Файл: Рабочая программа составлена на основе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;
— называть границы биосферы;
— приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных
природных зонах;
— различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
— объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;— сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;— применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
— приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).


Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.



Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия

— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;


— оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео​графического исследования;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;


— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

— владеть способами самоконтроля и рефлексии;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
6 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1.

История
географических открытий

6

1

2




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;
характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия);
сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
сравнивать географические карты (при выполнении практической работы № 3);
представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении практической работы № 1); находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы (при выполнении практической работы № 2);
выбирать способы представления информации в картографической форме (при выполнении практических работ № 1);

Устный опрос; Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»


http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm

http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm.

www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/192.phpь

электронный учебник

https://mygeograph.ru/uchebnik-geografii-5-6-klass-a-i-alekseev-skachat-besplatno/

Электронный учебник онлайн

http://лена24.рф/География_5-6_класс_Алексеев/index.html

Раздел 1. Изображения земной поверхности

1.1

Планы местности

6




3




Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы №1);
определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1);
ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности;
составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 2); проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы № 2); объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели (привыпонении практической работы № 2);


Письменный
контроль;
Устный опрос; Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»



Электронное приложение к учебнику: электронный учебник

https://mygeograph.ru/uchebnik-geografii-5-6-klass-a-i-alekseev-skachat-besplatno/

Электронный учебник онлайн

http://лена24.рф/География_5-6_класс_Алексеев/index.html

1.2

Географические карты

6

1

2




Различать понятия «параллель» и «меридиан»;
определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении
практических работ № 1, 2);
определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;
объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;
различать понятия «план местности» и «географическая карта»;
применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС);

Письменный
контроль;
Устный опрос; Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»



электронный учебник

https://mygeograph.ru/uchebnik-geografii-5-6-klass-a-i-alekseev-skachat-besplatno/

Электронный учебник онлайн

http://лена24.рф/География_5-6_класс_Алексеев/index.html




Итого по разделу

12




Раздел 2. Оболочки Земли



.1.

Литосфера

5

1

2




различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного
происхождения;
классифицировать изученные горные породы по происхождению;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения;
различать горы и равнины;
классифицировать горы и равнины по высоте;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности;
приводить примеры полезных ископаемых своей местности;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации;
применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе;
в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной

презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи;

Письменный
контроль;
Устный опрос; Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»;



электронный учебник

https://mygeograph.ru/uchebnik-geografii-5-6-klass-a-i-alekseev-skachat-besplatno/

Электронный учебник онлайн

http://лена24.рф/География_5-6_класс_Алексеев/index.html
http://www.geopsiti.com/ru

http://school-collection.edu.ru/

электронный учебник Начальный курс географии. 6 класс. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Автор учебного материала Петрова Н. Н.

http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm.

2.2

Атмосфера

7

1

3




описывать строение атмосферы;
сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура воздуха, влажность, запылённость);
сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура воздуха, влажность, запылённость);
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
определять амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений температуры воздуха по статистическим данным; устанавливать зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение года на примере своей местности на основе представленных данных;
определять различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте над уровнем моря при решении практико-ориентированных задач;
различать виды облаков и связанные с ними типы погоды; проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер); различать относительную и абсолютную влажность воздуха;
называть причины образования облаков, тумана;
различать виды атмосферных осадков;
объяснять направления дневных и ночных бризов, муссонов;
различать понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»;
объяснять годовой ход температуры воздуха на разных географических широтах;
объяснять влияние различных климатообразующих факторов на климат отдельных территорий; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
различать климатические пояса Земли;
приводить примеры стихийных явлений в атмосфере;
приводить примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
систематизировать географическую информацию в разных формах (при выполнении практической работы №1);
устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении практической работы № 2);

систематизировать географическую информацию в разных формах (при выполнении практической работы №3);
использовать географические вопросы для изучения глобальных климатических изменений; оценивать достоверность имеющейся информации;
выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях; находить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности;

планировать организацию совместной работы по исследованию глобальных климатических изменений; выражать свою точку зрения по проблеме глобальных климатических изменений;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

Письменный
контроль;
Устный опрос; Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»;



электронный учебник

https://mygeograph.ru/uchebnik-geografii-5-6-klass-a-i-alekseev-skachat-besplatno/

Электронный учебник онлайн

http://лена24.рф/География_5-6_класс_Алексеев/index.html

http://school-collection.edu.ru/