Файл: Экскурсия одна из форм внеурочной образовательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности


Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной
деятельностью - это один из главных принципов всей системы
воспитательной работы. Во внеурочной деятельности
учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на
уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте,
заложенном на уроках.
Цель внеурочной деятельности – это создание условий для
позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами,
для проявления инициативы и самостоятельности,
ответственности, искренности и открытости в реальных
жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности
на всех возрастных этапах.
2


3. Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:


• - выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей
обучающихся в разных видах деятельности;
• - создание условий для индивидуального развития ребенка;
• - формирование системы знаний, умений, навыков в избранном
направлении деятельности;
• - развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей
детей;
• - создание условий для реализации учащимися знаний, умений,
навыков;
• - развитие опыта неформального общения, взаимодействия,
сотрудничества;
• - расширение рамок общения школьников с социумом;
• - коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в
обучении;
• - для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
3


4. По характеру и содержанию образовательная внеурочная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной дея


По характеру и содержанию
образовательная
внеурочная
деятельность
делится
на
программную и внепрограммную.
К программной внеурочной
деятельности относятся учебные

экскурсии,
которые
должны
«закрепить» и расширить знания,
полученные учащимися на уроках.
4


5. Понятие  «экскурсия»


Понятие «экскурсия»
• Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение
достопримечательных чем-либо объектов (памятники
культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и
метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под
руководством специалиста-экскурсовода.
• Экскурсия учебная - форма организации учебновоспитательного процесса, позволяющая проводить
наблюдения и изучение различных предметов и явлений в
естественных условиях или в музеях, на выставках.
• Экскурсия для школьников – это форма учебно–
воспитательной работы, которая позволяет организовать
наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений
в естественных условиях.
5


6. Цели экскурсий


• интеграция и активизация учебной и внеурочной
деятельности учащихся;
• - осуществление связи обучения с жизнью,
формирование практических умений и навыков;
• - воспитание интереса к исследовательской работе,
выявление
научно-творческого
потенциала
школьников;
• - расширение кругозора учащихся;
• - воспитание
познавательной
и
эстетической
культуры, позитивных межличностных отношений;
• - воспитание духовно-нравственных приоритетов в
процессе общения с природой и социумом.
6


7. Виды экскурсий


Экскурсии делятся на две группы:
• школьные
• внешкольные.
Школьная экскурсия – это форма учебно –
воспитательной работы с классом или группой
учащихся, проводимая с познавательной целью при
передвижении от объекта к объекту, по выбору
учителя и по темам, связанным с программами.
Внешкольные экскурсии направлены на расширение
культурного кругозора детей, воспитание их в духе
патриотизма, любви и уважению к труду, дают
всестороннее гармоничное воспитание.
7


8. Школьные экскурсии имеют два вида:


• - урочные – проводимые в учебное время. Урочные
экскурсии входят в систему уроков по темам учебных
предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение
экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может


самостоятельно создавать специальные условия, для
решения которых необходима экскурсия в школьной
музей или за его пределы. Так же экскурсию можно
включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую
линию.
• - внеурочные – факультативные – проводимые до или
после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на
внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к
школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную,
развивающую информацию.
8


9.  По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:


По содержанию экскурсии
делятся на следующие группы:
• группа природоведческих экскурсий (или их называют
«Экскурсии в природу»). Природоведческие экскурсии
целесообразно проводить в одни и те же места в разные
времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные
изменения, которые происходят в природе;
• - краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство
с микрорайоном, в котором находится школа);
• - музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с
таким понятием, как «музейная педагогика». По
дидактическим
целям
различают:
вводные
(предваряющие
изучение
нового
материала);
сопровождающие его изучение; итоговые (целью является
закрепление полученного материала).
9


10. Направления экскурсионной работы:


Направления
работы:
экскурсионной
1. Досугово - развлекательное направление предполагает организацию
экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью
знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха
учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у
учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры,
навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах,
формируя патриотические чувства.
2. Научно-познавательное направление предполагает организацию
экскурсий в музеи, на различные природные и производственные
объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в
том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков,
расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого
направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя,
конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных

экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с
людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа
жизни.
10


11. Методика проведения экскурсии


Методика
экскурсии
проведения
В методике выделяют три блока:
• Подготовка экскурсии.
• Выход
(выезд)
учащихся
к
изучаемым
объектам
и
усвоение (закрепление) учебного
материала по теме.
• Обработка материалов экскурсии и
подведение ее итогов.
11


12.  Результаты  реализации экскурсионной программы  предполагают 3 уровня освоения:


Результаты реализации экскурсионной
программы предполагают 3 уровня
освоения:
• Приобретение школьником социальных знаний об
устройстве
общества,
адекватное
времени
понимание социальной реальности.
• Формирование ценностного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, природа,
знания, труд, культура).
• Получение опыта социального взаимодействия в
открытой общественной среде.

8. Определение цели и задач экскурсии


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
ЭКСКУРСИИ
Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам
памятники истории и культуры и другие объекты
Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных
объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного
рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода»,
эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.


9. Определение цели и задач экскурсии


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
ЭКСКУРСИИ
Виды целей:
- воспитание патриотизма
- интернациональное воспитание
- трудовое воспитание
- эстетическое воспитание
- экологическое воспитание
- показ достижений города в экономике страны
- показ исторической роли города
- знакомство с творчеством выдающегося архитектора
- знакомство с особенностями природы края
- воспитание любви и уважения к родине
- расширение кругозора
- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры



10. Темы экскурсии и их многообразие


ТЕМЫ ЭКСКУРСИИ И ИХ
МНОГООБРАЗИЕ
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или
целенаправленного создания определенной тематики экскурсий
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии
в единое целое
Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий
Темами экскурсий могут быть:
• архитектура старого города
• творчество литераторов, живших в данном городе
• история одной из значительных улиц города, показанная через
архитектурные памятники
• лекарственные растения степи
• экологическое состояние зеленого ожерелья города
• экономическое развитие и др.


11. Темы экскурсии и их многообразие


ТЕМЫ ЭКСКУРСИИ И ИХ
МНОГООБРАЗИЕ
Пример:
Экскурсия - «Саратов купеческий»
Цель - показ исторической роли города
Тема - история города, показанная через архитектурные памятники старинные купеческие особняки, которые создают неповторимый
облик Саратова, рассказ об их бывших владельцах - известных
купцах, промышленниках и коммерсантах старого Саратова, о
вкладе, который они внесли в развитие родного города и России