Файл: Конкурс исследовательских работ "Высший пилотаж" " Блогосфера как социальный феномен молодежи".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийский конкурс исследовательских работ

“Высший пилотаж”
Блогосфера как социальный феномен молодежи

Исследовательская работа

Направление: “Социология”

2022

Содержание

Список источников: 16



Введение:

Современный этап развития общества характеризуется увеличением роли информации во всех областях жизни. Особенно возрастает роль средств массовых коммуникаций, которая реализуется с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, Интернета, которые становятся важнейшим составляющим коммуникативного пространства.

Наиболее активно осваивают новые средства коммуникации и наиболее подвержены их влиянию представители молодого поколения. Молодежь характеризуется как поколение проходящее стадию становления личности, имеющее неустойчивые жизненные ориентиры, высокую подверженность социальным изменениям, определенные возрастные критерии. Основными направлениями исследования социологии молодёжи являются изучение места и роли молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.

В силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта. Это увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. В современном мире средства массовой коммуникации оказывают значительное влияние на формирование личности, социальное определение и мировоззрение молодого поколения, представление о нормах и условиях, которыми определяется жизнь в обществе.

Одной из форм взаимодействия средств массовой коммуникации и молодежи служит блог, популярность этого средства постоянно возрастает.

Актуальность темы работы определила цель, задачи, объект и предмет исследования.

Объект исследования - блогерство.

Предмет исследования – блогерство как социальное явление.

Цель исследования – выявить степень влияния блогов как социального явления на общество ( в частности на молодёжь)

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Раскрыть теоретико-методологические основания изучения блогерства;


2. Проанализировать блогерство в рамках социологического подхода;

3. Провести сравнительный анализ данных зарубежных и отечественных исследований и результатов авторского опроса о блогерстве;

4. Выявить особенности восприятия блогерства современной молодёжью.

Эмпирическую основу работы составили анализ результатов зарубежного и отечественного исследования, проведенного в 2017 году в странах России и США, в котором изучались различия взглядов российского и американского молодого поколения на проблему использования блогов, а также авторскокого социологического исследования, проведенного в декабре методом анкетирования среди обучающихся МОУ СОШ № 1, в возрасте от 11 до 17 лет, с целью изучения отношения молодежи к блогосфере. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных в ходе исследования результатов для уточнения роли и специфики блогосферы в молодежной среде.



Глава 1. Блогосфера как социальный феномен.

1.1. Что такое Блогосфера?

Блог – аналог дневника, который ведется на личном сайте или на сайте, специально предназначенном для ведения блогов, с возможностью публичного или приватного (для определенных пользователей) чтения и комментирования другими пользователями. Блог может вестись одним (личный блог) или несколькими (сообщество) пользователями. Сообщества в блогах похожи на форум по структуре и контенту. Личный блог отличается от форума тем, что сообщения в нем оставляются только одним пользователем и в социальном смысле он является местом самовырожения автора блога.

Впервые английское слово blogosphere придумал в качестве шутки Брэд Грэхэм 10 сентября 1999 года, его фраза звучала «Goodbye, cyberspace! Hello, blogiverse! Blogosphere? Blogmos?»
Интернет-блоги привлекают нынешнее поколение, потому что являются благоприятной средой для демонстрации различных точкек зрения, средством самовыражения и помогают найти единомышленников, со схожими интересами, мнениями, оценками и стилем мышления.

Блогеры – люди, ведущие блог.

Блогеры влились в повседневную жизнь и стали ее привычным элементом, а не только частью виртуальной реальности. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Блогосфера привлекает молодежь возможностями для личной презентации, ощущением свободы высказывания и самовыражения. Общим свойством всех социальных сетей, включая блогосферу, является их формирование пользователями, которые вносят в нее свои ценности и нормы.



В блогосфере отражаются мысли молодых людей, их переживания, трудности, которые они могут показать в публичном общении. Все сферы общественной жизни в той или иной мере взаимодействуют с блогосферой. Культура блога является невнроятно популярной среди представителей средств массовой информации, художников, рекламодателей и людей шоу-бизнеса.
1.2.Этапы развития блогосферы

По версии газеты Wasington Profile первым блогом считают страницу Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 года, публиковал новости. Широкое распространение блогов началось с 1996 года. В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба. Впоследствии Blogger был выкуплен компанией Google.

Широкое распространение блогов началось во второй половине 90-ых годов прошлого века. Первый блог появился в 1994 году, однако о том, кто создал первый блог, исследователи до сих пор спорят (первый российский блог — сериал «Бред-Социум», видимо, имеет самую давнюю и продолжающуюся историю существования с марта 1994 года). По данным на 2004 год зафиксировано 4 миллиона блогов. По данным на 2008 год в мире зарегистрировано 133 миллиона блогов. То есть за 4 года число блогов возросло в 33 раза. Конечно, более половины из них созданы в рекламных целях. Согласно данным Яндекса в Рунете около 12 миллионов блогов, тогда как регулярно обновляемыми из них является 1 миллион. 
Проанализировав различные источники, я выявил следующие причины роста популярности блогеров:

  • Рост числа интернет пользователей.

  • Простота в создании и ведении блога (в 1999 году Pyra Labs создала портал Blogger — первый бесплатный, общедоступный и простой в использовании инструмент для блогеров).

  • Наличие свободного доступа к сети на рабочем месте.

  • Полная свобода высказываний в блогах (до определенного времени, на данный момент высказывания в блогах для целей УК приравниваются к публичным).

