Файл: Контрольные вопросы в чем состоит специфика культурологии как науки Дайте определение культурологии. С какими науками можно выделить связь культурологии Дайте определение понятию культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные вопросы:

  1. В чем состоит специфика культурологии как науки? Дайте определение культурологии.


  2. С какими науками можно выделить связь культурологии?


  3. Дайте определение понятию «культура». Каким образом происходило становление понятия «культура»?


  4. Что такое объект и предмет культурологии?


  5. Что такое эмпирический и теоретический уровень культуры?


  6. В чем отличие фундаментальной и прикладной культурологии?


  7. Что входит в структуру культурологии?


  8. Назовите основные функции культуры. Что такое феномен манкуртизма?


  9. Что такое культурная статика и культурная динамика? Какие элементы выделяют в культурной статике и культурной динамике?


  10. Что можно отнести к отраслям культуры?


  11. Какие существуют типы культур?


  12. Что такое формы культуры? Какие можно выделить? Чем отличаются друг от друга элитарная, народная и массовая культуры?

13. Что можно отнести к видам культуры? Чем отличаются субкультура и контркультура, городская и сельская, обыденная и специализированная культур? Что такое инкультурация и социализация?


14. Дайте определение понятию «цивилизация». В чем отличие цивилизации и культуры?


15. Что такое культурные нормы? Что к ним можно отнести?


16. Что относится к агентам и институтам культуры?

Культура понимается как…

«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей».

«Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. М. Лотман);

«Вся совокупность небиологических проявлений человека»;

«Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон);


Выполните задания:

1. В каких смыслах употребляется слово «культура» в следующих высказываниях, согласны ли вы с ними?

Мир культуры и мир человека – это одно и то же.

Культура поведения существует там, где царит нравственность.

Быт людей и культура – это непересекающиеся области жизни.

Поп-культура – это не культура.

Сферами общественной жизни являются экономика, политика, культура.

Мир человека, его бытие – это и есть культура. Сам термин «культура» (лат. cultura) изначально означал «обработка, возделывание». Культура – это трансляция, воспроизводство совокупного человеческого опыта, его образцов и форм, через которые образовывается и формируется человек. Сюда входит пространство и время, телесность, сознание, мировоззрение в целом. Культура представляет собой результат взаимодействия человека с миром, образует, по выражению немецкого философа Ф. Шеллинга, вторую природу человека.

2. Познакомьтесь с высказыванием Н. А. Бердяева о культуре из его работы «Смысл истории».

«Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах; добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту – в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях…».

Скажите, о каких функциях культуры говорится в этом высказывании.

О какой функции культуры идет речь в каждом из приведенных отрывков?

Пленный йоруба (народы, населяющие западную африку) послал своей жене камень, кусочек древесного угля, перец и несколько сухих зерен кукурузы, завернутых в тряпицу. Тем самым он хотел сказать: «Мое тело затвердело, как камень, будущее черно, как уголь, душа горит огнем (перец), тело иссохло, как зерно кукурузы, мое платье превратилось в лохмотья».

В традиционном индийском обществе считалось, что замужней женщине следует избегать общества побирушек, странствующих буддийских монахинь, предсказательниц судеб и ведьм. Вообще ей не следует без согласия мужа приглашать гостей или принимать приглашения, посещать свадебные церемонии, храмы богов, а также беседовать с подругами.



Иные люди считают нужным нищенствовать и настырно попрошайничать. Претендующий на это проклят, ибо разрешено зарабатывать ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час, но запрещено попрошайничество и нищенство.

Распределите следующие понятия: закон, правопорядок, добро, грех, юрисдикция, справедливость, молитва, договор, зло, собственность, свобода совести, доверие, благодарность, суверенитет, референдум, раскаяние, совесть, преступление, стыд, любовь, причастие, дееспособность, епархия, канонизация, суеверие, джихад, устав, свобода слова – на три группы:

1) понятия, относящиеся к правовой сфере;

2) понятия, относящиеся к морально-нравственной сфере;

3) понятия, относящиеся к религиозной сфере.

Соотнесите содержание понятий: Отрасль культуры, тип культуры, форма культуры, вид культуры

Политическая культура, английская культура, массовая культура, педагогическая культура, контркультура, культура принятия пищи, экономическая культура, культура земледельцев, народная культура, городская культура, элитарная культура.

Познакомьтесь с отрывком из работы Н. А. Бердяева «Философия неравенства».

«Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа.

Истоки еѐ сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Еѐ происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа.


Культура всегда идѐт сверху вниз, путь еѐ аристократический. Цивилизация идѐт снизу вверх, путь еѐ буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия».

 Выделите в отрывке из работы Н. А. Бердяева черты, характеризующие культуру и цивилизацию.

 Чем, по мнению автора, принципиально отличаются культура и цивилизация.

Выполните тест:

1.Культурология как самостоятельная наука выделилась из состава гуманитарного знания в

а) XII веке, б) VII веке, в) XIX веке, г) XX веке

2. Понятие «культура» было введено в научный обиход

а) Платоном, б) Цицероном, в) Сократом, г) Демокритом

3. Термин «цивилизация» означает

а) уровень общественного развития, б) ступень общественного развития, следующая за варварством,

в) высокоразвитое общество, основанное на разумных началах, справедливости,

г) данное понятие используется в научной литературе во всех перечисленных смыслах, в зависимости от взглядов автора.

4. Нормы участвуют в реализации

а) адаптивной функции культуры; б) регулятивной функции культуры;

в) коммуникативной функции культуры; г) познавательной функции культуры.

5. Признание ценности человека как личности называется

а) альтруизмом, б) эгоизмом, в) гедонизм, г) гуманизмом.

6. К материальной культуре относятся

а) жилище и транспорт, б) философские идеи, в) этика и мораль, г) мифология и религия.

7. Процесс вхождения индивида в общество и культуру, освоение им социокультурного пространства называется

а) культурогенез, б) инкультурация, в) адаптация, г) интенсификация

8. Определил культуру как «созданную человеком «вторую природу»


а) М. Т. Цицерон, б) И. Г. Гердер, в) Г. Ф. В. Гегель, г) Э. Б. Тайлор.

9. Слово культура:

а) в переводе с древнегреческого означает красота, гармония;

б) переводится с латыни как обработка, возделывание;

в) заимствовано из итальянского и означает поклонение.

10. Географический район, где находятся сходные в общих чертах культуры – это

а) культурные универсалии;

б) диффузия культуры

в) культурный ареал.

11. К глобальным проблемам человечества можно отнести …

а) духовное обнищание планетарного масштаба

б проблемы общемировых экономических кризисов

в) проблемы, охватившие весь мир, касающиеся всех, проблемы, от решения которых зависит жизнь и судьбы всех людей без исключения +

12. Фундаментальная культурология

а) изучает общие закономерности протекания социокультурной жизни *

б) разрабатывает основы государственной, социальной и культурной политики

в) изучает человека как субъект культуры

13. Феномен манкуртизма – это:

а)совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества;

б)потеря исторической памяти;

в)предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Д.з. Написать эссе.

Может ли быть «священной» война? Для чего нужна массовая культура? Прогресс цивилизации – благо или зло?