Файл: Программа дисциплины (Syllabus) по дисциплине Soc 2108 Социология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АСТАНА ХАЛЫҚАРАЛЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ | | МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСиТЕТ АСТАНА |
«УТВЕРЖДАЮ»
Вице-президент по УМиНД
Международного университета
Астана Мырзагалиева А.Б.
__________________
(подпись)
_________________2022 г.
Программа дисциплины (Syllabus)
по дисциплине Soc 2108 Социология
(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)
по образовательной программе
«Mod.1.1. Модуль социально-гуманитарных знаний»
2022-2023 уч. год
Программа дисциплины разработана на основании типовой/учебной программы.
Разработчик /разработчики ___________________ к.с.н., доцент Шлымова Г.Е.
Рассмотрен и одобрен Советом ВШСГН, протокол №___ «___» __________2022 г.
Декан ВШСГН _______________ Ибраева А.Е.
Нур-Султан
Общая информация | |||||||||
Код и название дисциплины | Кол-во кредитов - 2 | Всего часов | Форма итогового контроля | ||||||
Лекции | Семинары/практ./лаб. занятия | СРСП | СРС | ||||||
Soc 2108 Социология | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 | Устный экзамен (билеты) | |||
Контактная информация | |||||||||
Высшая школа | Социально-гуманитарных наук | ||||||||
Лектор | Шлымова Г.Е, к.с.н., доцент | ||||||||
e-mail и телефон: | g.shlymova@gmail.com 8702 512 4564 | ||||||||
Zoom ID | | ||||||||
Ассистент | | ||||||||
e-mail и телефон: | |
Академическая информация | ||
Краткое описание дисциплины (согласно ЕСУВО) | Результаты обучения (согласно ЕСУВО) | |
Целью курса является формирование социально-гуманитарного мировоззрения обучающихся. Вначале Курса предлагается обзор основных категорий (понятий), теорий и принципов социологической науки. Затем внимание студентов будет сфокусировано на таких темах как: общество как целостное социокультурная система; социальная структура и исторические изменения стратификации, основные социальные институты и процесс социализации личности; а также закономерности социальных процессов; При этом, каждая тема излагается через анализ актуальных проблем развития современного общества. Для выработки практических исследовательских навыков будет детально представлена тема Методология и методика КСИ. | РО3: Критически оценивать социальные процессы современного общества с аргументированным изложением своей позиции, а также использовать методологию и методику конкретных социологических исследований в профессиональной деятельности. | |
РО 3 по дисциплине | Индикаторы достижения РО по дисциплине | |
3.1. Иметь научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природы возникновения социальных общностей, социальных групп и социальных процессов; 3.2. Уметь обобщать и анализировать доступные источники социологической информации и аргументированно обсуждать проблемные вопросы 3.3. Иметь представление о методологии и методике проведения социологического исследования 3.4. Уметь составлять Программу социологического исследования, составлять инструментарий исследования 3.5. Владеть навыками подготовки краткого отчета как результата социологического исследования, составление практических рекомендаций | 3.1. Знает и использует основные положения социологических теорий при проведении анализа социальных процессов. 3.2. Умеет обобщить материалы и провести критический анализ с выявлением сильных и слабых сторон Аргументированно анализируются особенности социальных и политических вопросов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества. 3.3. Может активно участвовать в организации и проведении социологическое исследование. А также владеет методами сбора первичной социологической информации (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов) 3.4. Самостоятельно разрабатывает Программу/дизайн социологического исследования, инструментарии для сбора первичной социологической информации. 3.5. подготовки краткого отчета как результата социологического исследования, составление практических рекомендаций | |
Пререквизиты | История Казахстана, философия, культурология | |
Постреквизиты | Политология | |
Литература и ресурсы** | Литература
Интернет ресурсы: 1. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/27750/1/978-5-93190-335-4_2014.pdfhttps://elar.urfu.ru/bitstream/10995/27750/1/978-5-93190-335-4_2014.pdf 2.https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/stomp_teosoc.phphttps://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/stomp_teosoc.phphttps://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/stomp_teosoc.php 3.https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Burd/index.phphttps://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Burd/index.php |
