Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Приложение 6 к рабочей программе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Приложение 6

к рабочей программе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДЕНЫ

на заседании кафедры менеджмента и предпринимательства

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

Методы принятия управленческих решений

Выполнение контрольной работы по дисциплине является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Ее цель – расширение теоретических знаний и аналитических способностей студентов, приобретение навыков работы с литературными источниками и периодическими изданиями.

Контрольная работа должна выполняться с учетом новейших теоретических концепций в области отечественного и зарубежного менеджмента. В процессе ее написания следует использовать законодательные акты, монографии, справочники, учебные пособия, статьи в периодических изданиях, материалы конкретных организаций.

Работа по предлагаемой теме включает 2 раздела: изучение теоретического материала и выполнение практического задания, в котором должны быть приведены иллюстрации, текстовые или графические выводы студента.

Студенты выполняют контрольную работу в зависимости первой буквы Фамилии по вариантам.

Первая буква Фамилии студента

Номер варианта контрольной работы

А, Б, В,

1

Г, Д, Е

2

Ж, З, И,

3

К, Л, М,

4

Н, О, П

5

Р, С, Т

6

У, Ф, Х

7

Ц, Ч, Ш

8

Щ, Э, Ю, Я

9


Контрольная работа – результат проработки учебного и нормативного материала, ознакомления с практикой функционирования рыночных структур, работы предприятий (учреждений, организаций, фирм), предпринимателей и анализа этой практики.


Выполняя контрольную работу, студент должен показать умение правильно, четко и кратко излагать материал по предложенным вопросам и заданиям, выделяя при этом основные проблемы, категории, взаимосвязи. Не следует включать материал, не имеющий прямого отношения к излагаемым вопросам и заданиям.

В процессе подготовки и выполнения контрольной работы необходимо познакомиться с программой курса, изучить рекомендуемую литературу, методические и инструктивные материалы, касающиеся вопросов организации и содержания инновационной деятельности в различных отраслях и секторах экономики.

В начале работы следует привести план, которого необходимо придерживаться при ее написании, в конце – перечень используемой литературы, включая материалы предприятия, использованные при ответах на задания контрольной работы. В тексте необходимо указывать названия разделов работы в соответствии с планом.

Общий объем контрольной работы должен составлять 18-20 страниц машинного текста (шрифт 14 пп, через полтора интервала). В работе необходимо оставить поля, пронумеровать страницы. Оформление работы учитывается при ее оценке. Наличие иллюстрационного материала в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д. оценивается положительно. Работы, выполненные небрежно, оформленные не должным образом, содержащие стилистические и грамматические ошибки, будут возращены студентам для исправления и переоформления.

Контрольная работа состоит из двух частей:

- теоретическая часть;

- практическая часть

Теоретическая часть работы предусматривает ответы на 2 вопроса, охватывающие по девяти вариантам важнейшие темы курса «Методы принятия управленческих решений». Для выполнения теоретической части необходимо проработать законодательные и нормативные материалы, соответствующие разделы учебников, учебных пособий и рекомендуемую программой курса дополнительную литературу. При ответе на теоретические вопросы студенты вправе использовать опыт работ специалистов по инновационной деятельности предприятий, на которых студенты работают или, материалы которых могут быть собраны и использованы ими.

Практическая часть контрольной работы включает одно задание, которое формулируется одинаково для всех вариантов работы. Для выполнения данной части работы студент должен собрать, систематизировать и описать информацию, характеризующую результаты деятельности предприятия (организации) любой отрасли экономики, сделать вывод об эффективности принятия управленческого решения на конкретном примере.



В целях повышения рейтинга студента рекомендуется подготовить доклад по результатам контрольной работы на 4-5 минут с презентацией, в котором следует отразить основное содержание теоретических вопросов контрольной работы, а также привести практические примеры.

1. Теоретическая часть.


Вариант 1.


Понятие и сущность управленческих решений.

Основные стадии (этапы) управленческой деятельности.

Основные этапы разработки управленческих решений.

Вариант 2.


Типология решений.

Организационные структуры обеспечения управленческой деятельности и принятия решений в компаниях.

Особенности выработки стратегических и тактических управленческих решений.

Вариант 3.


Маркетинг и современные требования к решениям по обеспечению конкурентоспособности производства продукции (услуг).

Понятие внутренней и внешней среды бизнеса.

Методы учёта факторов внешней среды бизнеса при принятии решений.

