Файл: 5. Культурогенез в первобытную эпоху Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Культурогенез в первобытную эпоху
Задание 1. Иллюстрацией каких теорий культурогенеза могут выступать следующие высказывания (объясните свой ответ):

  1. «Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации» (З. Фрейд).

Думаю, что данное высказывание можно отнести к концепции социального интеллекта культурогенеза, потому что создаётся цивилизация т.к. не бросаются камнями. Кто ведёт себя по-человечески, тот использует слова в конфликте, а те, кто не по-животному - остается кидание камней.

Концепция социального интеллекта (Р. Данбар, С. Гаврильц, А. Воуз и др.) предполагает, что увеличение количества популяции, косвенно подтверждаемое рядом археологических данных, привело к снижению эффективности обычного для приматов способа улаживания конфликтов
в коллективе – груминга. В этих условиях, способом коммуникации становятся условные вербальные знаки, а также учет возможного поведения
другого – модель психики (или «теория ума»). Социальный интеллект
с помощью социальных знаков учится различать то, как вести себя «на людях», и то, о чем лучше умолчать, как использовать знаки для повышения своей репутации и социального признания. Так рождается внутренний мир Я, соотносящий себя с другими Я и, одновременно, скрывающий себя от других.

  1. «Совсем другое дело, если ваш репродуктивный успех зависит от того, сумеете ли вы повысить свой социальный ранг, умело манипулируя соплеменниками, каждый из которых стремится к тому же, что и вы. В этом случае для того, чтобы оставить больше потомства, вам нужно быть не просто хитрым – вы должны быть хитрее своих сородичей» (А. Марков).

Думаю, что данное высказывание можно отнести к игровой концепции культурогенеза, согласованной с концепцией социального интеллекта, т.к. соперничество со своими соплеменниками, манипуляции, хитрость - можно отнести к игре, успех которой приводит к социальному признанию
и обеспечивает репродуктивный успех.

Игровая концепция культурогенеза (Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, Г. Гадамер) полагает игровую деятельность, которая также присутствует у многих животных. В отличие от труда, направленного на удовлетворение непосредственных материальных потребностей, игра в практическом плане бесполезна – она не служит какой-либо внешней цели. Игровая концепция хорошо согласуется с концепцией социального интеллекта, так как успех

в игре-соревновании (будь то спорт, искусство, война или диспут) дарит социальное признание и обеспечивает репродуктивный успех.
Задание 2. О каких формах первобытных религиозных верований идет речь:

  1. «вера в “духовные существа” – во всевозможных духов, демонов, гениев, в разные божества, а также в душу живого человека и мертвеца» (С.А. Токарев). Анимизм

  2. «именование отдельных родов (а первоначально фратрий) по животным – обычай, вполне понятный в условиях охотничьего быта. Возможно, что каждый род получал обозначение по животному или растению, чаще встречающемуся на его территории» (С.А. Токарев). Тотеизм

  3. «религиозное почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства» (С.А. Токарев). Фетишизм