Файл: Актуальные проблемы социальной работы на современном этапе развития российского общества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 424

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые выступают как отдаленная перспектива идеологии социальной работы.

Поэтому указанные принципы, находя определенное отражение в теоретических подходах к социальной работе, не имеют выхода на широкую практику. Данную тенденцию наглядно демонстрируют подходы, которые сочетают в себе принципы социальных наук и принятые в мировом сообществе специфические принципы социальных работников.

При таких подходах принципы социальной работы классифицируются на:

  • общефилософские принципы;

  • социально-политические;

  • организационные;

  • психолого-педагогические;

  • специфические.

Группа специфических принципов реализуется в сфере оказания социальных услуг населению, включая в себя:

  • принцип универсальности;

  • принцип охраны социальных прав;

  • принцип социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма;

  • принцип опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальность, толерантность.

4. Особенности различных парадигм проявляются в том, что в зарубежной теории социальной работы находят отражение принципы из практических концептов социально-психологических областей познания, например, принцип «здесь и теперь».

2.2 Содержание основных принципов социальной работы
Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы:

1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях;

2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений;

3) операциональные, или имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях;

4) этические принципы, отражающие нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных направлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

1. Общие принципы социальной работы

Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности нуждающегося клиента.

Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и с умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.


Принцип «среда – личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.

Принцип «личность – среда» отражает сущность стратегий изменения и развития объектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип предполагает, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов.

Принцип «здесь и теперь» – общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время.

Принцип «там и тогда» представляет собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий.

Принцип «я и другие» – принцип, согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи.

Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных способствующих ей сил. Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности.

Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определенный этап развития и познания социальной работы, они находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении, в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.

2. Концептуальные принципы социальной работы

Концептуальные принципы в теории познания социальной работы выражены через коннотативные и номинативные дефиниции. Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания.



Номинальные дефиниции представляют главные, качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов, в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно других теоретических концептов социальной работы.

Многообразие теоретических направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования.

Структура научной концепции может включать:

  • концепты;

  • классификации;

  • нормативные модели;

  • принципы.

Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определенной ветви практики и научного осмысления.

3. Операциональные принципы

Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом.

Практика взаимодействий с клиентом выработала определенные подходы, ставшие аксиоматическими, например:

  • Клиент всему начало.

  • Начало контакта с клиентом – начало лечения.

  • Продвигаться вместе с клиентом и т. д.

Однако процесс взаимодействия с клиентом не ограничивается только практикой лечения или поддержки, он может иметь более сложные формы, такие, как процесс социализации или обучения. В этом случае операциональные принципы имеют другое содержание и другую установку на взаимодействие.

4. Этические принципы социальной работы

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника.

Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют многие зарубежные организации социальных работников.

В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы:

  • принцип компетентности;

  • принцип моральной ответственности перед клиентом;

  • принцип моральной ответственности перед обществом;

  • принцип моральной ответственности перед профессией и коллега




Заключение
В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов выявляются не сразу, а постепенно, по мере проникновения в их природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и для более глубокого проникновения в сущность предмета, исследования в целом. При этом важно использовать в комплексе весь арсенал инструментария научного познания, а именно: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом.

Становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием научной теории социальной работы идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, методолого-мировоззренческое их познание.

Введение в России новой профессии "социальный работник" налагает на отечественные образование и науку соответствующие обязательства: непрерывная подготовка кадров и научно-методическое обеспечение деятельности социальных служб, учебного процесса, развитие теории и практики социальной работы.

Проблематика социальной работы опирается на междисциплинарные исследования здесь как никогда очень важна взаимосвязь и взаимопроникновение социальной работы и социальной педагогики.
Список использованных источников


  1. Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. Материалы научной конференции. М., 2015.

  2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр "Академия", 2009. - 440 с.

  3. Менеджмент социальной работы: Учеб. пос. для студентов вузов/под ред.Е.И. Комаровой. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 288 с.

  4. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Маркетинг", 2009. - 344 с.

  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика/учеб. для вузов / под ред. В.А. Слестенина, - М.: Изд. центр "Академия", 2010. - 200 с.

  6. Основы социальной работы: Учеб. / отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2010. - 395 с.

  7. Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. М., 2010.

  8. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 223 с.

  9. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку / Отв. Ред. - П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 2009.

  10. Просветительский журнал по социальным вопросам "Социальная защита", №5 (158) июль 2008.

  11. Просветительский журнал по социальным вопросам "Социальная защита", №6 (159) июль 2008.

  12. Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред.А.М. Панова, Е.И. Холостовой Т.1-2. М., 2008.

  13. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ "МарТ", 2008. - 336 с.

  14. Социальная работа/ под ред. проф.В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: "Феникс", 2009. - 576 с.

  15. Социальное обеспечение. М., 2009. № 10.

  16. Теория социальной работы: Учебник / под ред. проф. Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 2009, - 334 с.

  17. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие, 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2008. - 576 с.