Файл: Порядок действий водителя в экстренных ситуациях (сносе, заносе, системы управление и т д.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 409
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации: При неожиданном выезде транспортных средств с второстепенной дороги в непосредственной близости от вашего автомобиля следует предпочесть прямому удару столкновение под острым углом. Рулевое колесо надо поворачивать в сторону движения транспортного средства-помехи, смягчая удар. Но подобные действия помогут резко снизить тяжесть последствий ДТП только в том случае, когда впереди, в направлении поворота, имеется свободное пространство, и отсутствуют встречные транспортные средства.
Ситуация: Экстренный разгон. Ситуация возможна в случае, если при обгоне обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось.
Рекомендации: В этом случае единственный выход из создавшегося положения — резкий разгон. Для этого нужно быстро перейти на предыдущую передачу, чтобы увеличить силу тяги на колесах. При этом правая рука переводит рычаг переключения передач в требуемом направлении, выбирая его свободный ход. Затем практически без уменьшения подачи топлива и неполном выключении сцепления, резким толчком руки включить пониженную передачу, полностью отпустить педаль сцепления. Автомобиль получает дополнительное ускорение.
Ситуация: Действия водителя при длительных подъёмах.
Рекомендации: При движении в тяжелых дорожных условиях переключение передач нежелательно, так как это вызывает потерю скорости, Следует выбирать пониженную передачу и переходить на нее заранее, до въезда на тяжелый участок. Но если условия движения требуют перейти на более низкую передачу, необходимо делать это очень быстро, с минимальной потерей скорости. Переходить на пониженную передачу надо раньше, чем частота вращения коленчатого вала станет наименьшей.
Ситуация: Занос автомобиля. Возникновение критического заноса связано с грубыми ошибками управления при экстренном торможении и маневрировании, когда на начало потери устойчивости водитель реагирует с опозданием. Угол критического заноса связан не столько с конструктивными особенностями автомобиля, сколько с уровнем мастерства водителя. На скользкой дороге из-за резкого торможения автомобиль может начать разворачивать. От неожиданности неопытный водитель сразу же нажимает на педаль тормоза, еще более усугубляя положение.
Рекомендации
: Как чувствуется начало заноса (а он ощущается раньше, чем его увидят), первое, что должен сделать водитель, это забыть про педали сцепления и тормоза, так как манипулирование ими в такой ситуации не только бесполезно, но и вредно. В его арсенале остаются рулевое колесо и педаль дросселей, которые могут помочь справиться с заносом.
Рассмотрим подробнее ситуацию. Из-за резкого нажатия педали дросселей заднюю часть автомобиля начинает заносить, например, влево. Необходимо плавно отпустить педаль дросселей, чтобы обеспечить качение ведущих колес без пробуксовки. Быстро, но плавно поворачивать рулевое колесо влево (в сторону заноса), работая руками на боковом секторе, при этом передние управляемые колеса должны находиться в направлении движения. Автомобиль вот-вот замрет на предельном отклонении задней оси. Необходимо быстро вращать рулевое колесо в обратную сторону. Одновременно автомобиль начинает возвращаться в исходное положение. Выровнять автомобиль с помощью рулевого колеса. Если автомобиль снова начинает заносить теперь вправо из-за чрезмерных сил инерции, нужно снова с помощью небольшого поворота рулевого колеса вправо выправить траекторию его движения и увеличить подачу топлива.
Обратите внимание, что во всех фазах вывода из заноса передние колеса автомобиля находятся строго в направлении движения. Рулевое колесо всегда поворачивается быстро, но без рывков, вначале синхронно, а затем с небольшим опережением заноса задней оси. Педалями сцепления и тормоза не пользоваться, поддерживая умеренную подачу топлива
Ситуация: Ослепление водителя дальним светом встречно движущегося автомобиля. В темное суток на трассе возможно ослепление дальним светом.
Рекомендации: Необходимо остановиться, но, не сворачивая круто вправо, так как можно наехать на препятствие или съехать в кювет. Продолжить движение можно лишь после полного восстановления зрения.
