Файл: Конспект урока по обществознанию 11 класс Тема урока Демографическая ситуация в современной России. Тип урока комбинированный.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План конспект урока по обществознанию 11 класс
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».
Тип урока: комбинированный
Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России, развитие умения совместными усилиями анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение.
Планируемые результаты ( предметные): владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.
Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.
Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Полная семья. Неполная семья. Депопуляция. Инфантилизация подрастающего поколения.
Образовательные ресурсы:
-
Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов; под ред Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013. -
Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания /под ред. Т. В. Болотина. – М.: АПК и ППРО, 2010.
Оборудование: (тексты 1, 2, 3); учебник, результаты переписи, проектор, экран, результаты соц. опросов.
Организационная структура урока
Вводная часть
-
Мотивационный блок. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем обсуждать очень важную и актуальную для каждого россиянина тему (слайд 1, 2). Учащиеся по слайду определяют тему урока.
«Демографическая ситуация в современной России».
На уроке мы попытаемся проанализировать несколько кейсов (текстов) и выработаем совместное решение по данным проблемам.
Для начала определимся что значит «демография» слайд2
Учитель озвучивает совместно с учениками формулирует ожидаемые результаты деятельности, класс делит на группы, устанавливает правила работы, определяет роли, напоминает о системе оценивания презентаций.
( Проанализировать демографическую ситуацию в России, на Кавказе, в РСО-Алания определить причины, сравнить с общемировой демографической ситуацией, определить причины. По предоставленным материалам )
Основная часть
-
Проблемно-информационный блок (этап организации совместной деятельности).
Учащиеся каждой из групп по очереди представляют свой анализ демографической ситуации, вариант решения проблемы. После каждого выступления возможна дискуссия с участием представителей других групп. Учитель организует и направляет общую деятельность групп.
-
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
- Как выглядит современная демографическая ситуация в России? Слайд №3
(Таблица «Идеальное и реальное число детей на одну женщину»)
-
Сокращение населения. Почему? (Население не воспроизводится.)
- Сколько детей должно быть в семье? (Не менее 2-3)
2) сокращение трудоспособного населения. (учебник,§ 17. Современная демографическая ситуация в РФ.)
3) Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.
4) Инфантилизация подрастающего поколения.
-
Тенденции развития семьи в современной России.
Как вы считаете, находятся семья и семейные ценности в состоянии кризиса или нет?
Каковы тенденции современной семьи? (самостоятельная работа: Учебник § 17, тенденции развития семьи в современной России.)
дополнительного раздаточного материала учителя и своего, найденного самостоятельно в интернете.
- Есть ли выход из этой ситуации? На основе данной концепции, своего юношеского оптимизма и творческих способностей вы должны составить и презентовать проект «Как помочь российской семье?». Вы можете нарисовать плакат, составить коллаж, написать тезисы. Используя старые газеты и журналы, фломастеры. Время на обсуждение и выполнение проекта – 15 минут. Презентация проекта – 2 минуты. Вывесить все проекты.
Из Конвенции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрен Правительством России в сентябре 2011 г.)
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни;
- увеличения репродуктивного здоровья населения;
- улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
- всестороннее укрепление семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
- создание условий для самореализации молодёжи;
- обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставления материальной помощи при рождении ребёнка.
В области миграции и расселения:
- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ;
- повышение эффективности использования миграционных потоков путём достижения соответствия их объёмов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;
- обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.
1) Назовите основные цели демографической политики РФ.
2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?
3) оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.
Презентация проектов.
Заключительная часть.
-
Аналитический блок и оценивание.
Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций, задают вопросы, которые возникли в ходе урока . Формулирование основных выводов
Анализ проделанной работы и оценивание выступлений (презентаций)
- Не всё потеряно, будущее – за молодыми российскими семьями!
Какие проблемы современной семьи были выявлены и как их разрешить .
Как они повлияют на демографическое положение в России
Я не согласен с ……………………………………………
Демографическая ситуация в России
Эксперт Центра, Кравченко Л.И.
Занимая первое место в мире по площади территории, Россия стремительно теряет свои позиции на демографическом поле. Если в 1991 г. по численности населения РФ была на 6 месте, то в 2012 г. – 10 место, к 2050 г. Россия займет 14 место [1]. Сокращение численности населения при такой огромной территории создает угрозы в первую очередь территориальной целостности государства. Ситуация очевидна: страна переживает демографический кризис. Но открытым остается вопрос: какими факторами и причинами он обусловлен и затрагивает ли он все население или носит избирательный характер?
Анализу этой проблемы посвящено данное исследование.
Демографическая проблема в России обсуждается давно. С середины 90-ых в стране наблюдалась убыль населения. В 2010 г. был остановлен процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек. (Рис.1).
Рис.1. Численность населения России 1990-2013 гг., в млн. ч.
Увеличение численности населения при сохраняющейся естественной убыли было обеспечено миграционным сальдо. В 2013 году по данным Росстата Россия впервые преодолела естественную убыль населения. Однако динамика изменения естественного прироста демонстрирует превышение рождаемости над смертностью только в нескольких федеральных округах России. Остается открытым вопрос – за счет кого произошло это «демографическое чудо»? Имеет ли оно этнические и конфессиональные корни или обусловлено материальными факторами (экономическим благополучием регионов)?
До 2009 г. единственным федеральным округом с положительным сальдо рождаемости оставался Северо-Кавказский. В 2012 г. число таких федеральных округов увеличилось до четырех: Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Прирост в Дальневосточном федеральном округе обусловлен увеличением прироста в республике Саха (этнический состав: якуты – 49%, русские - 30%). В Сибирском федеральном округе прирост на 44% обеспечен приростом населения в республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтай, на 56 % за счет областей с долей русского населения 83-88%. В Уральском федеральном округе положительное сальдо достигнуто преимущественно за счет Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (доля русского населения - 63,5% и 59,7% соответственно). (Рис.2). В I полугодии 2013 года динамика сохранилась.