ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока «Тепло в атмосфере (1)»
Цель: сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности
Задачи урока:
Сформировать понятия температура, суточная амплитуда, годовая амплитуда;
Сформировать знания о закономерностях нагрева воздуха с высотой»
Сформировать навык определения среднесуточной температуры, суточной и годовой амплитуды;
Сформировать навыки построения графика годового хода температуры;
Сформировать навыки решения задач на определение температуры на высоте.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: системно-деятельностный подход, уровневый подход (персонификация); смысловое чтение+ развитие читательской грамотности, самостоятельная работа, алгоритмы, практическая работа; работа с электронным приложением к учебнику.
Прогнозируемые результаты:
Метапредметные: Давать определение понятиям; владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные: знать, что такое термометр, средняя суточная температура, амплитуда температуры, график годового хода температуры; раскрывать закономерности изменения температуры с высотой; уметь строить график годового хода температуры;
Личностные осознавать целостность природы Земли; формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии.
Ход урока
Организационный момент (приветствие учащихся).
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания проводится с использованием ЭП.
1 вопрос –Юле
2 вопрос-Юле
3 вопрос-Игорю
4 вопрос-Игорю
5 вопрос-Саве
Изучение новой темы.
Учитель: - Сегодня мы с вами продолжим говорить об атмосфере. А о чем именно вы мне сейчас сами и скажете. Для этого отгадайте загадку (каждому ученику напечатать):
Это важный показатель,
Градусник — ее приятель.
Если жарко — высока,
А в мороз она низка.
- Правильно, сегодня вы будем разговаривать о температуре воздуха.
1.Изучение п.1 «Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте?
Самостоятельная работа .
Ученику предлагается ход выполнения самостоятельной работы:
1.Изучите пункт 1 §37, стр.123.
2.Ответьте на следующие вопросы:
А)' Как нагревается воздух атмосферы?
Комментарий учителя: Воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Сначала солнечные лучи нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передается воздуху. Если поверхность охлаждается, то от нее начинает охлаждаться и воздух. Таким образом, воздух тропосферы нагревается в основном от поверхности, над которой он находится. В географии ее называют подстилающей поверхностью. А на передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу и нагревают поверхность Земли.
Б)''Как нагреваются суша и вода (одинаково или по – разному) ? Почему?
Комментарий учителя: Суша и вода нагреваются по- разному. В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря- песок накаляется так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Получается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша. А суша наоборот: днем она быстро нагревается, вечером же быстро остывает.
В)'''Прочитайте текст. Запишите вывод на основе прочитанного. Задание на развитие читательской грамотности.
Изменение температуры воздуха с высотой.
В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте более 2 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами.
Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Вывод: Чем дальше от поверхности Земли тем меньше тепла туда доходит тем тоньше становится слой тропосферы и он задерживает меньше тепла……..
'Найдите в учебнике на стр.123 правило изменения температуры с высотой. Запишите его в тетрадь «При подъеме на каждый километр температура воздуха понижается на 60 С»
Комментарий учителя: Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают ее. Нагреваются лишь поверхность Земли, твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишенных атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой - жуткий холод. А нашу Землю защищает ее воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от нагретой поверхности Земли, и сам при этом нагревается. А если мы поднимаемся вверх? Чем дальше от поверхности Земли, тем меньше тепла туда доходит, тем тоньше становится слой атмосферы, и он задерживает меньше тепла.
Изучение п.2.Что мы знаем о температуре воздуха?
Можно предложить набор приборов (например, флюгер, уличный термометр, барометр – анероид), предложить учащимся выбрать прибор для измерения температуры.
Или задать вопрос:
- С помощью чего измеряют температуру воздуха? (ответы учащихся)
- А кто может сказать, кого считают изобретателем градусника? (ответы учащихся)
Работа с доп.материалами из ЭП «Температурные шкалы».
Учитель- Изобретателем градусников принято считать Галилея, ученики которого описывали, что в 1597 году он изобрел прибор, фиксирующий изменения температуры воды. Современный вид градусник приобрел в результате длительной работы ученого Фаренгейта (1723 год). Его работы продолжил другой ученый – Цельсий (1742 год).
- Но температура воздуха меняется не только с высотой. Какие еще изменения температуры воздуха вы наблюдали? (ответы учащихся)
Температура меняется в течение суток, месяца, года.
Опережающее задание: Что такое среднесуточная температура и как ее определить? Накануне этого урока учитель предлагает ученикам наблюдение за изменением температуры воздуха в течение суток (можно в разные дни). В течение суток делают несколько замеров температуры, складывают все значения и делят на количество замеров.
Разница между самой высокой температурой и самой низкой называется амплитуда (учащиеся записывают в тетрадь). (рассмотреть рисунок 86 на стр.124 учебника).
Учитель предлагает решить кроссворд учащимся по пункту 2
Вариант 1:Практическая работа ( см.приложение карточка 2).
Вариант 2: Работа с разделом «Выполните задание» из ЭП
Закрепление знаний.
Работа с разделом «Тренажёр» из ЭП.
Домашнее задание:
1)'Параграф 37 (изучить), выполнить задание 1.
2)''Вычислите годовую амплитуду и среднегодовую температуру, используя данные таблицы (см. ниже)
Таблица: «Годовой ход температур Ярославской области »
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Темпера тура, 0С | -7 | -5 | 0 | +7 | +14 | +18 | +20 | +18 | +12 | +6 | -1 | -5 |
3)'''Постройте график годового хода температуры для Ярославской области, используя данные таблицы.
Примечание:
знаком ' отмечены задания обязательные для выполнения всеми учащимися (оценка «3»).
знаком ''-задания среднего уровня сложности (оценка «4»).
знаком ''' – задания высокого уровня сложности (оценка «5»).
Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал (научился)…
Мне было интересно….
Мне было сложно….
Приложение к уроку. Решите кроссворд «Тепло».
| 3 | 4 | | |
| 2 | | | 5 |
1 т | е | п | л | о |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | ||
| | |
1.Город в Африке, где зафиксирована самая высокая температура воздуха на Земле.
2.Прибор для измерения температуры.
3.Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха.
4.Месяц года, когда среднемесячная температура воздуха в Ярославской области максимальна (т.е.самая высокая).
5.Название российской научной станции в Антарктиде, где зафиксирована самая низкая температура воздуха на Земле.
Маршрутный лист ученика 6 класса Игоря.
Тема: «Тепло в атмосфере 1». (06.12.22)
Изучение п.1: «Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте? Самостоятельная работа.
Прочитай текст. Запиши вывод на основе прочитанного.
Изменение температуры воздуха с высотой.
В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте более 2 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Вывод:
Оцени свою работу
|
Изучение п.2.Что мы знаем о температуре воздуха?
1.Изучите п.2 §37, стр.123-124.
2.Решите кроссворд «Тепло» вместе с одноклассниками.
3.Сдайте кроссворд на проверку учителю.
Оцени свою работу
|
Практическая работа:
«Определение средних температур, амплитуды и построение графиков».
Оборудование: ручка, карандаш, линейка, калькулятор, цветные карандаши.
Цели: 1)научиться определять среднюю суточную температуру воздуха;
2)научиться определять суточную амплитуду температуры;
3)научиться строить график суточного хода температур.
1.Алгоритм расчета средних температур:
1.Сложите все значения температур из таблицы: «Суточный ход температур» на стр.125 учебника.