Файл: Методические указания по их выполнению по разделам цепей постоянных, синусоидальных и трехфазных токов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………4
1. Общие методические указания и правила
проведения лабораторных работ………………………………………………………4
2. Указания к монтажу схем лабораторных работ…………………………………...4
3. Правила техники безопасности в лаборатории электротехники………………….5
Лабораторная работа №1……………………………………………………………………. 6
Лабораторная работа №2…………………………………………………………………....15
Лабораторная работа №3…………………………………………………………………....20
Лабораторная работа №4……………………………………………………………………25
Лабораторная работа №5……………………………………………………………………33
Лабораторная работа №6……………………………………………………………………40
Лабораторная работа №7……………………………………………………………………50
Лабораторная работа №8……………………………………………………………………56
Исследование режимов работы линии передачи постоянного тока с помощью схемы замещения
Основные теоретические сведения
Федеральное агентство по образованию
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнёва.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ
Методические указания
Красноярск 2008
Рецензенты:
Лабораторные работы по электротехнике: методические указания к выполнению для студентов всех специальностей и форм обучения / сост. В. Я. Браверман, В. П. Литвинов, О. В. Розанов, В. Г. Сидоров; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, - Красноярск, 2008. – 61 с.
Предлагаемое пособие предназначено для студентов всех специальностей и всех форм обучения.
Пособие содержит описания лабораторных работ и методические указания по их выполнению по разделам цепей постоянных, синусоидальных и трехфазных токов.
К каждой работе предпосланы краткие теоретические сведения, а также требования к составлению отчета, и контрольные вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………4
1. Общие методические указания и правила
проведения лабораторных работ………………………………………………………4
2. Указания к монтажу схем лабораторных работ…………………………………...4
3. Правила техники безопасности в лаборатории электротехники………………….5
Лабораторная работа №1……………………………………………………………………. 6
Лабораторная работа №2…………………………………………………………………....15
Лабораторная работа №3…………………………………………………………………....20
Лабораторная работа №4……………………………………………………………………25
Лабораторная работа №5……………………………………………………………………33
Лабораторная работа №6……………………………………………………………………40
Лабораторная работа №7……………………………………………………………………50
Лабораторная работа №8……………………………………………………………………56
ВВЕДЕНИЕ
1. Общие методические указания и правила проведения лабораторных работ
Выполнения лабораторных работ является важной частью учебного процесса, преследующей цель более глубокого усвоения теоретических положений курса и приобретения экспериментальных навыков.
Перед началом лабораторных работ студенты должны изучить правила и технику безопасности работы в лаборатории.
До начала очередной лабораторной работы студент должен ознакомиться с соответствующим руководством и рекомендуемой литературой. Перед выполнением работы студент должен иметь заранее заготовленную форму отчета.
Прежде чем приступать к выполнению работы, студент должен твердо знать теоретический материал, охватываемый этой работой, ясно представлять поставленную в работе задачу, способы ее разрешения и ожидаемые результаты.
Для выяснения готовности студента к выполнению очередной лабораторной работы проводится собеседование с преподавателем (с применением карточек безмашинного контроля).
Перед выполнением лабораторной работы, непосредственно на занятии, студент должен сдать отчет по предыдущей работе.
Получив разрешение преподавателя, студенты приступают к монтажу схемы на закрепленном за ними рабочем месте.
Смонтированная схема предъявляется на проверку преподавателю.
Не допускается включение схемы без разрешения преподавателя.
Получив разрешение преподавателя на включение схемы, студент приступает к экспериментам, которые проводят с соблюдением правил техники безопасности. По окончании всех измерений, предусмотренных программой работы, производятся необходимые расчеты. Результаты наблюдений и вычислений заносятся в таблицы протокола.
По окончании работы протокол предъявляется преподавателю, который им подпи-сывается. Только после этого студенты разбирают схему и сдают соединительные про-вода лаборанту.
На основании своего протокола студенты производят обработку результатов наблюдений (выполняют расчеты, строят графики и диаграммы) и оформляют отчеты.
После окончания работы стулья должны быть установлены на предназначенные для них места.
2. Указания к монтажу схем лабораторных работ
Монтаж должен проводиться в полном соответствии со схемой, приведенной в ”Руководстве к лабораторным работам”. При монтаже схемы соединительные провода располагать по схеме таким образом, чтобы они не переплетались между собой.
Сначала следует собирать основную токовую цепь схемы. В цепях постоянного тока и однофазных цепях переменного тока токовую цепь следует собирать от одного из зажимов рубильника и соединять элементы схемы в той же последовательности, в которой они расположены на схеме в руководстве, пока цепь не будет подключена к другому зажиму рубильника.
В трехфазных цепях следует собирать токовую цепь каждой фазы, начиная от соответствующего зажима рубильника вдоль фазы.
