ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 5. Сформулируйте вопросы и задания к стихотворению С.А. Есенина «С добрым утром!», организующие его стилистический анализ.
Задание 1
Работа в группах.
Учитель: Давайте понаблюдаем, с помощью, каких выразительных средств языка автор создаёт такие природные образы? Приведите примеры из текста.
Изобразительно-выразительные средства, использованные
С. А. Есениным при создании стихотворения «С добрым утром»
Перечень троп | Значение термина | Пример |
1 группа Эпитет | Образное определение, обладающее особой выразительностью, передающее чувство автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. | |
2 группа Олицетворение | Когда неодушевлённому предмету, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку - дар речи, способность мыслить и чувствовать. | |
| | |
| | |
3 группа Метафора | Скрытое сравнение, когда слова или выражения, употреблённые в переносном значении, сближены по сходству их значений. Перенос качеств одного явления на другое. | |
4 группа Аллитерация | Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления её выразительности. | |
5 группа Оксюморон | Словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу. | |
1 группа
Учитель: Какие эпитеты вы нашли? Какую роль они играют в стихотворении?
Дети: Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную. Мы считаем, что эпитеты помогают более ярко представить образ наступающего утра.
2 группа
Учитель: Для чего поэт использует олицетворения? С помощью, каких слов одушевляет явления природы?
Дети: Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью олицетворений.
3 группа
Учитель: Какие метафоры вы нашли? Зачем поэты применяют метафоры?
Дети Мы считаем, что метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует неподвижную водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых облачков на востоке. Метафоры, как и эпитеты, помогают понять нам, более ярко представить картину раннего утра.
4 группа
Учитель: С помощью, каких звуковых повторов согласных звуков в стихотворении создаётся ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде, образ лёгкого утреннего ветерка? Как называется этот приём? Дети: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова- при прочтении этих строк ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. В словах «шелестят», «сережки», «шепчет», «шаловливо» звуки [ш],[с], создают звуковой образ легкого, еле слышного ветерка. Такой приём называется аллитерация.
5 группа
Учитель: Что такое оксюморон по Ожегову? Что вы отнесли к оксюморону?
Дети: Горят росы.
Учитель: Почему они горят?
Дети: Переливаются в лучах солнца.
Задание 2
- Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.
Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: «золотые», «румянит», «зелёные»,«серебряные», «перламутром».
Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.
У. А теперь попробуйте передать настроение стихотворения с помощью красок. Учащиеся на листе акварельной бумаги закрашивают «лучики» в виде цветовых полос. Работают под музыку. Ф. Шопен. Ноктюрн № 2 Фрагмент
Затем «лучики» прикрепляются к солнышку на доске. Учащиеся обсуждают общее настроение класса (цвета).
Задание 3
Самостоятельное чтение с выполнением заданий по 3 уровням сложности.
Задания записаны на доске:
1) Прочитайте без книги строчки, которые вы запомнили (Для слабых учеников.)
2) Какие краски вы использовали бы для рисования картинки к этому тексту? (Для средних учеников: розовую, зелёную, белую, голубую, жёлтую.)
3) Выпишите в «Поэтическую тетрадку» олицетворения. (Для сильных учеников: задремали звёзды, задрожало зеркало, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива шепчет.)
- Какое настроение создаёт это стихотворение? (Радостное.)
- Найдите слова, передающие настроение автора. (Когда задремали звёзды и наступило утро, радостно проснулись берёзки -улыбнулись, растрепали шёлковые косы.)
- Обратите внимание на крапиву. Прочитаем вместе последнее четверостишие.
- Какое вы сделали для себя открытие?
Дети. «Крапива обрядилась ярким перламутром» и «шепчет шаловливо: “С добрым утром!”»
- Какой приём применил автор? (Олицетворение.)
играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои
права.
__ Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? Разберём по строфам.
Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.
2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
У. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.
У __ Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?
(Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали)”
У.__ С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?
(Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими).
Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.
Анализ стихотворения "С добрым утром!"
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1914 году.
Тема: приход утра.
Жанр: пейзажная лирика.
Стихотворение состоит из трёх строф, связанных между собой общей темой - наступлением утра.
В первой строфе поэт рассказывает о засыпающих звездах, давая понять, что ночь подошла к концу. И вот уже свет близкого солнца румянит небосвод.
Во второй строфе Есенин обращается к своим любимым берёзкам и рассказывает об их пробуждении.
Третья строфа отличается от первых эмоционально, она озорная и весёлая. В ней поэт говорит о крапиве и заставляет это простое и сорное растение пожелать читателям доброго утра.
Автор щедро использовал олицетворения и эпитеты, рисуя картину живой природы, всё в которой оказывается живым, имеющим собственные чувства и эмоции.
Это нежное отношение к природе свойственно Есенину и его можно увидеть практически в любом стихотворении поэта.
Стихотворный размер: хорей.
Рифмовка перекрёстная АВАВ.
Средства художественной выразительности в стихотворении "С добрым утром!"
Эпитеты: звёзды золотые, сонные берёзки, зелёные серёжки, серебряные росы, ярким перламутром, шепчет шаловливо.
Метафоры: зеркало затона, сетку небосклона, шёлковые косы, горят росы, обрядилась перламутром.
Олицетворения: задремали звёзды, улыбнулись берёзки, крапива шепчет.