Ситуация: Пожар в автомобиле. Пожар в автомобиле может возникнуть по многим причинам: замыкание в электропроводке, утечка в системе подачи топлива, небрежность при перевозке легковоспламеняющихся грузов, самовоспламенение хранящейся в машине промасленной ветоши, и др. Первыми признаками возможного возгорания и вероятного пожара, которые водитель не должен оставить без внимания, могут быть: струйки дыма из мест возгорания, информация водителей встречного или попутного транспорта. Пожары чаще всего возникают в моторном отсеке.
Рекомендации: При пожаре главное — действовать хладнокровие и быстро. Остановить автомобиль, но не вплотную к обочине, чтобы можно было свободно подходить к нему с любой стороны для тушения пожара. Отключить подачу топлива. Помочь пассажирам быстро покинуть загоревшийся автомобиль и укрыться впереди в 25–30 м по ходу движения автомобиля, оставив с собой помощников. Закрыть все окна автомобиля, захватить документы, огнетушитель, аптечку, подручные средства (одеяло, брезент и т.п.), разблокировать замки капота и багажника, покинуть кабину, плотно закрыв дверь. Чуть-чуть приоткрыть капот и в образовавшуюся щель направить струю огнетушителя. Сразу полностью открывать капот нельзя, так как приток воздуха усилит горение, и вырвавшееся пламя может ожечь лицо. Прикрыть капот, не захлопывая его. Через 5-8 сек. снова приоткрыть капот и направить струю гасящего вещества на возгорание, прикрыть капот. Повторять действия до полного прекращения огня. Огнетушитель стараться не расходовать полностью: возможно повторное возгорание от тлеющих материалов. В случае, если огнетушитель не сработал или кончилось гасящее вещество, сбить пламя подручными средствами (одеялом, накидкой, одеждой, песком, ветками). Не гасить водой!
Наиболее опасным является пожар в районе бензобака. Во время тушения пожара нельзя находиться рядом с бензобаком.
Ситуация: Затопление. Автомобиль упал в воду по серьезной причине (уходил от лобового столкновения, провалился под воду и т.п.). Гибель водителя и пассажиров, оказавшихся под водой, чаще всего происходит из-за неправильных, панических действий. Многие пытаются открыть двери до затопления салона водой. Однако наружное давление воды мешает этому, что и парализует волю пострадавших.
Рекомендации: Необходимо хладнокровно ждать (иногда несколько минут) пока происходит погружения автомобиля. За это время можно отстегнуть ремни безопасности, ободрить пассажиров, сориентироваться, как погружается автомобиль, не ложится ли на бок, если да, то на какой, чтобы впоследствии не терять времени на открытие дверей, упершихся в грунт. Пока салон заполняется водой, проверить рукой, не заблокированы ли двери изнутри кнопками, по возможности скинуть тяжелую одежду и обувь. Дождаться полного затопления салона, предупредив об этом пассажиров. Набрав по максимуму в легкие воздуха (он скапливается подушкой под крышей), опустить стекла дверей, и,
навалившись на них плечом, попробовать открыть двери. Если они не открываются, можно выдавить лобовое стекло, упершись в него ногами, или попытаться вылезти через опущенные боковые стекла. Помогая другим выбраться из автомобиля, тащите их за одежду, волосы или ноги. Тянуть за руки опасно, так как утопающий может в состоянии аффекта обхватить крепко руками, лишив спасающего подвижности. Если вода мутная, и потеряна ориентация, выпущенная изо рта часть воздуха (всплывающие пузырьки) покажет, где поверхность.
На занятии достаточно подробно рассмотрены вопросы, связанные с основными положениями регламентирующими действия водителя в типичных и экстремальных дорожно-транспортных ситуациях. Знания этих вопросов и правильное применение будет во многом способствовать безаварийности на дорогах.
Заключительная часть – 2мин (Излагается содержание заключительной части занятия).
__________________
должность
__________________ __________________ __________________
воинское звание подпись инициал имени, фамилия
«____»_______________ 20__ г.