ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 2
Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода.
Проанализируйте видеоурок или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист:
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | |||||
Искусство 3 класс. | «Аппликация человечка». | Направляю-щая. Контроли-рующая. | Метапредмет-ные – связь с русским языком. Ученики обратили внимание на орфограммы в записи темы урока. Связь с математикой. Учащиеся выясняли из каких геометриче-ских фигур состоит человечек, количество фигур, величина фигур. Использова-лись знаково - символиче-ские действия в записи плана к выполнению человечка. Во время презентации работы осуществля-лось осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Так же рефлексия своих действий, контроль и оценка своей работы. | Фронталь-ная работа. Групповая работа. Групповая работа. Выступле-ние детей, презента-ция своей работы. | На уроке осуществля-лось планирование учебного сотрудничест-ва: ученики самостоятельно распределяли роли в группе. Во время работы в группах ученики полно и точно умели выражать свои мысли, владели монологиче-ской и диалогической речью. | Групповая работа. Групповая работа. | В начале урока учитель поставил перед детьми цель и задачу урока, этим самым ученики получили учебную задачу. Планировать свою деятельность учитель помог детям с помощью выданных планов. С помощью планов своей деятельности ученики контролировали свою деятельность и последователь-ность действий в выполнении аппликации. Презентуя свой продукт, ученики осуществляли коррекцию своей работы: что получилось и что- то пошло не так. | Фронталь-ная работа. Фронталь-ная. Индивиду-альная. Групповая работа Выступле-ние детей. | На данном уроке был осуществлён системно – деятельност-ный подход. Учителем были выбраны активные и разносторон-ние приёмы и формы работы. Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельност-ный подход, задания направляют обучающихся на самостоя-тельный поиск решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуника-тивных компетенций детей, они взаимодейст-вуют в группах. Знания не даются в готовом виде. | |
Литерату-ра 10 класс. | «Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище» по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого. | Планирова-ние. Учитель направляет учащихся на то, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Создание проблемной ситуации. Изучение нового учебного материала. Практиче-ская дея-тельность обучающих-ся. Итог урока подводит учитель, нет самооценки и оценива-ния ответов учащихся. | Поиск ассоциации имени Платон и фамилии Каратаев. Нахождение связи с античным философом Платоном и Иисусом. Определение места образа Платона Каратаева в романе с точки зрения ядра центрующего персонажа. Нахождение в описании П.Каратаева внешности, поведения, речи, привычек. Представле-ния о едином, уме и душе героев романа и автора. | Умение слушать и понимать других; умение выдвигать гипотезу и её обосно-вывать. Поисковая. Исследова-ние, анализ, аргументи-рование. Смысловое чтение. Построе-ние логической цепочки рассужде-ний, анализ; истинно-сти утвержде-ний. Выводы. | Планирование учебного сотрудничест-ва: учитель- ученик, ученик- ученик. Построение речевого высказывания: формулировать обобщения и выводы по результатам изученного произведения. Построение речевого высказывания, пересказ содержания. Продуктивное взаимодейст-вие. | Формулировка своей позиции. Сотрудни-чество. Монологи-ческая и диалогиче-ская речь в соответст-вии с граммати-ческими, синтакси-ческими нормами родного языка, современ-ных средств коммуникации. Работа в парах. | Определяют цель урока. Планирование. Самоорганиза-ция: выявлять нравственные проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Самоорганиза-ция. Самоконтроль. | Целеполагание. Диалог по вопросам, умение анализиро-вать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развитие межлич-ностных отноше-ний. Принятие себя и собесед-ника. | Урок был расчитан на мыслитель-ную деятель-ность обучающих-ся. Наблюдалось использова-ние приемов привлечения внимания, заданий, формирую-щих параметры мыслитель-ных операций (анализ, син-тез, обобще-ние, конкретиза-ция). Учитель направляет движение мысли учащихся. Отслежива-лось применение знаний словесной, графической, условно-символиче-ской формы изложения материала. | |
Биология 5 класс. | Процесс питания и дыхания клетки. | Учитель использует методиче-ский прием – создание проблемной ситуации, (использует технологию проблемно-го обучен-ия). Организует условия, провоциру-ющие учеб-ную деятель-ность – из-лагает раз-личные точ-ки зрения и ставит проблемный вопрос (Почему нас волновала тема кровенос-ной системы, если нам нужно было только клеточное дыхание?) | Базовые логические действия: выявляют и характеризу-ют существенные признаки процесса объектов. (Как происходит клеточное дыхание) Проблемно-диалоговое взаимодейст-вие. | Фронталь-ная, индивиду-альная работа. Работа в группах. Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализиру-ют и делают выводы, сравнива-ют, обобщают, классифи-цируют, высказыва-ют своё мнение | Фронтальная, индивидуаль-ная работа. Работа в группах. Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифициру-ют, высказывают своё мнение | Слушают и понимают учителя и товарищей, строят речевые высказыва-ния в соответст-вии с задачей. Взаимодей-ствие в процессе групповой работы. | Планирование. | Выполне-ние задания в диалоге с учителем. Совмест-ное состав-ление пла-на работы. | Учебное занятие построено в контексте реализации системно-деятельност-ного подхода. Структура урока соответствует требованиям современного учебного занятия. Этапы урока (мотивацион-но – целевой, актуализация опорных знаний, изучение нового материала, самоконтроль и самоанализ), что соответствует требованиям ФГОС. Урок соответствует всем критериям результатив-ности урока: цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Осуществля-ется учет личностных, метапредмет-ных и предметных планируемых результатов. Использова-ны разнооб-разные фор-мы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся. Учитель владеет методически-ми приёмами создания проблемной ситуации – учитель излагает различные точки зрения, владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудниче-ства, сотвор-чества, психологи-ческого комфорта. Цель урока достигнута. Учитель направлял деятельность учащихся, а обучающиеся самостоятель-но добывали знания, активно участвуя в беседе, выстраивая логические цепочки и раскрывая проблему. |
Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам:
-
урок в начальной школе «Искусство» https://youtu.be/j-ZRH0D2GwY -
урок литературы https://youtu.be/72xO_M99WEg -
урок биологии https://youtu.be/da-UMw8zzw4