Файл: Проблемы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ




Аннотация. В статье автор актуализирует проблему профилактики безнадзорности несовершеннолетних как предваряющей работы системы правоохранительных, социальных органов и органов исполнительной власти с детьми, подростками и семьями группы риска. Обоснована необходимость социальной профилактики и внедрения инновационных практик в систему межведомственной работы.

Ключевые слова: персонифицированный полицейский надзор, профилактика безнадзорности, безнадзорность, беспризорность, инновационные технологии профилактики.

Abstract. In the article, the author actualizes the problem of prevention of neglect of minors as a preliminary work of the system of law enforcement, social and executive authorities with children, adolescents and families at risk. The necessity of social prevention and the introduction of innovative practices into the system of interdepartmental work is substantiated.

Keywords: personalized police supervision, prevention of neglect, neglect, homelessness, innovative prevention technologies.
В условиях нестабильности, вызванной чередой кризисных проявлений (социально-экономических потрясений, пандемии, геополитических кризисов), нарастает риск социальной напряженности, которая усиливает тенденции бродяжничества, преступности, девиантного делинквентного поведения. Особенно подверженной факторам социального неблагополучия подвержены несовершеннолетние, которые имеют специфические и весьма неустойчивые черты психофизического, культурного, нравственно-ценностного развития [9].

Периодические системные колебания в социально-экономической сфере в целом типичны для российского общества на всем пути исторического развития. Так, в соответствии с кризисным переходным периодом XX-XXI вв., в 1999 году был принят закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [10]. В данном законе определены основные понятия, в частности, разграничены и структурированы дефиниции «безнадзорный» и «беспризорный». Безнадзорным считается несовершеннолетний, за которым отсутствует надлежащий контроль и исполнение обязанностей по его содержанию, воспитанию и обучению со стороны родителей/ законных представителей [10].

Беспризорный – это безнадзорное лицо, не имеющий места жительства и пребывания [10]. Другими словами, «безнадзорное лицо» является более широкой по содержанию категорией, что «беспризорный». Российская Федерация, будучи правовым и социальным государством, использует комплекс мер социального, административного и правового характера, направленных на решение проблем семей с детьми, подростков, детей, находящихся в социально опасном положении. Принципами государственной политики в отношении предупреждения и преодоления феномена безнадзорности несовершеннолетних являются:


- обеспечение комплекса преобразований социального, экономического и правового характера, направленных на максимальное обеспечение интересов несовершеннолетних;

- приоритет семейного благополучия и воспитания детей и подростков;

- гуманизация отношений общества и семьи, направленных на обеспечение социальной ориентации и приобретение положительного опыта взаимодействия;

- обеспечение согласованности и распределения полномочий органов власти в профилактике и преодолении безнадзорности;

- реализация правовой поддержки и протекции жалоб, исков от несовершеннолетних;

- информирование и расширение правовых основ, осведомленности несовершеннолетних лиц об их правах и обязанностях;

- обеспечение публичности в решении проблем и законных прав несовершеннолетних на образование, воспитание, медицинскую помощь, социальную и правовую защиту [5].

Выступая на заседании коллегии Министерства внутренних дел, президент Российской Федерации В.В. Путин акцентировал внимание на «наращивании активности и подключении к работе с трудными подростками и лиц группы риска общественных и религиозных организаций» [3].

Анализ нормативно-правовых и прочих распорядительных документов исполнительных органов власти показывает, что безнадзорность рассматривается как фактор правонарушений несовершеннолетних, то есть как социальное явление, характеризуемое противоправной, криминогенной направленностью. Еще одним выводом, следующим из анализа нормативно-правовой базы, стало то, что понятия «безнадзорность» и «беспризорность» часто употребляются в них как синонимичные. Однако, сама концептуальная сущность терминов подразумевает педагогические и социальные отклонения от общепринятых норм. Помимо элементарного контроля за несовершеннолетним, его родители/ законные представители должны осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие, направленное на привитие моральных и нравственных норм, социализацию и адаптацию в обществе, поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, налаживать духовные связи и организовывать процесс его жизнедеятельности [2].



Беспризорный, в отличие от безнадзорного подростка, утрачивает эмоциональные и социальные связи с семьей, погружаясь в бесцельный досуг и времяпрепровождение в условиях улицы и деструктивных компаний. Как правило, в ювеналистике безнадзорность несовершеннолетних рассматривается как первичный этап дальнейшей беспризорности, социальной дезадаптации, десоциализации и утраты возможности адекватного приспособления к условиям окружающей среды и социально приемлемого образа жизни. Причинами безнадзорности несовершеннолетних в подавляющем большинстве случаев является социальное сиротство, факторами которого являются (рисунок 1):



Рис.1. Факторы социального сиротства несовершеннолетних
Среди «социальных сирот» достаточно распространены так называемые «домашние сироты»: у их родителей формально не ограничены права в отношении несовершеннолетних, но их дети не получают достаточной родительской заботы вследствие отсутствия с их стороны должного интереса и ответственности за жизнь и здоровье своих детей. К социальным причинам социального сиротства можно отнести причины внутренней страновой природы, так и причины, обусловленные актуальными тенденциями развития общества, в том числе, под влиянием западных ценностей (таблица 1):

Таблица 1 – Причины социального сиротства

Общие причины

Причины, сугубо характерные для постсоветского, российского общества

Причины, обусловленные влиянием тенденций западной демократии

- снижение ценности института семьи;

- кризисные процессы в институте семейного воспитания

- существенное ухудшение материального положения семей с детьми, особенно многодетных;

