Файл: Конспект внеклассного мероприятия сей добро, посыпай добром, жни добро, одолей добром!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«СЕЙ ДОБРО, ПОСЫПАЙ ДОБРОМ, ЖНИ ДОБРО,

ОДОЛЕЙ ДОБРОМ!»

(к 220-летию со дня рождения В.И. Даля)

Форма проведения: устный журнал.

Целевая аудитория: учащиеся 6-10 классов.

Цель: познакомить учащихся с биографией В.И.Даля; приобщить их к творческой деятельности Казака Луганского; дать представление о культурной жизни той эпохи, когда жил В.И.Даль; показать величие гения, его значение в лингвистике и литературной среде; познакомить со «Словарём живого великорусского языка»; прививать интерес к изучению русского языка, к устному народному творчеству.

Оборудование: презентация, выставка книг В.И.Даля, портрет В.И.Даля (рисунок ученицы 7 класса).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучат фанфары. Выходят дети в русских национальных костюмах, с хлебом и солью)

1 ученик: Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

Знания вам да радости!

Давно мы вас поджидаем,

Праздник не начинаем.

2 ученик: Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

3 ученик: То сучья золотых стволов,

Как свечи теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной.

Учитель: Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все, кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя Владимира Ивановича Даля, нашего земляка, чей юбилей отмечаем мы в этом году. Даль всю свою жизнь посвятил русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре. В.И. Даль - настоящий труженик и сеятель добра. Поэтому, наш устный журнал назван одной из пословиц этого великого человека: «Сей добро, посыпай добром, жни добро, одолей добром!» И открываем мы наш журнал стихотворением нашей ученицы:

Когда уж осень близилась к финалу

И стаи птиц лететь стремились в даль.

У лекаря-датчанина в Луганске

Родился сын – Владимир Даль.

Он позже станет очень знаменитым.

«Казак Луганский» будет себя звать.

Ну, а к труду любовь и уваженье

Ему привьёт заботливая мать.

Закончит он морской кадетский корпус.

На флоте будет мичманом служить.

Потом пойдёт учиться в медицинский,

Чтоб, как отец, врачом хорошим быть.


Его талантов всех не перечислить:

Писатель, сказочник, моряк, лингвист,

Создатель словаря и двух учебников,

Военный врач и русский фольклорист.

Его словарь толковый знает каждый.

На сказках и пословицах растём.

Скороговорки, игры и загадки

К нам с детства вместе с Далем входят в дом.

Гордимся земляком своим великим.

Он нам богатство языка сумел открыть.

И через двести лет Казак Луганский учит:

Любить родной язык и Родину любить.
1 ученик: В шестой школе, во школе во славной,

Во палате этой белокаменной

Собирались гости званые,

Гости званые и желанные

2 ученик: Дорогие гости, здравствуйте!

Не всех назовем по имени,

А всем низко кланяемся.

Все: Здравствуйте! (низко кланяются)

3 ученик: Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем!

(Кланяются и отдают каравай)

1 ученик: О, гости достопочтенные!

Пойдут пусть речи здесь светлые и в памяти останутся

2 ученик: Скрепите ум силою своею,

Поострите сердце мужеством!

Быть вечеру великому!

3 ученик: Спешить - не спешите,

Нас послушайте,

Чтобы путь себе верный, прямоезжий избрать!

1 ученик: А потому пора к беседе уже приступать о великом муже земли Русской, о создателе словаря «Толкового живого великорусского языка», о Владимире Ивановиче Дале!

2 ученик: Так отправимся же в путешествие по следам деяний Далевых!

У нас для каждого найдется местечко и словечко,

Припасли мы знаний на всякий вкус!

Кому - правда, кому – сказка, кому - песенка!

(исполняется народная песня «Во горнице»)

Страница 1. «Мое Отечество»

Ведущий 1: Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.

Ведущий 2: Отец Владимира Ивановича, Иоганн Даль, был сыном офицера датской королевской армии. Он преуспел в науках: рано окончил школу, учился в университете в Германии. Блестяще знал языки: немецкий, английский, французский, русский, латынь и греческий.

Ведущий 1: Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина II пригласила Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Это было в середине 80-х годов XVIII века.

Ведущий 2: Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России, но он хотел выбрать самую полезную специальность, чтобы быть полезным России. В те годы было в стране мало врачей. Иоганн Даль решил себя посвятить медицине.



Ведущий 1: С этой целью он отправился снова в Германию, где получил диплом доктора медицины и, вернувшись в Россию, больше никогда ее не покидал. С тех пор и имя свое он стал писать на русский лад Иван Матвеев, сын Даля.

Ведущий 2: В Петербурге он женился на Марии Фрейтаг, дочери служившего в ломбарде чиновника.

Ведущий 1: Молодая семья поселилась в Гатчине, где Иван Матвеевич был определен лекарем в полк, которым командовал сам Павел I.

Ведущий 2: Уволившись в отставку, Даль-отец служил затем до конца своей жизни лекарем сначала в Луганске, а затем - Николаеве.

Ведущий 1: Мать Владимира Даля, Мария Ивановна Фрейтаг, была хорошо образована, как и супруг, свободно владела пятью языками. Увлечение языками

было общей семейной страстью. Детей она учила всему сама (только математику и рисование преподавали педагоги).

