе этих полотен можно выделить сквозной мотив художника, наполненный смыслом, – окно. Научились: отбирать материал к сочинению, составлять план сочинения, составлять свой собственный текст на основе картины, работать в группах… | Познавательные: расширение кругозора, интерес к живописи Личностные: наблюдательность, внимание к деталям Регулятивные Самоанализ самооценка | |
VI. Домашнее задание | | | Закончите дома сочинение. | Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные Самоанализ самооценка | |