Политика дисциплины | |
Необходимо строго соблюдать принципы, содержащиеся в следующих внутренних нормативных документах университета:
Практические/лабораторные занятия, СРС должна носить самостоятельный, творческий характер. Недопустимы плагиат, подлог, использование шпаргалок, списывание на всех этапах контроля. Несоблюдение дедлайнов приводит к потере баллов! | |
Политика оценивания и аттестации | учебные достижения обучающегося оцениваются еженедельно по каждому виду занятий по индивидуальной 100-балльной шкале оценок (согласно академической политике). Критерии оценки устных ответов (100 баллов):
Критерии оценки эссе (100 баллов): • соответствие содержания заявленной теме - 15 • грамотность - 15 • оригинальность и самостоятельность - 20 • умение выразить свою собственную позицию - 25 • аргументированность 25 Критерии оценки программы социологического исследования (100 баллов)
Критерий оценивания презентации (100 баллов)
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ПО МОДУЛЯМ
№ недели | Название темы занятий | Количество часов в неделю по видам занятий | РО | | ||||
лекция | семинарское/ лабораторное/ практическое | СРСП и СРС | | |||||
1-7 | 1-модуль. Введение в социологию | |||||||
1 | Тема лекции: Социология в понимании социального мира. Индивид и общество. Социальная среда и социальное поведение. Социальные отношения и социальные институты. Социализация и идентификация. Социальная реальность и здравый смысл. Социологическое мышление. Социологическое воображение. Социологическая перспектива. Задания на семинарское/практическое занятие: 1.Соотношение понятий объект и предмет социологии. Понятие социального. 2.Социология в системе социально-гуманитарных наук. 3.Структура и функции социологии. Задания СРСП: Подготовьте эссе написанный от руки на 4 страницах А4 о роли социологии в понимании современного общества. Концептуализация понятий/терминологический диктант | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
2 | Тема лекции: Введение в теории социологии Социологическая теория. Макро- и микроуровни. Причинно-следственные связи в социальном опыте. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер). Структурный функционализм. Конфликтологические теории. Символический интеракционизм. Теории ролей. Задания на семинарское/практическое занятие: Анализ основных этапов развития социологических теорий/семинар практикум. Подготовить презентацию Задания СРСП: Введение в теории социологии Составьте таблицу,сравните в ней основные идеи социологических школ, направлений, теоретических подходов с указанием основных представителей и главных работ | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
3 | Тема лекции: Социологические исследования. Дизайн социологического исследования. Исследовательский вопрос. Гипотезы. Переменные. Выборка. Методы сбора информации. Качественные и количественные. Анализ данных. Задания на семинарское/практическое занятие: Разработка программы/дизайна социологического исследования Задания СРСП: Виды социологических исследований Сравните достоинства и ограничения качественных и количественных методов социологического исследования. Составление таблицы. Участие в социологическом опросе (анкетирование) | 1 | 1 | 1 | 3.4; 3.5; 3.6 | | ||
4 | Тема лекции: Социальная структура и стратификация общества. Общество, равенство и неравенство. Открытое и закрытое общество. Стратификация как структурированное неравенство между различными группами. Системы стратификации и дифференциация. Обзор теорий социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер). Формы социальной стратификации (П. Сорокин). Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Задания на семинарское/практическое занятие: Оценка равенства и неравенства в современном обществе (семинар практикум)Подготовить презентацию Задания СРСП: Социальная структура и стратификация общества Сравните различные подходы к социологическому исследованию стратификации, выделите их особенности. (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері.Гидденс Э. Социология). 2. Подготовите групповой проект (разделитесь на группы по 3-4 человека) на тему "Показатели социального неравенства", приведите примеры (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
