Файл: Перспективы модернизации и глобализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее очевидным примером этого является освоение новых нефтяных и газовых месторождений, а также разработка и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования. После нефтяных потрясений 1970-х годов развитым странам удалось снизить энергоемкость своего производства за счет технологических инноваций. Например, в США в 1970 году количество потребляемого топливного эквивалента (так называемого) на 1000 долларов ВВП составляло 0,7 тонны, из которых 0,3 тонны составляла нефть, по сравнению с 0,4 тоннами и 0,17 тоннами в 2000 году соответственно.23

Ожидается, что тенденция к экономии энергии на единицу продукции сохранится, но темпы роста снизятся, поскольку существует верхний предел снижения энергоемкости. Что касается использования возобновляемых источников энергии, таких как ветер, солнце, геотермальная энергия и биоэнергия, то эти виды энергии не могут заменить нефть, газ и уголь в обозримом будущем из-за их высокой капиталоемкости. Поэтому нельзя исключать возможности того, что внимание снова обратится к атомной энергетике, что политика поэтапного отказа от атомной энергетики будет пересмотрена и что атомные электростанции будут интенсивно строиться. На долю нефти приходится около 38% мирового производства энергии, газа - 23%, угля - 22%.

По прогнозам, через 10-20 лет на долю угля будет приходиться более 30%, при этом возрастает роль возобновляемых источников энергии и атомной энергетики.24 В результате относительная важность нефти и газа для удовлетворения спроса на энергоносители снизится.

Существуют разные мнения о причинах массового недоедания и о том, как его преодолеть. Некоторые эксперты объясняют эту катастрофу отсутствием производства продовольствия в соответствующей стране, другие видят причину не в низкой производительности сельского хозяйства, а в бедности и нехватке средств на покупку предметов первой необходимости. Поэтому, по мнению первых, акцент следует сделать на стимулировании развития сельского хозяйства, а по мнению вторых - на изменении социального измерения, то есть распределения социальных благ.

Короче говоря, единого ответа на вопрос о происхождении голода и недоедания не существует, тем более что существует множество примеров, подтверждающих каждую точку зрения. Это связано с тем, что продовольственная проблема является глобальной проблемой
, и ее решение зависит от процесса и характера экономической глобализации, которая сегодня все больше влияет на жизнь людей в разных странах.

Неолиберальная модель глобализации в стиле Соединенных Штатов, навязываемая богатыми государствами и контролируемыми ими международными организациями, обеспечивает "свободный" рынок для борьбы с голодом. Чем меньше государства пытаются регулировать производство продуктов питания и торговлю ими, будь то индивидуально или через международные организации, тем большую роль будет играть конкуренция на свободном рынке.

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству руководствуется этой идеей: оно направлено на "создание справедливой и ориентированной на рынок системы торговли сельскохозяйственной продукцией" и "сокращение государственной поддержки и протекционизма в сельском хозяйстве". Его цель - устранить существующие ограничения и "перекосы" на мировом сельскохозяйственном рынке, остановить накопление излишков зерна, мяса и молочной продукции, которые накапливаются во многих развитых странах, а также ликвидировать бюджетные субсидии сельхозпроизводителям и протекционизм в отношении их продукции.

Для большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой, сталкивающихся с отсутствием продовольственной безопасности, концепция глобализации является сложной. Страны, которым не хватает глобализации - например, расположенные в засушливых или холодных регионах, на бесплодных почвах, испытывающие недостаток в оросительной воде или инвестиционном капитале, - не могут быть конкурентоспособными.

Продукция страны всегда будет дороже, чем та, которая производится в благоприятных климатических условиях и с избытком капитала. Без государственных программ по защите и поддержке собственного сельского хозяйства эти страны, в которых доминирует сельское хозяйство, либо будут голодать, либо станут импортерами продовольствия. Однако, если сельское хозяйство является основой их экономики, они явно не в состоянии заработать иностранную валюту на импорт хлеба насущного. Внешняя конкуренция не позволяет им встать на ноги.

Поэтому единственный реальный способ решить проблему обеспечения миллионов голодающих людей на планете необходимым им продовольствием – это сначала развить собственное сельское хозяйство. 24


2.2. Перспективы продолжения курса глобализации и модернизации



США - демократическая страна. И есть много разных политических сил в обществе и много разных течений в организации правительства США. Поэтому, когда я использую термин "американская версия глобализации", я имею в виду только политику, проводимую федеральной администрацией США.

Как видно из книги "Глобализм: турбулентные потоки" Джозефа Стиглица, Нобелевского лауреата и давнего участника этой политики, даже в высших эшелонах самой администрации США были и остаются разногласия и разные подходы к политике. Тем не менее, я принимаю то, что реализуется, как официальный курс. О содержании политики глобализации США написано много. Помимо многих фактов, таких как экономическая некомпетентность и очевидные ошибки, некоторые из основных особенностей этой политики все еще уточняются.