  • Стремление людей к диверсификации источников информации и скорейшему получению информации. До появления блогосферы СМИ полностью контролировали информационную повестку дня. Блогосфера позволила удовлетворить данные человеческие стремления из-за:

  • Веры в «свободность блогов», отсутствие цензуры и прочее.

  • Огромной скорости распространения информации по блогосфере.

  • Личностной окрашенности информации.

  • Огромного числа источников информации (каждый блогер является источником информации).

  • Анонимность

  • Удовлетворение социальных потребностей людей. Как известно человек это социальное животное, однако в XXI веке становится все меньше времени для живого общения, а также для социальной самореализации. Из-за этого становятся популярными различные суррогаты общения.




Глава 2. Влияние блогосферы на подростков.

2.1.Кумиры подростков

Подражание — естественный процесс для подростков: с его помощью они сначала познают окружающий мир, а затем пытаются идентифицировать себя, понять, что близко по духу, а что — чуждо.

Первоначально ребёнок калькирует поведение родителей. Такая ролевая модель является для него базовой. Однако в процессе взросления и сопутствующей этому сепарации родители перестают быть безоговорочными авторитетами.

С развитием теле- и радиовещания, кинематографа и эстрады «выбирать» себе кумира стало проще — на виду оказались ведущие, певцы, актёры, космонавты, спортсмены. Правда, реальных данных об их жизни, привычках, характере было немного.

Хотя современным подросткам по-прежнему нужны знаменитые люди в качестве ролевых моделей, которые можно примерить на себя, увлечение кумирами для них уже не так актуально.

Чаще всего подростки находят интересных и близких себе персонажей в окружающем информационном пространстве. Как правило, ими становятся успешные, богатые и знаменитые люди, проявившие себя в разных сферах: спортсмены, артисты, а теперь ещё и блогеры. При этом в учёт берётся только картинка, созданный образ, т. к. адекватно оценивать человеческие качества кумира подростку в силу возраста ещё тяжело. Блогеры кажутся открытыми, они ближе и доступнее, чем друзья, потому что всегда рядом — в смартфоне. Они известны, с их мнением считаются, а об этом мечтает каждый подросток. Такой виртуальный герой — это удобный и понятный пример, на который ребёнок может равняться в поисках собственной идентичности, а если не понравится — выбрать другой.

Ещё одна причина популярности блогеров среди подростков — финансовый успех. Многие из этих инфлюенсеров буквально пять лет назад не имели ничего, кто-то даже не закончил школу. Теперь они зарабатывают значительно больше, чем среднестатистический человек, просто открывая рот под музыку или танцуя.

Без стартового капитала и богатых родителей они добились статусного материального положения. Подростки из таких же простых семей, ограниченные в карманных расходах, видят в блогерстве альтернативу традиционному жизненному пути «школа-вуз-работа».


В этом плане особенно привлекательным кажется ТикТок, эдакий гибрид инстаграма и YouTube с аудиторией 36 миллионов человек в год. Благодаря интерфейсу там легко монтировать видео, которые алгоритмы сами направят целевой аудитории. При этом в тренды можно попасть независимо от количества подписчиков, поток коротких роликов нельзя поставить на паузу, можно только пролистнуть и перейти к следующему, а ещё в этой соцсети, скорее всего, не сидят родители, потому что весь контент развлекательный, даже если касается серьёзных тем.

В эпоху социальных сетей уже мало кто использует их просто для просмотра картинок и новостей. Теперь трудно представить тот же Instagram без блогеров, которые не просто пишут посты, но и продают нам всевозможные услуги — видео с тренировками, образовательные программы, программы для похудания и даже оказывают медицинскую помощь. При этом большинство из них не имеют соответствующего образования, а некоторые, едва разобравшись в определенной теме, «штампуют» один вебинар за другим.

Стоит ли пытать искать помощь или ресурсы для своего развития у блогеров в Instagram и на других сайтах или же отдать предпочтение реальным специалистам? У каждого свой ответ на этот вопрос. Нельзя сказать, что все онлайн-курсы не приносят никакой пользы Об этом сообщает "Рамблер".

2.2 Опасности от блогеров:

как могут навредить сетевые «эксперты»

Попробуем разобраться , какие опасности могут быть от предоставления услуг сетевыми экспертами и как их избежать на примере 2-ух блогов.

В Сети можно найти множество негативных отзывов, связанных с Instagram-блогером Еленой Корниловой, именующей себя биохимиком. Ее деятельность подверг критике член Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петр Талантов. Специалист отметил, что некоторые рекомендации девушки не просто не имеют под собой доказательной базы, но и небезопасны.

«Когда я впервые услышал про Елену Корнилову, молодого талантливого ученого-блогера, а по совместительству натуропата, трансгуманиста и биохакера, ее история произвела на меня неизгладимое впечатление. Она закончила Университет Анхальта, получив степень магистра биологии, Мюнхенский технический университет (TUM) со степенью по органической химии, в настоящий момент она PhD студент в Национальном университете Сингапура (NUS), а дальше собирается, понятное дело, в Стэнфорд. При этом Елене всего 29, у нее модельная внешность и „неограниченные финансовые возможности“. Лишь из любви к ближнему и желания поделиться открытиями с миром Елена ведет блог в Instagram, где раздает связанные со здоровьем советы, о примерном содержании которых можно догадаться и без моей помощи. Елена борется с интоксикациями и старением, для чего изобрела собственные схемы приема БАДов, которые, конечно же, можно купить на iHerb, используя скидочный код Елены, по которому ей начисляется комиссия», — написал Талантов на своей странице в Facebook.