Ведущий 2: Про мать Даля известно также, что она была музыкальна, обладала «голосом европейской певицы», играла на фортепиано. Даль вырос в доме, где звучала музыка и пение – это немало значит.

Ведущий 1: Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование они получали дома. Ласковая и мягкая по натуре, всегда ровная в обращении, Мария Ивановна любила детей, но никогда не баловала их. А дети больше всего на свете боялись огорчить мать.

Ведущий 2: Мария Ивановна была веселая, добрая и шумливая хлопотунья. Все ладилось у нее в руках, и всему она могла научить легко и без принуждения.

Ведущий 1: Через много лет, став взрослым, Владимир Иванович Даль часто говорил, что всем обязан матери, приручившей его с детства ко всякой работе.

Ведущий 2: В семье всегда говорили по-русски. Отец “при каждом случае напоминал детям, что они русские. «Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, - все это рождало в детях «чувство языка».

Ведущий 1: 16-летним юношей оказавшись в Европе, Владимир Даль попал не в какую иную страну, а именно в Данию. Что чувствовал юноша, оказавшись на родине своих предков, расскажет он сам.

(Появляется Даль. Он в накинутой на плечи шинели)

Даль: Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же парах окончательно убедился в том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков. Я понял, что моя родина – Россия. (уходит)


Ведущий 2: Жизнь Владимира Ивановича была яркой и насыщенной. Сначала он учился в Петербургском морском кадетском корпусе, а затем - на медицинском факультете Дерптского университета.

Ведущий 1: Служил офицером на флотах Черноморском и Балтийском, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновником при Оренбургском военном округе. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, не раз отличался в сражениях.

Страница 2. «Главный день его жизни»

Даль: Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус. Здесь я составил свой первый словарь кадетского жаргона из 34 слов. 3 марта 1819 года мы были выпущены мичманами.

(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)

Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся?

Даль (застегивая шинель): А доберемся в такую-то пургу?

Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.

Даль: Как это “замолаживает”?

Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.

Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

(Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)

Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.

Ведущий 2: Летят сани по снежному полю, метет низовка, а мичману уже не холодно. И не потому, что замолаживает, заволакивает тучами небо – когда еще пройдет ненастье, отпустит мороз! – а потому, что задумался мичман о своем, залетел смелой мыслью далеко за край бескрайнего поля. И про холод забыл.

Ведущий 1: Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву, где-то у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах, человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница – какая малость, но, как говорил Пушкин, «понемногу сокровища растут». Это было рождение «Толкового словаря».

Ведущий 2: И еще один главный день в жизни Даля случился через 10 лет. Зимой 1829 года Даль оказался на фронте. Шла война с Турцией.

Ведущий 1: Врач В.И. Даль оперировал, лечил, перевязывал. И был у Даля свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд, с горбами, с тяжелыми, мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.

Ведущий 2: Далю верблюд был дороже золота. Он возил не поклажу, а 10 лет жизни. Верблюд был нагружен тетрадями со словами. Но во время боя он пропал.


Ведущий 1: Даль перевязывал раненых, а когда вернулся в обоз – верблюда нет. Даль признавался потом, что осиротел с пропажею своих записок.

Ведущий 2: Через неделю казаки привели отбитого верблюда. Туркам не понадобилось 10 лет жизни Даля. Слова были целы.

Ведущий 1: Даль обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев.

Ведущий 2: Может, и хорошо, что пропали записки. Он понял, что не увлечение это было, а призвание. Так «золотой верблюд» укрепил решение Даля – заниматься собиранием слов.

Ученик 1: Даль на войне не забывал:

Всегда словечки собирал.

В толпе солдат время часто проводил,

Чтоб бывалый человек словечком удивил.

Записей со словами так много оказалось,

Что Далю ничего не оставалось,

Как верблюда для себя канючить,

Чтоб его тюками с тетрадями навьючить.

Ученик 2: Однажды верблюд в плен попал,

Даль очень горевал, что его труд пропал.

Но солдаты верблюда от врага отбили

И хозяину поклажу возвратили.

На тетради противник не позарился

И верблюд восвояси отправился.

Был очень доволен Даль:

Отступила сразу его печаль.

Страница 3. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Ведущий 1: Владимир Иванович край Луганский прославил,

Он толковый словарь составил.

«Нет равных его словарю!»

Я уверенно об этом говорю.

Ведущий 2: Собрал человек слова…

О них поведал сполна.

Ведущий 1: Мы в школе общество далеведов создали.

Хотим, чтоб ребята вам все рассказали.

1 ученик: Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство

Держа в руках свой потайной фонарь.

2 ученик: На всех словах – события, печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века, вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

3 ученик: Век заедать. Век заживать чужой…»

В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Ведущий 2: Далев словарь хранит много старых, не потерянных народом слов. Часто мы хорошо знаем названия обиходных предметов, а вот отдельные части этих предметов не всегда нам известны…

(Стоят стол и табурет. На столе нож с деревянной колодкой. Выходит девочка, одетая старушкой, садится у стола, вяжет носок. Вбегают девочка и мальчик. В руках у мальчика топорище и отдельно от него головка топора. У девочки в руках - ведерко.)