Файл: Задание 1 Работа в группах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 5. Сформулируйте вопросы и задания к стихотворению С.А. Есенина «С добрым утром!», организующие его стилистический анализ.

Задание 1

Работа в группах.

Учитель: Давайте понаблюдаем, с помощью,  каких  выразительных  средств  языка  автор создаёт такие природные образы? Приведите примеры из текста.

Изобразительно-выразительные средства, использованные

  С. А. Есениным при создании стихотворения  «С добрым утром»

Перечень троп

Значение термина

Пример

1 группа

Эпитет

Образное определение, обладающее особой выразительностью, передающее чувство автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете.




2 группа

Олицетворение

Когда неодушевлённому предмету, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку - дар речи, способность мыслить и чувствовать.






















3 группа

Метафора

Скрытое сравнение, когда слова или выражения, употреблённые в переносном значении, сближены по сходству их значений. Перенос качеств одного явления на другое.




4 группа

Аллитерация

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления её выразительности.




5 группа

Оксюморон

Словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу.





1 группа

Учитель: Какие эпитеты вы нашли? Какую роль они играют в стихотворении?

Дети: Эпитеты «золотые»«серебряные»«шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную. Мы считаем, что эпитеты помогают более ярко представить образ наступающего утра.

 2 группа

Учитель: Для чего поэт использует олицетворения? С помощью, каких слов одушевляет явления природы?

Дети: Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью олицетворений.

3 группа

Учитель: Какие метафоры вы нашли? Зачем поэты применяют метафоры?

Дети Мы считаем, что метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует неподвижную водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых облачков на востоке.  Метафоры,  как и эпитеты, помогают понять нам, более  ярко представить  картину раннего утра.

4 группа

Учитель: С помощью, каких звуковых повторов согласных звуков в стихотворении создаётся ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде, образ лёгкого утреннего ветерка? Как называется этот приём? Дети: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова- при прочтении этих строк ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. В словах «шелестят», «сережки», «шепчет»,  «шаловливо» звуки [ш],[с], создают  звуковой образ легкого,  еле слышного ветерка. Такой приём называется аллитерация.

5 группа

Учитель: Что такое оксюморон по Ожегову? Что вы отнесли к оксюморону?

Дети:  Горят  росы.

Учитель: Почему они горят?

Дети: Переливаются в лучах солнца.

Задание 2

- Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.

Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: «золотые», «румянит», «зелёные»,«серебряные», «перламутром».



Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

У. А теперь попробуйте передать настроение стихотворения с помощью красок. Учащиеся на листе акварельной бумаги закрашивают «лучики» в виде цветовых полос. Работают под музыку. Ф. Шопен. Ноктюрн № 2 Фрагмент

Затем «лучики» прикрепляются к солнышку на доске. Учащиеся обсуждают общее настроение класса (цвета).

Задание 3

Самостоятельное чтение с выполнением заданий по 3 уровням сложности.

Задания записаны на доске:

1) Прочитайте без книги строчки, которые вы запомнили (Для слабых учеников.)

2) Какие краски вы использовали бы для рисования картинки к этому тексту? (Для средних учеников: розовую, зелёную, белую, голубую, жёлтую.)

3) Выпишите в «Поэтическую тетрадку» олицетворения. (Для сильных учеников: задремали звёзды, задрожало зеркало, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива шепчет.)
- Какое настроение создаёт это стихотворение? (Радостное.)

- Найдите слова, передающие настроение автора. (Когда задремали звёзды и наступило утро, радостно проснулись берёзки -улыбнулись, растрепали шёлковые косы.)

- Обратите внимание на крапиву. Прочитаем вместе последнее четверостишие.

- Какое вы сделали для себя открытие?

Дети. «Крапива обрядилась ярким перламутром» и «шепчет шаловливо: “С добрым утром!”»

- Какой приём применил автор? (Олицетворение.)

играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои

права.

__ Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? Разберём по строфам.

Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.

2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

У. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.


У __ Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?

(Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали)

У.__ С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?

(Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими).

Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.
Анализ стихотворения "С добрым утром!"

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1914 году.

Тема: приход утра.

Жанр: пейзажная лирика.

Стихотворение состоит из трёх строф, связанных между собой общей темой - наступлением утра.

В первой строфе поэт рассказывает о засыпающих звездах, давая понять, что ночь подошла к концу. И вот уже свет близкого солнца румянит небосвод.

Во второй строфе Есенин обращается к своим любимым берёзкам и рассказывает об их пробуждении.

Третья строфа отличается от первых эмоционально, она озорная и весёлая. В ней поэт говорит о крапиве и заставляет это простое и сорное растение пожелать читателям доброго утра.

Автор щедро использовал олицетворения и эпитеты, рисуя картину живой природы, всё в которой оказывается живым, имеющим собственные чувства и эмоции.

Это нежное отношение к природе свойственно Есенину и его можно увидеть практически в любом стихотворении поэта.

Стихотворный размер: хорей.

Рифмовка перекрёстная АВАВ.
Средства художественной выразительности в стихотворении "С добрым утром!"
Эпитеты: 
звёзды золотые, сонные берёзки, зелёные серёжки, серебряные росы, ярким перламутром, шепчет шаловливо.
Метафоры: зеркало затона, сетку небосклона, шёлковые косы, горят росы, обрядилась перламутром.
Олицетворения: задремали звёзды, улыбнулись берёзки, крапива шепчет.