Файл: Конспект урока Тепло в атмосфере (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока «Тепло в атмосфере (1)»

Цель: сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности

Задачи урока:

Сформировать понятия температура, суточная амплитуда, годовая амплитуда;

Сформировать знания о закономерностях нагрева воздуха с высотой»

Сформировать навык определения среднесуточной температуры, суточной и годовой амплитуды;

Сформировать навыки построения графика годового хода температуры;

Сформировать навыки решения задач на определение температуры на высоте.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: системно-деятельностный подход, уровневый подход (персонификация); смысловое чтение+ развитие читательской грамотности, самостоятельная работа, алгоритмы, практическая работа; работа с электронным приложением к учебнику.

Прогнозируемые результаты:

Метапредметные: Давать определение понятиям; владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные: знать, что такое термометр, средняя суточная температура, амплитуда температуры, график годового хода температуры; раскрывать закономерности изменения температуры с высотой; уметь строить график годового хода температуры;

Личностные осознавать целостность природы Земли; формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии.

Ход урока

Организационный момент (приветствие учащихся).

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится с использованием ЭП.

1 вопрос –Юле

2 вопрос-Юле

3 вопрос-Игорю

4 вопрос-Игорю

5 вопрос-Саве

Изучение новой темы.

Учитель: - Сегодня мы с вами продолжим говорить об атмосфере. А о чем именно вы мне сейчас сами и скажете. Для этого отгадайте загадку (каждому ученику напечатать):


Это важный показатель,
Градусник — ее приятель.
Если жарко — высока,
А в мороз она низка. 

- Правильно, сегодня вы будем разговаривать о температуре воздуха.

1.Изучение п.1 «Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте?

Самостоятельная работа .

Ученику предлагается ход выполнения самостоятельной работы:

1.Изучите пункт 1 §37, стр.123.

2.Ответьте на следующие вопросы:

А)' Как нагревается воздух атмосферы?

Комментарий учителя: Воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Сначала солнечные лучи нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передается воздуху. Если поверхность охлаждается, то от нее начинает охлаждаться и воздух. Таким образом, воздух тропосферы нагревается в основном от поверхности, над которой он находится. В географии ее называют подстилающей поверхностью. А на передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу и нагревают поверхность Земли.

Б)''Как нагреваются суша и вода (одинаково или по – разному) ? Почему?

Комментарий учителя: Суша и вода нагреваются по- разному. В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря- песок накаляется так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Получается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша. А суша наоборот: днем она быстро нагревается, вечером же быстро остывает.

В)'''Прочитайте текст. Запишите вывод на основе прочитанного. Задание на развитие читательской грамотности.

Изменение температуры воздуха с высотой.

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте более 2 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами.

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

Вывод: Чем дальше от поверхности Земли тем меньше тепла туда доходит тем тоньше становится слой тропосферы и он задерживает меньше тепла……..

'Найдите в учебнике на стр.123 правило изменения температуры с высотой. Запишите его в тетрадь «При подъеме на каждый километр температура воздуха понижается на 6С»

Комментарий учителя: Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают ее. Нагреваются лишь поверхность Земли, твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишенных атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой - жуткий холод. А нашу Землю защищает ее воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от нагретой поверхности Земли, и сам при этом нагревается. А если мы поднимаемся вверх? Чем дальше от поверхности Земли, тем меньше тепла туда доходит, тем тоньше становится слой атмосферы, и он задерживает меньше тепла.

Изучение п.2.Что мы знаем о температуре воздуха?

Можно предложить набор приборов (например, флюгер, уличный термометр, барометр – анероид), предложить учащимся выбрать прибор для измерения температуры.

Или задать вопрос:

- С помощью чего измеряют температуру воздуха? (ответы учащихся)

- А кто может сказать, кого считают изобретателем градусника? (ответы учащихся)

Работа с доп.материалами из ЭП «Температурные шкалы».

Учитель- Изобретателем градусников принято считать Галилея, ученики которого описывали, что в 1597 году он изобрел прибор, фиксирующий изменения температуры воды. Современный вид градусник приобрел в результате длительной работы ученого Фаренгейта (1723 год). Его работы продолжил другой ученый – Цельсий (1742 год).

- Но температура воздуха меняется не только с высотой. Какие еще изменения температуры воздуха вы наблюдали? (ответы учащихся)

Температура меняется в течение суток, месяца, года.

Опережающее задание: Что такое среднесуточная температура и как ее определить? Накануне этого урока учитель предлагает ученикам наблюдение за изменением температуры воздуха в течение суток (можно в разные дни). В течение суток делают несколько замеров температуры, складывают все значения и делят на количество замеров.


Разница между самой высокой температурой и самой низкой называется амплитуда (учащиеся записывают в тетрадь). (рассмотреть рисунок 86 на стр.124 учебника).

Учитель предлагает решить кроссворд учащимся по пункту 2

Вариант 1:Практическая работа ( см.приложение карточка 2).

Вариант 2: Работа с разделом «Выполните задание» из ЭП

Закрепление знаний. 

Работа с разделом «Тренажёр» из ЭП.

Домашнее задание:

1)'Параграф 37 (изучить), выполнить задание 1.

2)''Вычислите годовую амплитуду и среднегодовую температуру, используя данные таблицы (см. ниже)

Таблица: «Годовой ход температур Ярославской области »

Месяц

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Темпера

тура, 0С

-7

-5

0

+7

+14

+18

+20

+18

+12

+6

-1

-5

3)'''Постройте график годового хода температуры для Ярославской области, используя данные таблицы.

Примечание:

знаком ' отмечены задания обязательные для выполнения всеми учащимися (оценка «3»).

знаком ''-задания среднего уровня сложности (оценка «4»).

знаком ''' – задания высокого уровня сложности (оценка «5»).

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал (научился)…

Мне было интересно….

Мне было сложно….

Приложение к уроку. Решите кроссворд «Тепло».


3


4





2






5

1

т



е


п


л


о

































































1.Город в Африке, где зафиксирована самая высокая температура воздуха на Земле.

2.Прибор для измерения температуры.

3.Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха.

4.Месяц года, когда среднемесячная температура воздуха в Ярославской области максимальна (т.е.самая высокая).

5.Название российской научной станции в Антарктиде, где зафиксирована самая низкая температура воздуха на Земле.

Маршрутный лист ученика 6 класса Игоря.

Тема: «Тепло в атмосфере 1». (06.12.22)

Изучение п.1: «Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте? Самостоятельная работа.

Прочитай текст. Запиши вывод на основе прочитанного.

Изменение температуры воздуха с высотой.

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте более 2 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

Вывод:

Оцени свою работу




Изучение п.2.Что мы знаем о температуре воздуха?

1.Изучите п.2 §37, стр.123-124.

2.Решите кроссворд «Тепло» вместе с одноклассниками.

3.Сдайте кроссворд на проверку учителю.

Оцени свою работу




Практическая работа:

«Определение средних температур, амплитуды и построение графиков».

Оборудование: ручка, карандаш, линейка, калькулятор, цветные карандаши.

Цели: 1)научиться определять среднюю суточную температуру воздуха;

2)научиться определять суточную амплитуду температуры;

3)научиться строить график суточного хода температур.

1.Алгоритм расчета средних температур:

1.Сложите все значения температур из таблицы: «Суточный ход температур» на стр.125 учебника.