Файл: Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова Зима пришла. Детство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока _русского языка__
учителя русского языка и литературы

слушателя _Ямбаевой Елены Федоровны_

Класс _5_

Дата (четверть)-_2 четверть

УМК: под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык. 5 класс»

Тема: «Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

Тип урока: урок развития речи
Результаты:


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинение по картине

Регулятивные:

выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

осуществление синтеза как составление целого из частей (составление текстов).

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения и позиции.


развитие эмоциональной сферы учащихся через восприятие прекрасного, воспитание любви к родной природе; формирование внутренней мотивации к учению; проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.




Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку

патриотизм

  • формулировать собственное мнение,

  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения

  • работать в группе

  • владеть различными

видами аудирования,

  • осуществлять информационную

переработку текста (план, схема, таблица)

  • выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,

  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя

  • Планирование самостоятельного выполнения заданий,

  • выбор темпа работы,

  • умение действовать самостоятельно


Оборудование: компьютер, проектор, звуковые колонки, учебник, тетради.

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока…

Приветствие. Психологический настрой детей на урок.

- Доброе утро, ребята! Сегодня замечательный день, надеюсь, у вас такое же настроение! Пожелаем друг другу мысленно удачи, улыбнемся друг другу и начнем урок!


Оценивание готовности к уроку. Позитивный настрой на работу.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Беседа

Словарная работа.

Прослушивание музыкального фрагмента.


Подготовка к написанию сочинения.
Формулирование темы.

- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?

(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

Учитель читает стихотворение Л.Мишкиной. Первый снег

За моим окном
Благодать сошла,
Диво – дивное,
Чудо – чудное!
Будто ожила
Сказка давняя
И приблизила
Детство дальнее.
И укутала
В меха белые,
Драгоценные
Землю стылую!
Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

- Какова тема сегодняшнего урока развития речи?

- Сформулируйте цель урока

Примерные ответы учащихся: первый цветок, первая печаль, первая ласточка, первое огорчение, первый снег, первая разлука

Слушают стихотворение на фоне музыки

Делают предположения по поводу темы и цели урока: приход зимы, первый снег.

Ответы детей из личного опыта.

Называют тему – составление текста-описания прихода зимы.

Формулируют цель: учиться составлять текст-описание, учиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

Записывают число и тему в тетрадь.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, развитие эмоциональной сферы через восприятие прекрасного.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: целеполагание

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Работа с учебником.
Индивидуальная работа: Рассматривание картины.

Фронтальная беседа по картине.

Работа с упражнениями учебника, устное описание мальчика.

Сегодня мы будем работать по картине советского художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Помогать нам будет учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 59, упражнение 98.

Прочитайте 1 задание из указанного упражнения.

  1. Беседа по содержанию картины.

Рассмотрите репродукцию картины на экране (см. презентацию)

Какие мысли и чувства у вас возникли?

Почему художник дал своей картине такое название? Как, по каким признакам, вы догадались, что это именно первый снег (а не только по названию)? Обратите внимание на часть названия- «Детство». О нем же вы услышали в стихотворении. Как вы думаете, почему автор уточнил таким образом название?

Что привлекло внимание героя картины?

Представьте, какую картину он видел из окна вчера?

Обратите внимание на положение (позу) мальчика. Что можете о нем сказать? Представьте, какое выражение лица в этот момент у мальчика.

Опишите мальчика.
Вспомните законы композиции и цвета, которые использует художник при создании картины. (Композиции: передний и задний план, цвета – оттенки и переходы.)

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?
Прочитайте задание 3 в нашем упражнении. Что общего у картины с этим отрывком? Как перекликается их содержание?


  1. Речевая подготовка к сочинению.

Выполните 2 задание из учебника: составьте словосочетания, помогающие описать картину. Выберите несколько опорных слов – снег, мальчик, земля, деревья.

- Смотрите на картину глазами художника, будьте более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?


Работа с учебником.

Рассматривание репродукции картины С.Тутунова «Зима пришла. Детство» (презентация)

(Ответы детей)

На дереве еще остались жухлые листья, даже зеленоватые; мальчик с явным удивлением и восхищением замер у окна.

В детстве все кажется сказочным, ярким, незабываемым, «на всю жизнь».

Первый снег.

«Домысливание» - сотворчество с художником.

Замер, не может отвести глаз, стоит как завороженный.

Мальчик одет в легкую рубашку, видимо, ночную сорочку, он только что встал с постели и подошел к окну.

Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски, цвет, определяют ощущение, которое исходит от картины.

На переднем плане (в доме) темные тона, а за окном - светлые: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые). Такой контраст еще более усиливает эффект белизны, свежести первого снега.

Работа с учебником. Чтение текста упр. 97 (отрывок из «Детства Никиты» А.Н.Толстого).

Изображение зимней картины, видимой героем из окна.

Составление опорных словосочетаний

(замер от восхищения, стоит как завороженный; как лебяжий пух, крупные хлопья, кружится в воздухе и т.д.)

(легкий и пушистый, робкий, несмелый, пушистый и мохнатый и т.д.)

Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях (А.С. Пушкин)

Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картины).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

Овладение приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные

Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Слушать и слышать других.

Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Личностные: воспитание чувства прекрасного, (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

Потребность в творчестве.

Регулятивные: оценка своей работы, коррекция


Работа по теме урока
1. Составление плана сочинения.

2. Творческая работа.



Работа в группах.

Индивидуальная работа.


Работа с планом сочинения.
Работа по развитию речи.

Составление предложений.

Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. В группах обсудите, с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу.

Вспомните, из каких обязательных частей состоит сочинение? В тетради составьте примерный план сочинения.

На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме.


Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.


Работа в группах, разработка плана сочинения.

1. Представление картины (автор, название, что изображено)

2.Описание картины.

а) Первый снег за окном.

б) Цвет и настроение картины.

3. Мое отношение к картине.

Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме. Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.

Слушают работы товарищей, корректируют.


Коммуникативные

Умение работать в группе

Регулятивные: оценивание товарищей и самооценка, коррекция.

Познавательные:

Учиться составлять план

Предметные

Составление плана текста описания картины

Личностные

Развитие речи учащихся


IV. Физминутка

Гимнастические упражнения, разминка для глаз.


Выполнение комплекса упражнений №2

Показывает комплекс упражнений.

Выполняют упражнения.

Личностные: воспитание здорового образа жизни.




Закрепление знаний

Знакомство с несколькими другими картинами художниками

V. Подведение итогов,

рефлексия

Беседа.

Рассматривание картин.

Обсуждение содержания картин.

Посмотрите, пожалуйста, как интересно у художника Тутунова изображено окно на разных полотнах. Что вы можете сказать? Что общего у этих картин помимо окна?

Что мы делали сегодня на уроке?

-Чему научились?

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

-Достаточно ли вам материала для написания сочинения?


Кажется, что окно - то же самое.

На основе этих полотен можно выделить сквозной мотив художника, наполненный смыслом, – окно.

Научились: отбирать материал к сочинению, составлять план сочинения, составлять свой собственный текст на основе картины, работать в группах…

Познавательные: расширение кругозора, интерес к живописи

Личностные: наблюдательность, внимание к деталям

Регулятивные

Самоанализ

самооценка





VI. Домашнее задание






Закончите дома сочинение.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные

Самоанализ

самооценка