5 | Тема лекции: Социализация и идентичность Отношение между индивидом и обществом. Теории социализации и идентичности (Т. Парсонс, Г.Х. Мид). Этапы социализации. Первичная социализация. Вторичная социализация. Взрослый этап социализации. Гендерная социализация. Гендерный порядок. Идентичность и личность. Социальная и личная идентичность. Роли и статусы. Задания на семинарское/практическое занятие: 1. Теории идентичности 2. Этапы социализации. 3. Ресоциализация и десоциализация. 4. Социализация в течение жизни: институты и процессы Задания СРСП: 1. Подготовьте презентацию «Влияние социального статуса семьи на процесс социализации ребенка в городском и сельском сообществе» (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). 2. Рассмотрите тему «Агенты социализации» и дайте характеристику каждому агенту социализации, проанализируйте его роль в вашей социализации. 3. Эссе-обобщение на тему «Отдельные люди» как «социальные существа». | `12 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
6 | Тема лекции: Семья и современность Семья в кросскультурной и исторической перспективе. Типология семьи. Брак и родство. Социальные функции семьи. Социологические перспективы семьи. Изменение в семейных отношениях. Альтернативные формы брака и семьи. Сравнительные исследования семьи и семейных отношений. Задания на семинарское/практическое занятие: Семья: типология, функции, перспективы/диспут Подготовить презентацию Задания СРСП: 1. Обсудить гендерные роли в семье (с использованием метода «Деловой игры») 2. Разработка модели для презентации темы «Семья как подсистема общества» (алгоритм выполнения: соотнесите семью как подсистему общества; опишите основные структурные элементы и функции; выявите внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на семью). 3. Проанализируйте и сравните, как меняется роль семьи для человека на разных этапах жизни. Покажите на примерах членов своей семьи | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
7 | Тема лекции: Девиация, преступность и социальный контроль Девиация и социальный контроль. Краткий обзор теоретических подходов к девиации (социологический, биологический, психологический, экономический и культурологический). Аномия и общество. Делинквентность и преступность. Задания на семинарское/практическое занятие: 1. Профилактика девиантного поведения. 2. Социальный контроль. 3. Делинквентное поведение. 4. Социологические конструкты девиантности и преступности/диспут Подготовить презентацию Задания СРСП:
| 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
8-15 | 2-модуль. Социальные институты | |||||||
8 | Тема лекции: Религия, культура и общество Религия: основные понятия. Социологический анализ религии. Социальная сплоченность. Религия и социальное неравенство. Элементы культуры. Культура и цивилизация: соотношений понятий и значений. Социология культуры. Культурное многообразие. Ценности, традиции и обычаи. Модернизация общественного сознания, национальный код, ментальность и мировоззрение: параметры соотнесения. Национальная идентичность и культура. Сохранение национальной идентичности. Задания на семинарское практическое занятие: 1. Исследования социологии культуры. 2. Особенности казахской культуры. 3. Молодежная субкультура. 4. Феномен религии: культурная и социологическая перспектива/диспут Подготовить презентацию Задания СРСП: 1. Выделите и опишите элементы культуры – язык, ценности, нормы, традиции. 2. Определите функции религии как социального института. Обсудите, какие конфликты возникают между обществом и религией (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). 3. Раскройте идею культурной конвергенции и культурного империализма. (Ритцер Дж., Степницки Дж. Әлеуметтану теориясы, Ритцер Дж. Современные социологические теории). | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
9 | Тема лекции: Социология молодежи 1.Молодежь как объект социологии 2.Социализация молодежи. 3. Модернизация общества и поведение казахстанской молодежи Активная лекция. Задания на семинарское/практическое занятие: 1.Молодежь как социально-демографическая группа. 2.Ценности молодежи и социокультурная адаптация молодежи. Задания СРСП: Подготовьте презентацию. | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
10 | Тема лекции: Образование и социальное неравенство Образование в глобальной перспективе. Образование как социальный институт. Функции формального образования. Образование: социальный класс, пол и этнические различия. Доступность образования, культурный капитал и неравенство. Социологические перспективы образования. Образование и культ знания. Задания на семинарское/практическое занятие: /диспут 1.Образование как социальный институт. Функции образования. 2.Доступность образования, культурный капитал и неравенство: мировой опыт. 3.Социологические перспективы образования. Образование в социологическом дискурсе казахстанской молодежи Подготовить презентацию Задания СРСП: 1. Составление сравнительной таблицы для выявления преимуществ и ограничения доступности бесплатного образования в Казахстане. Групповая презентация (не более 4-х человек). 2. Представьте аргументированное объяснение тому, почему образование является основным фактором, определяющим статус индивида. Дайте определение понятию «креденциализм», приведите аргументированные примеры (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). 3. Подготовьте эссе-обоснование «Образование и третья модернизация Казахстана». | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2; 3.4; 3.5; 3.6 | | ||
