Файл: Особенности воспитания на разных возрастных этапах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:


Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Выполнила:

Лемешева Галина Алексеевна

слушатель курсов по программе дополнительного профессионального образования – профессиональной переподготовки Психолог в общем образовании
г. Усть-Лабинск

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Этапы психического развития..............................................6

    1. Младенческий возраст................................................................6-8

    2. Раннее детство.............................................................................8-9

    3. Дошкольный возраст................................................................9-10

    4. Младший школьный возраст.................................................10-11

    5. Подростковый возраст ...........................................................11-12

1.6 Старший школьный возраст...................................................12-13
ГЛАВА 2. Результат психического развития на разных возрастных этапах

    1. Сравнительная таблица нормального и аномального развития..............................................................................................14-15

Заключение............................................................................................. 16

Список использованной литературы....................................................17


Введение
Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высокосознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.

В свою очередь, задачи науки, прежде всего, психологии, заключается в изучении закономерностей становления такого человека в нашем обществе. Именно направленность человека, его нравственная позиция, то есть сущность человека как социального существа, и рассматриваются в отечественной психологии в качестве высшего целостного способа существования индивида - в качестве личности.

Общепринятым в отечественной психологии является положение о прижизненном и гетерохромном формировании личности по мере расширения социальных связей и деятельности ребенка.
Закономерности развития ребенка как члена общества, его психики, сознания - психическое развитие ребенка от момента рождения и до зрелости - изучает специальная область психологических знаний - детская психология.

Другие стороны развития ребенка изучают различные области науки: анатомия и физиология, физиология высшей нервной деятельности, гигиена, этнография и т.д.

Развитие ребенка - от момента появления на свет и до зрелости - есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики, сознания от элементарных форм обращения, присущих младенцу, до развитых форм сознательного обращения действительности, свойственных взрослому человеку.

Закономерности развития ребенка как члена общества, его психики, сознания - психическое развитие ребенка от момента рождения и до зрелости - изучает специальная область психологических знаний - детская психология.

Другие стороны развития ребенка изучают различные области науки: анатомия и физиология, физиология высшей нервной деятельности, гигиена, этнография и т.д.

Цель: создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок  мог бы стать субъектом своей  жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Центральный принцип  психологического сопровождения - ценность личностного выбора и самоопределение  в значимых жизненных ситуациях.

Задачи:

- всесторонее и грамотное развитие личности, а также её целостное формирование;

- формирование и развитие нравственных и моральных качест;

- обогощение знаний в облостях науки, культуры, искусства;

- формирование наклонностей и желаний индивидиума, учитывая её возможности и социальные требования;

- организация деятельности, способной воспитывать необходимые качества личности

Актуальность: анализ основных этапов формирования личности ребёнка позволяет выделить целый ряд качественных особенностей формирования личности, является необходимым для всего последующего хода антогенеза. Включение ребёнка во все новые формы жизнедеятельности приводит к трансформации этих особенностей и изменению их места в структуре личности.



Предполагаемые результаты: зная особенности возрастного развития детей, педагоги и родители смогут наладить тесный психологический контакт с ними,помогут пережить все кризисные периоды и окажут необходимую поддержку на всех возрастных этапах.

Глава1 . Этапы психического развития

Основой организации воспитательного процесса и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах.

В психологии выделены следующие этапы психического развития:

1. От зачатия до момента рождения (пренатальный период).

2. Младенческий возраст (до 1 года).

3. Раннее детство (с 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет).

5. Младший школьный возраст (7-11 лет).

6. Подростковый возраст (11-15 лет).

7. Старший школьный возраст (15-18 лет).

1.1 Младенческий возраст( до 1 года).