Когда речь заходит об этих особенностях политики глобализации администрации США, возникают три основных вопроса: чьи интересы она представляет, к чему это привело и что нас ждет в будущем? Говоря об интересах, прежде всего, следует отметить, что основное внимание уделяется целям, которые важны только для самих Соединенных Штатов.

Более того, нынешняя политика глобализации отвечает даже не интересам Соединенных Штатов в целом, как убедительно показал Стиглиц, а интересам крупных монополистических структур, часто в международном масштабе. Поэтому мы можем сказать, что существует несоответствие между политикой американской администрации внутри Соединенных Штатов и ее собственной политикой в отношении глобализации.

Внутри Соединенных Штатов администрация поддерживает баланс между крупным, средним и мелким капиталом под давлением демократических механизмов, но внешне она в основном ориентируется только на интересы очень крупных организаций. При этом все международные организации - Международный валютный фонд, Международный банк, Всемирная торговая организация - фактически оказались соавторами, разработчиками и исполнителями политики крупного американского капитала.

Неизбежный вывод заключается в том, что своей политикой глобализации американский крупный капитал стремится отомстить за поражения, которые он потерпел в Соединенных Штатах
, чтобы защитить капитализм. Если внутреннее население Соединенных Штатов быстро перешло к постиндустриальному обществу, то благодаря своей политике глобализации американский крупный капитал хочет вернуться в Соединенные Штаты "на белом коне", если его политика глобализации увенчается успехом в мире. Лошади", и вернут Соединенные Штаты в постиндустриальную фазу, то есть к империалистическому капитализму.

Результатом этой политики является растущее противоречие между Соединенными Штатами и остальным миром, а также внутри самих Соединенных Штатов. Политика глобализации Соединенных Штатов противоречит не только интересам стран Третьего мира и других промышленно развитых стран (особенно франко-германского блока), но и тем, кто выступает против подъема крупного капитализма.

Заключение



Главная задача, стоящая сегодня перед властями, - сделать глобализацию позитивным фактором для каждого человека в мире. Это связано с тем, что, хотя глобализация предоставляет огромные возможности, ее выгоды в настоящее время распределяются очень неравномерно, а ее издержки распределяются неравномерно.

Мы признаем, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями при решении этой задачи. Вот почему глобализация может быть полностью инклюзивной и справедливой только в результате широких и последовательных усилий по формированию общего будущего, основанного на единстве человечества во всем его многообразии.

Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые учитывают потребности развивающихся стран и стран с переходной экономикой и разрабатываются и осуществляются при их эффективном участии. На основе проведенного анализа можно выделить следующие преимущества и недостатки глобализации: Положительные аспекты глобализации: быстрый технологический рост, увеличение количества и качества потребляемой продукции, создание новых рабочих мест, свободный доступ к информации, совершенствование и повышение уровня жизни;

лучшее взаимопонимание между различными культурами. Негативные аспекты глобализации: нестабильное развитие многих национальных экономик; увеличивающийся разрыв в социально-экономическом развитии между странами; расслоение общества; растущее влияние ТНК; усиление миграции; обострение глобальных проблем;


внедрение массовой культуры, потеря национальной идентичности. В целом существующая система межгосударственных структур отстает от потребностей, продиктованных стремительной глобализацией экономики. Как таковая, она не в состоянии эффективно использовать свои позитивные достижения или противостоять негативным социально-экономическим последствиям.

Прежде всего, речь идет о необходимости создания эффективных механизмов борьбы с бедностью, сокращения диспропорций в уровне жизни в отдельных странах и регионах мира, оптимизации демографии, сохранения окружающей среды, предотвращения экологических и техногенных катастроф и преодоления их последствий.

Наконец, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что глобальное сотрудничество, основанное на создании официальных или неформальных международных организаций, является важным механизмом решения проблем, вызванных процессом глобализации. Это может обеспечить стабильность глобализированного мира, добиться широкого экономического роста, обеспечить переход к рынку в бывших социалистических странах, ускорить развитие беднейших стран и решить проблемы глобализации, которые не носят экономического характера.

Список используемой литературы



1. "Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций", принятая резолюцией 55/2 Пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, восьмое пленарное заседание, 08 сентября 2000 года.

2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества: перевод с английского - К.: Весь мир, 2004 - 188 с.

3.Богомолов О.Т. Анатомия мировой экономики: учебник. - К.: Академкнига - 2004 г. - 216 с.

4.Горбачев М.С. Край глобализации: комплексные проблемы современного развития. - К.: Альбина Паблишерз. - 2003.- 592 с.

5. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: курс лекций. - 3-е изд. - К.; Союз - 2003. - 768 с.

6. Экономическая глобализация и внешнеэкономические связи России. - К.: Республика, - 2004. - 448 с.

7. абралова А. Глобальное технологическое пространство и национальная экономика. // Общество и экономика. - 2004. - № 3. - с. 149-153.

8. Бельчук А.И. Глобализация и будущее отношений между цивилизациями. // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 7. - с. 13-17.