11 | Тема лекции: Масс-медиа, технологии и общество Массовая информация и массовые коммуникации в социальных системах. Функции масс-медиа. Массовое сознание и цифровизация. Массовые коммуникации и социальное взаимодействие. Современные технологии. Технологическое неравенство. Виды масс-медиа. Медиа глобализация. Теоретические подходы к масс-медиа и технологиям. Социальный контроль и наблюдение. Кибертерроризм. Защита личных данных. Влияние масс-медиа на развитие новых стандартов, стереотипов, мотиваций, моделей поведения и образа жизни. Задания на семинарское/практическое занятие: /диспут Цифровые технологии и социальное взаимодействие Подготовить презентацию Задания СРСП: 1.Напишите эссе о том, как массовая информация и массовые коммуникации, современные информационные технологии воздействуют на повседневную жизнь человека. 2. Подготовьте схему, раскрывающую основные виды коммуникации в группе. (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
12 | Тема лекции: Экономика, глобализация и труд Экономическое развитие в исторической перспективе. Компаративистский анализ экономических систем. Рынок труда и структура занятости. Основные сектора экономики. Изменение роли труда в глобальном обществе. Глобальное разделение труда. Казахстан в глобальной социально-экономической системе. Культура рациональности. Прагматизм и планирование. Задания на семинарское/практическое занятие: /диспут Глобальная экономика и разделение труда Подготовить презентацию Задания СРСП: 1.Проанализируйте особенности современных экономических систем – капитализма, социализма, смешанной экономики (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). 2. Подготовите эссе «Прагматизм в развитии современного казахстанского общества» | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
13 | Тема лекции: Здоровье и медицина Социологический подход к изучению здоровья и медицины. Здоровье и общество (в исторической перспективе). Здравоохранение в международной перспективе. Социально значимые заболевания. Социальная изоляция. Экономические и социальные аспекты здравоохранения. Доступность системы здравоохранения. Научная медицина. Старение населения. Задания на семинарское/практическое занятие: /диспут Социальная эпидемиология физического здоровья Подготовить презентацию Задания СРСП: 1. Покажите важность оценки таких социальных характеристик здоровья и болезни как гендер, социальная группа, пол, этнос, возраст 2.Обсудите социальное положение и социальный статус врачей и медсестер(Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
14 | Тема лекции: Население, урбанизация и общественные движения Модернизация и урбанизация. Источники социальных изменений. Современные исследования населения. Миграция. Глобальная урбанизация. Жизнь в сельской местности. Источники и типы общественных движений. Микро- и макро- факторы, влияющие на общественные движения. Жизненный цикл общественных движений. Задания на семинарское/практическое занятие: Общественные движения, протест и мышление людей: современное состояние. Подготовить презентацию Задания СРСП: 1. Выделите взаимосвязь процессов урбанизации и миграции в обществе. Приведите примеры и покажите специфику Казахстана. 2. Раскройте особенности демографического развития на примере одной из стран мира. Обсудите, какие демографические изменения происходят и как они воздействуют на общество (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
15 | Тема лекции: Социальное изменение: новейшие социологические дискуссии Социальное изменение. Социологические перспективы к изучению социальных изменений. Основные составляющие социальных изменений. Гомогенизация и унификация. Задания на семинарское/практическое занятие: Изменения и понимание социального мира: социологические дискуссии. Подготовить презентацию Задания СРСП: 1.Индивидуальная презентация по теме «Общественное движение в мире (за последние полвека): виды влияния на общество, причинно-следственные связи и отношения". 2. Раскройте понятие «социальное изменение». Сравните основные социологические подходы к изучению взаимодействия технологии и социальных изменений: структурно-функциональный подход и конфликтная теория. Обсудите возможности и ограничения новых технологий (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). 3. Сравните основные социологические подходы к изучению социальных движений: структурно-функциональный подход, конфликтная теория, символический интеракционизм (Бринкерхоф Д., Уэйтс Р., Ортега С. Әлеуметтану негіздері, Гидденс Э. Социология). | 1 | 1 | 1 | 3.1; 3.2 | | ||