После сборки основной токовой части схемы, следует перейти к подключению параллельных ветвей и цепей напряжения измерительных приборов. Для узловых соединений нескольких ветвей удобно воспользоваться соединительными гнездами, установленными на столах студентов.
3. Правила техники безопасности в лаборатории электротехники
1. К проведению лабораторных работ допускаются только студенты, знающие правила техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности проводит преподаватель, что фиксируется в специальном журнале.
2. При монтаже схем используются только изолированные провода.
3 Студенту категорически запрещается включать схему без проверки ее преподавателем.
4. Устранение замеченных в рабочей цепи неисправностей, а также все пересоединения, необходимые по ходу работы, производятся только при отключенном напряжении. Повторное включение схемы после этих пересоединений допускаются также только после разрешения преподавателя
5. Во время работы нельзя прикасаться к оголенным частям электрической цепи.
6. Нельзя оставлять без наблюдения установку, находящуюся под напряжением.
7. По окончании работы напряжение у рабочего места немедленно отключается.
8. Смена перегоревших предохранителей производится лаборантом.
9. По окончании работ в лаборатории преподаватель обязан, отключать главный щит.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Поверка электроизмерительных приборов
Цель работы: приобрести практические навыки по измерению тока, напряжения и мощности в электрических цепях; изучить устройство приборов; провести поверку амперметра, вольтметра, ваттметра; определить истинный класс точности приборов и дать заключение о их пригодности.
Основные теоретические сведения
Выполнение любой лабораторной работы по электротехнике сопровождается измерением тока, напряжения и других электрических величин, что позволяет постигнуть сущность исследуемого физического процесса и выявить характеристики того или иного электротехнического устройства. Для обеспечения правильности полученного результата необходимо грамотно использовать имеющиеся в лаборатории средства электрических измерений, уметь оценивать численное значение измеряемой величины с указанием точности полученного результата измерений.
В работе используются приборы электромагнитной и электродинамической систем.
В приборах электромагнитной системы (рис.1-1) вращающий момент создается взаимодействием магнитного поля неподвижной катушки 1 с подвижной ферромагнитной пластинкой 2, которая втягивается в катушку с силой F. Противодействующий момент образуется за счет пружин 3. Для устранения колебаний стрелки 7 служит демпфер 4. Эта система используется для измерения в цепях переменного и постоянного токов.
Приборы электродинамической (рис.1-2) и ферродинамической систем содержат две катушки: подвижную 1 и неподвижную 2 , по которой протекают токи In и Ih.Величина этих токов зависит от объекта измерения.
Вращающий момент возникает за счет взаимодействия тока подвижной катушки 1 с магнитным полем неподвижной катушки 2. Пружины 3 служат для создания противодействующего момента и для подвода тока к подвижной катушке. Успокоение колебаний стрелки 5 обеспечивает демпфер 4.
Приборы ферродинамической системы имеют стальной магнитопровод, который позволяет делать их более чувствительными и менее подверженными влиянию внешних магнитных полей по сравнению с электродинамическими.
Данные системы применяют для измерений в цепях переменного и постоянного токов.
Отсчетное устройство содержит неподвижную шкалу и стрелку, отклонение которой зависит от измеряемой величины. Шкалы приборов могут быть равномерными и неравномерными. В последнем случае на шкале выделяется рабочая часть, которая обычно находится в пределах от 20% до 100% верхнего предела измерения. Пределы рабочей части отмечаются на шкале точками.
Рис.1-1. Схема устройства прибора электромагнитной системы: 1- катушка; 2- ферромагнитная пластина; 3- противодействующие пружины; 4- демпфер (успокоитель колебаний стрелки); 5- подпятники; 6- ось;
7- стрелка прибора
Рис.1-2. Схема устройства прибора электродинамической системы:
-
подвижная катушка; 2- неподвижная катушка; 3- противодействующие и токоподводящие пружины; 4-демпфер; 5- стрелка; 6- ось; 7- подпятники
Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов приведены в табл. 1-1 и 1-2.
Таблица 1-1
№ пп. | Наименование прибора | Обозначение | Система прибора | Обозначение |
1 | Амперметр | А Электромагнитная | | |
2 | Вольтметр | V | ||
3 | Киловольтметр | kV | Электродинамическая | |
4 | Ваттметр | W | ||
5 | Киловаттметр | kW | Ферродинамическая |
Таблица 1-2
Условия эксплуатации | Обозначение |
Приборы предназначены для работы в цепи: | |
а) только постоянного тока; | = |
б) только переменного тока; | ∾ |
в) постоянного и переменного токов | ≂ |
Прибор нормально работает: | |
а) при вертикальном положении шкалы; | ⊥ |
б) при горизонтальном положении шкалы. | |
Измерительная цепь изолирована от корпуса и испытана напряжением (например -2кВ) | 2 |
Погрешности электрических измерений
Показание приборов всегда отличаются от действительных значений измеряемой величины. Оценка точности показаний определяется различными видами погрешности.
Абсолютная погрешность ∆Аx