Вариант 4.


Требования к технологии процессов выработки и принятия управленческих решений.

Основные этапы процесса разработки управленческого решения.

Моделирование процессов разработки управленческих решний.

Вариант 5.


Особенности организации процессов разработки управленческих решений на различных уровнях управления и в сферах деятельности.

Организация выработки антикризисных управленческих решений.

Основные принципы экономических оценок при выборе решений.

Вариант 6.


Понятие проектного анализа.

Основные стратегии выбора альтернатив решений.

Основные понятия финансово-экономического анализа.

Вариант 7.


Критерии социальной эффективности решений.

Учёт потребностей персонала при принятии решений.

Социальные модели эффективности альтернатив решений.

Вариант 8.


Учёт основных характеристик персонала при оценке альтернатив решений.

Сущность понятия риска и факторов неопределённости.

Классификация рисков.

Вариант 9.


Значение, функции и виды контроля.

Методы контроля принятых решений.

Понятие ответственности за реализацию принятых решений.





  1. Практическая часть.

Задание: проработать на примере конкретной управленческой ситуации этапы процесса принятия управленческого решения согласно схеме и логическому содержанию, предлагаемому ниже.

Представление процесса принятия решений как логически упорядоченной совокупности неформальных и формальных процедур есть описание технологической схемы выполнения этого процесса. Такое описание позволяет структурно упорядочить процесс принятия решений и выбрать методы, на основе которых рационально проводится поиск и принятие наилучшего решения.

Единой схемы для всех видов и типов решений не существует, и руководители на практике придерживаются различных схем, однако схема, приведенная ниже, содержит основные этапы, которые должны быть пройдены при разработке и реализации любого решения (и личного, и делового). Иногда отдельные этапы опускаются (при повторяющихся решениях, например), также возможно итеративное повторение этапов и иерархичность решений «основное-вспомогательные».

  1. Выявление проблемной ситуации

Проблемная ситуация характеризуется сочетанием проблемы и тех конкретных условий, в которых она возникла, а главное - будет решаться. Проблема в широком смысле - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. В узком смысле под проблемой понимается несоответствие желаемого и фактического уровней достижения целей.

Очевидно, что острота проблемы, возможности ее эффективного решения зависят от конкретных условий, в которых она возникла и будет решаться. Ситуация - это сочетание условий и обстоятельств, в которых возникла проблема. Проблемную ситуацию характеризует срочность, необходимость принятия решения, место в организации и лицо, которое должно принимать решение.

Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для оценки времени, располагаемого для принятия решения, и величины ресурсов, необходимых для этого.

Конечным результатом принятия решения на данном этапе является составление общего списка проблем, требующих решения, и краткое описание проблемной ситуации для отдельных проблем.

Проблему можно поставить, ответив на такие вопросы:

  • в чем суть проблемы (описание одним предложением);

  • каковы характерные факторы проблемы (симптомы, причины и следствия);

  • что дает решение проблемы;

  • что будет, если проблему не решать (может решать проблему и не стоит).


  1. Постановка целей

При решении любого вопроса мы преследуем определенную цель. Цели могут быть принципиально различными в каждом конкретном случае. Один хочет купить автомобиль, который экономичен в эксплуатации и в котором будет достаточно места для детей; другой ищет модель, которая хорошо отлажена и обладает отличными ходовыми качествами. В большинстве случаев мы преследуем в одно и то же время сразу несколько целей, причем иногда эти цели противоречат друг другу. Для того чтобы принять удачное решение, порой бывает достаточно просто понять эти цели. «Скрытые цели» будут оказывать на ваше решение лишь негативное влияние.

В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (specific);

  • измеримый (measurable);

  • достижимый (attainable);

  • значимый (relevant);

  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Само слово smart в переводе на русский язык означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Конкретность (S). Ставя цель, прежде всего, нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? Когда вы планируете что-либо сделать, у вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, тут важно максимально конкретизировать.

Измеримость (M). Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:

  • проценты, соотношения (например, увеличить объем продаж на 10-30%);

  • внешние стандарты (для повышения уровня обслуживания – позитивный отзыв клиента);

  • частоту происходящего (допустим, эффективность продаж будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится за услугой);

  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) звонков-писем, клиентов в день, месяц);

  • время (каждый час, день, неделю);

  • в измеримость также входит и стоимость (для личных целей). Цель – покупку телевизора необходимо отмечать ценой (… долларов США).