| Итого: | 15 | 15 | 15 | | |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО СОЦИОЛОГИИ
-
Объект и предмет социологии как науки. Социология в системе социально-гуманитарных наук. -
Структура социологического знания. -
Функции социологии и её роль в обществе. -
Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. -
Основные идеи и методы позитивистско-натуралистической школы в социологии (О. Конта и Г. Спенсера). -
Социологическая концепция Э. Дюркгейма -
Концепция общественно-экономической формации К. Маркса. -
Ключевые положения понимающей социологии М. Вебера. -
Конфликтологические теории в социологии -
Основные идеи символического интеракционизма. -
Основные понятия структурно-функционального анализа. -
Общество как социальный организм, его качественные характеристики (целостность, социальность, устойчивость, автономность и самодостаточность). -
Понятие социальных институтов, их основные функции в обществе. -
Социальные группы и общности. Виды общностей. -
Социальные взаимодействия: типы и формы. -
Понятие социальной структуры и социальных систем. -
Социальная структура и социальная стратификация. Основные методологические подходы к анализу социальной структуры. -
Критерии социальной стратификации. Исторические и современные типы стратификационных систем. -
Социальная мобильность: понятие и виды. -
Маргинальность как социальный феномен. -
Основные тенденции изменения социальной структуры современного казахстанского общества. -
Цифровизация как явление современного общества. -
Позитивные и негативные последствия процесса урбанизации. -
Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий. -
Соотношение понятий человек, индивид и личность. Социологические концепции личности. -
Процесс социализации личности, его типы и стадии. -
Сущность, структура и функции семьи. -
Соотношение понятий семья и брак. Типология семьи. -
Проблемы современной казахстанской семьи и перспективы их решения. -
Социальные нормы и ценности как регуляторы социального поведения. Понятие «аномии». -
Понятие девиации. Виды и причины девиантного поведения. -
Девиация и социальный контроль. Основные теоретические подходы к девиации (Э.Дюркгейм, Р.Мертон) -
Социальный контроль. Способы социального контроля за девиациями в обществе. -
Гражданское общество и его основные характеристики. Предпосылки формирования гражданского общества. -
Сущность общественного мнения и его социальная природа. Общественное мнение как институт гражданского общества. -
Понятие социологического исследования и его виды. -
Выборка в социологическом исследовании. -
Программа социологического исследования и ее составные части. -
Качественные и количественные методы сбора социологической информации. -
Опрос в социологическом исследовании, его основные особенности. -
Социальные изменения и социальные процессы. Типология социальных процессов. -
Понятие и концепции социального прогресса. -
Сущность и характерные черты процесса глобализации. -
Основные черты и развитие доиндустриалаьного, индустриального и постиндустриального общества. -
Религия как социальный институт, её структура и основные функции. -
Тенденции религиозности в современном обществе. -
Культура как объект социологического анализа. Основные функции культуры в обществе. -
Социологический анализ массовой культуры. -
Модернизация общественного сознания, национальный код и ментальность. -
Молодежь как объект социологического анализа (предметная область социологии молодежи). -
Молодежь как социально-демографическая группа. Социализация молодежи -
Модернизация казахстанского общества и поведение молодежи -
Образование как социальный институт. -
Доступность образования, культурный капитал и неравенство: мировой опыт. -
Массовая информация и массовые коммуникации в социальных системах. Функции масс-медиа. -
Массовое сознание и цифровизация. -
Массовые коммуникации и социальное взаимодействие. -
Экономическое развитие в исторической перспективе. Компаративистский анализ экономических систем -
Изменение роли труда в глобальном обществе. Глобальное разделение труда -
Социологический подход к изучению здоровья и медицины. -
Экономические и социальные аспекты здравоохранения. -
Понятие урбанизации, характерные черты и роль в обществе. -
Понятие общественные движения. Основные факторы общественных движений. -
Жизненный цикл и типы общественных движений. -
Понятие социальные изменения. Гомогенизация и унификация. -
Анкетирование как метод сбора социологической информации. -
Наблюдение как метод сбора социологической информации.