Файл: Проект по направлению история Название темы Музеи Москвы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2

ПРОЕКТ

по направлению: история

Название темы:

«Музеи Москвы»

Тип проекта: информационно-исследовательский

 

Работа допущена к защите:

«____» ____________ 202__ г.

Работа защищена:

«____» ____________ 202__ г.

С решением:

«____________________»

Председатель АК

______________________________

Члены АТ:

______________________________

______________________________

______________________________

 

Снежное 2023

 

Автор проекта: Анастасия

Фамилия: Бурыкина

Класс: 10-Б

 

Руководитель: Кондаурова Наталья Павловна


учитель истории


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1 История музеев…………………………………………………….4

1.1 Пушкинский музей………………………………………………..…........4

1.2. Третьяковская галерея …………………………………………….9

1.3. Музеи Московского Кремля……………………………………….....13

1.3.1. Оружейная палата...............................................................................13

1.3.2.Центральный музей Вооружённых сил....................................16

ГЛАВА 2 История картин и экспонатов…………………………………19

2.1. ………………………………………………............

2.2. ………………………………………………………

2.3. …………………………..……..................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ…………

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Музе́й— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи. Но в данном проэкте я хотела бы рассказать про музеи реального мира. Понятие музея зависит от подхода к объекту и предмету музеологии. Марксистский подход к музеологии трактует музей как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Социокультурный подход, определеяет музей как культурную форму, исторически выработанную человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. Идеалистический подход Г. И. Герасимова рассматривает музей как результат деятельности человеческого сознания. Суть музеев разных стран и эпох составляют идеи, которые лежат в основе их создания.


Глава 1 История музеев

1.1. Пушкинский музей

Роман Иванович Клейн (1858–1924) вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям правления и комитета по устройству музея. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (в его обязанности входило наблюдение за строительством и отчетность).Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный музей лучше всего при естественном освещении, и открыт он будет лишь в светлое время суток.Значительна роль Цветаева в формировании облика музея. Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, располагающегося на территории вблизи Кремля и напротив храма Христа Спасителя, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421–406 годах до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.Церемония торжественной закладки здания музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов комитета и почетных гостей.Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию кабинетом И.В. Цветаева в 1889–1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств (с 1895 – имени императора Александра III) – учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI век). В этом качестве музей становился первым в России учреждением такого типа.

Создавая музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор книг по древнерусскому, византийскому и итальянскому искусству Дмитрий Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Фёдорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова. К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей.В 1932 году музей был переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода музея – скульптура Передней Азии, Античности, Средних веков, памятники итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся музеем. В-третьих – это картинная галерея VIII–XX веков. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX–XX веков. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых – экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные собрания как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности их авторов.Помимо экскурсионной и лекционной работы, ведущейся в музее с самого его открытия, в области популяризации истории искусств ГМИИ является инициатором различных форм работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Проводятся занятия для родителей с детьми («семейные группы»). В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»
В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.При музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