В психологии для описания состояния, которое испытывает ребенок в период родов, используется термин «первичная родовая травма». Расставание ребенка с матерью, которая защищает и согревает его своим телом, болезненно для него. Встреча с чужим, холодным и незнакомым миром навсегда запечатлевается в его памяти и является для него первой травмой. Отрываясь от организма матери, ребенок попадает в условия, резко отличающиеся от тех, в которых он находился раньше. Не привыкший к ощущению своего веса, ребенок из жидкой среды попадает в воздушное пространство, сила тяготения наваливается на него тяжелым грузом. На органы чувств обрушивается поток звуков, света, прикосновений. Температура окружающей среды снижается, младенец делает первый самостоятельный вдох. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, прежде всего -матери, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Чем более гуманизирован процесс рождения, тем более благополучна будет жизнь ребенка.

Важное значение для формирования личности имеет домашний уклад семьи, ритмы ее жизни, позиции, которые занимает каждый ее член. Дом должен олицетворять надежность, безопасность, предсказуемость для ребенка.

«Первое, что мы должны воспитать у наших детей и что развивается на протяжении всего детства – это потребность детей в человеке, в другом человеке, сначала в матери, отце, затем в товарище, друге, наконец в коллективе и в обществе». На развитие данной потребности стоит обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что
дитя еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.

1.2 Раннее детство(от 1 до 3 лет)

Ребенок после года существенным образом отличается от младенца. Он уже не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями.

В деятельности ребенка от 1 года до 3 лет главенствующую роль играет предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок открывает для себя назначение предметов, ту роль, которая закреплена за ними на протяжении многих человеческих поколений. Примерно с 1 года и 3 месяцев малыши начинают выполнять не только те действия, которые показали им взрослые, но и те, которые они наблюдали сами: они наряжаются, прижимают к себе куклу, целуют ее. После полутора лет в дополнение к сюжетным игрушкам начинают привлекаться предметы-заместители, которыми можно действовать. Взрослый активизирует ребенка, проявляя интерес к его играм, подсказывая, как можно поиграть с той или иной игрушкой. Не следует навязывать ребенку готовую игру. Это может сковывать его инициативу. Важно позаботиться о том, чтобы среди игрушек были те, с помощью которых он может изображать различные действия взрослых: куклы с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, кукольная одежда), игрушечные звери и птицы, наборы игрушечных инструментов.

Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии.

1.3 Дошкольный возраст( с 3 до 7 лет)

В этот период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предмет, выявляя его основные свойства и признаки. Дети-дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли. Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Внимание и память преобладают у ребенка в непроизвольной форме. Ребенок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, запоминает то, что запоминается само. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т. е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного периода ребенок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи, появляется речевое мышление. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.


Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста (3-7), следующие:

1. Формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение.

2. Возникают первые этические нормы: "Что есть добро и что есть зло?".

3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставить перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.

4. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.

1.4 Младший школьный возраст ( 7-11 лет)

В шестилетнем возрасте ребенок переживает значительные изменения в жизни Переход к школьному возрасту связан с заметными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражания, большой авторитет учителя создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности чрезвычайно велика.

1.5 Подростковый возраст( от 10-11 до 15 лет)

Главной задачей развития в подростковом возрасте является самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями (уменьшается эмоциональная зависимость при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке), пытается ставить задачи, связанные с будущим (семья, карьера, образование), осваивает «новое тело».

Подростки стремятся быть самостоятельными и независимыми от мнения родителей. Центральная потребность подростка - быть и чувствовать себя взрослым. Чувство взрослости часто выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым, появляется феномен «охота за промахами». Родители начинают раздражать подростка, появляется желание изолироваться от них, возрастает количество конфликтов между родителями и детьми. Обычно они возникают в период, когда подростки начинают формировать собственную систему ценностных установок и ориентации. Не менее часты конфликты из-за разных представлений о степени самостоятельности. Подростки считают себя вполне взрослыми и имеющими право на самостоятельные решения. При высокой зависимости подростка от родительского мнения конфликт может не возникнуть. С одной стороны, подросткам хочется иметь свободу, но с другой стороны, они понимают, что свобода усиливает их ответственность.