Файл: Разработайте наиболее приоритетные цели и обоснуйте концептуальные основы собственной авторской школы, если бы вы ее попытались разработать с учетом всего самого прогрессивного из того, что вам известно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Разработайте наиболее приоритетные цели и обоснуйте концептуальные основы собственной авторской школы, если бы вы ее попытались разработать с учетом всего самого прогрессивного из того, что вам известно.


Авторская школа – это школа со специфической культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.

Под авторской концепцией понимается теоретически разработанный, отличный от принятого способ осуществления образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий Разработайте получить более высокие по сравнению с массовой практикой результаты.

К необходимым условиям реализации авторской концепции Т.В. Цырлина относит следующие:

  1. наличие у автора концепции организаторских способностей и черт лидера, а также твердости характера, способности «держать удар» и противостоять сложностям подготовительного периода;

  2. специальная подготовка педагогов будущей школы или возможность набрать команду, разделяющую авторскую концепцию;

  3. наличие материальных ресурсов для открытия новой школы или создания ее в рамках уже существующей;

  4. благоприятствование окружающей школу среды, поддержка (как минимум – нейтральная реакция) со стороны органов образования;

  5. «способность» социальной среды принять предлагаемую концепцию, а значит, необходимость разъяснительной работы.


В качестве оснований типологии авторских школ выделены: тип учреждения, целеценностная направленность и особенности осуществления.

Ведущей среди разработанных типологий авторских школ является типология по масштабу реального воплощения, которое дает возможность выделить школы как:

  1. явления, сохранившиеся в единственном экземпляре;

  2. авторские школы-модели, обладающие инвариантным концептуальным ядром, позволяющим их распространять;

  3. авторские школы-направления, совмещающие в себе высокую степень разработанности основных черт, так и технологии внедрения и адаптации в разных пространственно-временных и географических условиях;

  4. школы как основания новых парадигм, обладающие гибкой базой и высокой технологичностью, распространение которых приобретает подлинно массовый характер.


Интегрирующим фактором авторских школ, ставших основой целых направлений, выступает одинаковый эмоциональный настрой образующих ее личностей. Примером является движение «новых школ», сплотившее в своих рядах талантливых педагогов Западной Европы и России, настроенных на одну и ту же эмоциональную волну.

2. Какие из педагогических инноваций, стратегий в плане воспитания духовно и физически здоровой личности вы считаете наиболее перспективными и результативными? Обоснуйте почему.

Духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность человека – явление многогранное. Душа человека познает мир и реализует себя согласно канонам русской православной церкви в Святой Троице: Вере, Надежде и Любви.

Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у растущего человека нравственных ценностей, связанных и раскрывающихся через такие понятия, как совесть, доброжелательность, терпимость к инакомыслию.

Воспитание духовности связано и с необходимостью бережного отношения учителя к индивидуальным «духовным святыням» каждого ученика. Для современного учителя важно, не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосоздания ученика.

Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности:


  1. Показ личной значимости ЗОЖ


  2. Систематическое занятие утренней гимнастикой, физкультурой.


  3. Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.


  4. Экскурсии на природу, туристические походы.


  5. Соблюдение гигиенических норм и правил.


  6. Подвижный образ жизни.


  7. Полноценное питание.


  8. Оптимизация учебной нагрузки.


  9. В необходимых случаях профилактическая работа, направленная на преодоление вредных привычек (курение, употребление наркотиков, ранний интерес к сексуальной жизни).



Педагогические условия, способствующие воспитанию духовно здоровой личности:


  1. Систематическое проявление высокого уровня духовности, нравственности и культуры самого учителя.


  2. Высокий уровень духовности, нравственности и культуры в семье, в школе, в среде друзей и лиц ближайшего окружения.


  3. Встречи, беседы, дискуссии по духовно-нравственным проблемам с философами, писателями, художниками, учеными, религиозными деятелями, просто с духовно богатыми людьми.


  4. Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой.


  5. Внимательное, уважительное, бережное отношение к лицам другой веры, религии, культуры.


  6. Обсуждение вопросов, которые затрагивают проблемы мироздания, мироведения, глобальной экологии, освоения человеком Земли и космоса.


  7. Совместные путешествия, экскурсии в музеи, посещение различных выставок с последующим их обсуждением.


  8. Чтение и обсуждение классической и современной литературы.


  9. Участие в народных праздниках, поддержка и развитие народных традиций.


3. Назовите 5–7 педагогических идей, практическая реализация которых может существенно повысить качество образования в России. Обоснуйте свою точку зрения.

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:


  • качества образовательной программы;


  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;


  • качества потенциала обучающихся;


  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно- экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);


  • качества образовательных технологий;


  • качества управления образовательными системами и процессами.


Остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения — интерактивной доски.

Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.


Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.

Возможности для учителей: – экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала – позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса – создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов – позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала – позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям – позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке – позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и делиться ими друг с другом – возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу – использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования – вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Возможности для учащихся: – предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков – всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок – появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе – можно заранее или на уроке подготовить собственный материал. Важным условием активного восприятия и усвоения может стать связь изучаемого материала с потребностями, интересами, задачами и целями человека. В этом случае, человек начинает искать необходимый или важный для него материал. Потребности, задачи, интерес создают для человека незавершенную ситуацию, энергию и направление поиска. Например, совершенно разной по активности будет ситуация, когда решается задача построения плана учебного занятия для абстрактной аудитории и когда студентам предлагается разработать план проведения занятий, которое помогло бы им самим лучше изучить ту или иную тему. Таким образом, обучение приобретает жизненное значение для человека. Первым шагом на пути построения связи «жизнедеятельность- человека-обучение» может стать личностно-профессиональное самоопределение. Благодаря такому самоопределению (которое обсуждается, а не является скрытым процессом) обучение может стать важнейшей составляющей достижения личных и профессиональных целей. В этой ситуации процесс и содержание обучения приобретают личное значение для человека: он начинает понимать — для чего учится, чему ему необходимо научиться, в чем и как ему полезно изучаемое содержание.