1.2. Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — это самый известный в России художественный музей, который основал в 1856 году меценат и коллекционер произведений искусства Павел Михайлович Третьяков. Государственная Третьяковская галерея является объектом культурного наследия России федерального значения. Появилась Третьяковская галерея в середине XIX века благодаря купцу Павлу Михайловичу Третьякову, запустившему с братом Сергеем одно из крупнейших в мире производств льняных тканей. После того этого молодые люди занялись меценатством и стали интересоваться искусством. В отличие от Сергея, коллекционировавшего работы художников из Западной Европы, Павел собирал шедевры отечественных живописцев.Датой основания галереи считается 1856 год — год приобретения Павлом Михайловичем шильдеровской картины «Искушение» и работы Василия Худякова «Сцена контрабандистов». Эти картины стали одними из первых экспонатов национального музея, о котором грезил коллекционер. В скором времени коллекция Третьякова пополнилась полотнами Шишкина, Боголюбова, Клодта, Куинджи и других известных живописцев.В самом начале галерее отводилось место в нескольких комнатах усадьбы братьев, однако к концу 1850-х годов возникла острая необходимость увеличить пространство, для чего было решено построить для экспонатов отдельное сооружение. Спустя пять лет под руководством Александра Каминского строительные работы были завершены. Здание в два этажа с отдельным входом примыкало к особняку.Основу галереи купец сформировал в 1860-80-х годах. Кроме того что Третьяков покупал картины, он и заказывал художникам их. Например, Василий Григорьевич Перов для него написал портреты Достоевского, Тургенева, Даля и Майкова, Иван Крамской — портрет Толстого, Николай Ге — Герцена, Некрасова Салтыкова и других. За написанием некоторых полотен Третьяков наблюдал лично.В 1880-е годы коллекция Третьякова пополнилась работами Сурикова, в числе которых «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». За полотнами, изображающими крестьянскую реальность, последовали и произведения художников-реалистов, переносящих на свои картины быт рабочих. Тогда же музей обогатился васнецовскими «Богатырями». Но не все экспонаты приобретались Третьяковым — многие шедевры галерея получила в дар.Помощь в формировании экспозиции Третьякову оказывал художественный критик Иван Николаевич Крамской. Спустя десять лет с момента покупки первых картин в Лаврушинском переулке, сохранившем своё название по сей день, открылась усадьба-музей «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». В ней демонстрировалось чуть менее 1300 картин, почти полсотни рисунков, десять статуй и 84 полотна зарубежных художников.За выдающиеся заслуги в области искусства Павел Михайлович Третьяков стал почётным вольным общником, поддерживал таких малоизвестных на тот момент художников, как Васнецов, Максимов и другие. Воспользовавшись рекомендацией Льва Николаевича Толстого, купец приобрёл для своей коллекции картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», несмотря на то что полотно не получило одобрения императора.В 1890-х годах Третьяковская галерея продолжала оставаться частной собственностью Павла Михайловича, но при этом, как и мечтал её создатель, стала национальным музеем. Благодаря этому любой желающий мог посетить её совершенно бесплатно. Передача же произведений искусства государству состоялась в 1892 году, после того, умер Сергей Третьяков. Перед кончиной он завещал Москве всё своё имущество.Павел Третьяков не только исполнил волю брата, но присоединил к его коллекции свою: около 2000 шедевров были переданы городу вместе с сооружением в Лаврушинском переулке. Мосгордума назначила коллекционера хранителем галереи. На этой должности он отбирал полотна, приобретал их на средства, выделяемые государством, и занимался вопросами приобретения новых зданий для расширения музея.Собрание шедевров продолжало расти, а вместе с ним и сооружение галереи. В 1870-90-х годах появились дополнительные четыре пристройки, примыкающие к особняку и использовавшиеся как хранилища или музейные залы. Когда же последний из братьев умер, в особняке почивших коллекционеров также разместились выставки, а на первом этаже появились библиотека Третьякова, сувенирный магазинчик, гардероб и служебные помещения. После художника-пейзажиста Ильи Семёновича Остроухова, занимавшего место попечителя галереи на протяжении 8 лет, этот пост перешёл к искусствоведу Игорю Эммануиловичу Грабарю. При нём произошли значительные изменения в принципах демонстрации экспонатов. Если до этого поступившие последними полотна выставлялись в отдельном помещении, то теперь картины были размещены в историко-хронологическом порядке.Значительные изменения в организации работы Третьяковской галереи связаны и с революционными событиями 1917 года. После национализации музея Третьяковка стала главным художественным центром государства, активно пополняемым за счёт произведений искусства из национализированных особняков. Однако при этом часть экспонатов галерея и отдала: полотна иностранных живописцев передались в музеи западного искусства.На территории музея,
помимо постоянных экспозиций, стали организовываться и временные: показ картин Левицкого, Рокотова, Врубеля, Кончаловского и других. Фонд увеличивался за счёт деятельности комиссии по закупкам и коллекций из других музеев. Пространства перестало хватать. В 1920-х годах запасник полотен был организован в храме, а к середине 1930-х годов в Лаврушинском переулке появилось 16 дополнительных сооружений.В военное время 17 эшелонов с экспонатами прибыло из Москвы в Новосибирск и Молотов на временное хранение. Возобновил же работу музей уже в мае 1945 года. На тот момент здесь находилось всего порядка 2500 работ. Когда же все экспонаты вернулись, и коллекции музея снова стали разрастаться, были построены сооружения Инженерного корпуса и Депозитария. В это же время был реконструирован и основной корпус.В середине 1980-х годов с Третьяковской объединили галерею на Крымском Валу, получившую название Новой Третьяковки. Было решено организовать здесь выставку современного искусства, в то время как в бывшей усадьбе Павла и Сергея Третьяковых оставили экспонаты, появившиеся до начала XX века. Однако спустя год в старом здании начали проводить ремонтные работы, затянувшиеся на десять лет.В течение всего этого времени главным сооружением Третьяковки было здание на Крымском Валу, где демонстрировались основные произведения искусства с Лаврушинского переулка. Кроме того, музейный комплекс в эти годы разросся за счёт присоединения к нему нескольких домов-музеев и храма Святителя Николая в Толмачах, в котором ближе к концу прошлого века возобновились богослужения.В Третьяковской галерее проводятся выставки к юбилеям известных живописцев, а в Инженерном корпусе уже более пяти лет проходят кинопоказы. Музей продолжает пополняться произведениями искусства, которых сейчас уже более 200 тысяч. На сегодняшний день Третьяковская галерея является самым известным музеем России и охраняемым государством объектом культурного наследия федерального значения. Экспозиционная площадь здания в Лаврушинском переулке составляет более 12 тыс. кв. м, в то время как общая площадь сооружений, относящихся к музейному комплексу, — более 80 тыс. кв. м. Бóльшую часть всей площади занимают служебные постройки, мастерские и хранилища. Для посетителей музейного комплекса доступно более сотни залов, 63 из которых размещены в главном здании, бывшем особняке братьев Третьяковых.

1.3. Музеи Московского Кремля