- семейная жестокость, насилие, обусловленная пережитками патриархального уклада;

- высокий уровень девиантного поведения и социальных отклонений в родительской среде;

- инвариантность и неоднозначность линии государственной политики в поддержке материнства, детства, семейных ценностей;

- педагогическая и психологическая незрелость, неготовность родителей к воспитанию детей;

- неполные семьи, и прочие семьи, вынуждающие одного или обоих родителей трудиться на нескольких работах в ущерб проблемам воспитания собственных детей

- увеличение возраста вступления в брак и рождения ребенка;

- рост числа разводов;

- увеличение численности незарегистрированных браков, неформальных семейных отношений;

- снижение рождаемости, старение населения;

- рост численности детей, рожденных вне брака;

- пропаганда однополых и прочих форм отношений



Описанный в таблице 1 круг социальных и прочих причин приводит к выраженным девиациям в родительской среде, приводящим к деструктивным явлениям: равнодушии к участию в воспитании собственных детей, асоциальное поведение, пристрастие к вредным привычкам и прочее. По статистике, чаще всего именно такие семьи становятся объектом пристального внимания органов опеки и правоохранительных органов, впоследствии превращая детей в «социальных сирот» и лишаясь родительских прав [8].

Федеральные службы государственной статистики отмечают в целом снижение численности детей и подростков – безнадзорных и беспризорных: в 2018 году таковых было 68,7 тыс. человек, в 2019 году – 75,5 тысяч, в 2020 году – 59,8 тыс. несовершеннолетних. В 2021 году – 59,4 тысячи человек. На фоне снижающейся общей статистике численности безнадзорных и беспризорных, отмечается негативная динамика ослабления отрицательного прироста, замедление темпов снижения показателей безнадзорности и беспризорности. Это свидетельствует о необходимости принятия новых и дополнительных мер по предупреждению развития данного социального негативного явления.

Пропедевтический и профилактический характер предупреждения безнадзорности как социального явления включает в себя комплекс мероприятий:

- изучение актуальных факторов и причин безнадзорности в современном российском обществе;

- анализ отечественного и зарубежного законодательства в области профилактики безнадзорности и предупреждения явлений правонарушений несовершеннолетних;

- обобщение опыта профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими склонность к девиантному и делинквентному поведению;

- обобщение теоретико-методологических основ профилактической деятельности;

- формирование активной жизненной позиции и правовой культуры не только несовершеннолетних, но и их родителей;

- обобщение педагогических, психологических, социально-правовых основ организации системы профилактического воздействия на несовершеннолетних [1].

Каждый несовершеннолетний безнадзорный – это уникальная история личного характера, имеющая корни проблем семейного, социального, индивидуального психологического толка, приведшая к подобному социально неприемлемому образу жизни. Формирование личности безнадзорного проходит последовательность этапов: 1) зарождение предпосылок отклоняющегося поведения и антиобщественных взглядов и привычек; 2) закрепление социальных установок; 3) завершение и оформление антисоциальных установок [4]. В этой связи возникает необходимость в индивидуализации направлений профилактической работы с несовершеннолетними. В правовой литературе под индивидуальной профилактической работой понимается комплекс мер воздействия на сознание и поведение субъектов, целью которых является предупреждение правонарушений и любых форм отклоняющегося поведения с их стороны [5].


Арсенал профилактических мер административно-принудительного порядка, принимаемых в отношении потенциальных субъектов правонарушений (т.н. виктимологическая профилактика) включает меры социально-бытового, педагогического, психологического, медицинского, административно-правового содержания [6].

Любой административный орган или учреждение, включенное в систему профилактической работы с безнадзорностью, ведет работу по следующим направлениям:

1) выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

2) обеспечение воздействий на субъектов профилактики, с использованием инструментов, форм и методов воздействия как принудительного, так и реабилитирующего (восстановительного) характера. Восстановительные и принудительные меры воздействия обеспечивают возможность для целенаправленного воздействия на смысловую и волевую сферы личности несовершеннолетних для формирования таких качеств, как воля, нравственность, правосознание, устойчивые поведенческие стереотипы;

3) фиксация хода воздействия, промежуточных и итоговых результатов;

4) прекращение воздействия, отчет и коррекция дальнейших коррекционных и профилактических мероприятий [4].

Уровень социально опасного положения, в котором оказывается ребенок или подросток, может быть различным. Если оставить без должного внимания ребенка раннего, дошкольного или младшего школьного возраста, то он не сможет поддерживать жизнедеятельность самостоятельно. Подросток, уже имеющий определенный социальный опыт, выживет, но большую опасность для его развития будет представлять асоциальное окружение («друзья», родители, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, отбывающие или ранее отбывшие наказания в местах лишения свободы) [5].

Одной из первичных форм профилактики безнадзорности несовершеннолетних лиц является постановка на учет в органы внутренних дел, или «персонифицированный полицейский надзор», который, изменяя правовой статус несовершеннолетних, накладывает на них и семьи их воспитывающие, обязанности и ограничения, и является основанием для индивидуальной профилактической работы, установления административного надзора для предотвращения потенциально противоправной деятельности [7]. Субъектами профилактической работы с детьми и подростками группы риска являются: органы государственной власти Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, органы опеки и попечительства, комитеты по делам молодежи, органы управления социальной защиты населения, органы внутренних дел и службы занятости населения, учреждения уголовно-исполнительной инспекции. По содержанию деятельности инновационные технологии профилактики можно классифицировать на: