ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
-
Используя знания, полученные при изучении темы «Отдел моховидные», охарактеризуйте «подкласс сфагновые мхи»:
-
жизненные формы мхов этого порядка; -
особенности строения подземных и надземных органов; -
особенности строения листьев; -
строение спорогона; -
распространение и экологическое значение сфагновых мхов.
Сфагновые мхи (лат. Sphagnopsida) — класс растений отдела Моховидные (Bryophyta), ранее этот таксон рассматривали в ранге подкласса (Sphagnidae), используя в качестве русских названий названия Сфагниды либо Сфагновые мхи.
Желтовато-зелёные, жёлтые, бурые или красноватые растения. Стебли без ризоидов, прямостоячие, с пучковидно расположенными ветвями, на верхушке собранными в головку. Листочки однослойные, веточные и стеблевые, из чередующихся хлорофиллоносных и водоносных клеток.
Спорогон состоит из шаровидной коробочки с крышечкой, со стопой, вросшей в безлистную удлинённую архегониальную веточку (ложноножку). Двудомные или однодомные; мужские и женские гаметангии всегда на разных побегах.
Сфагновые мхи — источник образования торфа. Также некоторые сфанговые мхи применяются в медицине.
-
Используя знания, полученные при изучении темы «Соцветия», охарактеризуйте простые ботриоидные соцветия.
Характеристика соцветий
Виды | Схема (рисунок) соцветия | Определения вида соцветия | Примеры растений |
Кисть | | Характеризуются удлинённой главной осью и цветками на хорошо выраженных цветоножках более или менее одинаковой длины. | фиалка трёхцветная, черёмуха, иван-чай, сурепка обыкновенная; гиацинт колокольчик персиколистный; вероника длиннолистная, горох посевной |
Колос | | Соцветие с хорошо развитой главной осью и сидячими цветками | подорожник, ятрышник, ослинник. |
Початок | | Такое же соцветие, но с толстой мясистой осью | белокрыльник, аир, рис, кукуруза. |
Головка | | главная ось укорочена и цветки сидячие или цветоножки плохо развиты | клевер, люцерна, адокса |
Корзинка | | В корзинках мелкие сидячие цветки плотно располагаются на поверхности плоской или конусовидной оси соцветия. Снизу ось соцветия окружена обёрткой, которая представлена вегетативными листьями верховой формации | семейства Астровые синеголовник, саникула, букашник |
Зонтик | | главная ось сильно укорочена, а цветки располагаются на развитых цветоножках одинаковой длины | проломник, чистотел, первоцвет. |
Щиток | | Если нижние цветоножки намного длиннее верхних и все цветки располагаются в одной плоскости, соцветие называют щитком | садовая груша. |
-
Изучив литературу, дайте сравнительную характеристику классам однодольных и двудольных растений, заполнив таблицу.
Основные различия представителей однодольных и двудольных
Признак | Однодольные | Двудольные |
Количество семядолей | Одна | Две |
Жизненные формы | травы, многолетние и однолетние, древовидные формы встречаются редко | Древесные, кустарники и травянистые растения. |
Корневая система | мочковатая | стержневая |
Листья (простые, сложные) разделенные | Листья простые, обычно не разделены на пластинку и черешок | Листья простые или сложные, обычно четко разделены на пластинку и черешок |
Жилкование листа | Жилкование листьев параллельное или дуговидное | Жилкование листьев перистое или пальчатое |
Цветок | Цветки преимущественно 3-мерные, очень редко 4- или 2-мерные | Цветки преимущественно 5- или 4- мерные, иногда 3-мерные |
-
Используя знания, полученные при изучении темы «Плоды», дайте определение понятия «плод», укажите участие различных частей цветка в образовании плода. Желательно ответ проиллюстрировать рисунком.
Плод (лат. fructus) — видоизменённый в процессе двойного оплодотворения цветок; орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из одного цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и так далее.
Науку, изучающую плоды, называют карпологией. Раздел карпологии, изучающий закономерности распространения плодов и семян, называют карпоэкологией (иногда карпоэкологию понимают в широком смысле — как синоним диаспорологии, науки, изучающей закономерности распространения диаспор).
В фармакогнозии плодами (Fructus) называют любые типы плодов, их части, а также соплодия.
Как правило, плод развивается после оплодотворения, но у части покрытосеменных может образовываться и в результате апомиксиса, то есть развитие зародыша семени без оплодотворения (партенокарпические плоды).
Морфологической основой плода является гинецей, прежде всего завязь. Прочие части цветка — околоцветник, тычинки и чашечка — чаще быстро увядают, но нередко изменяются и вместе с гинецеем также принимают участие в формировании плода, становясь сочными или, напротив, деревянистыми или пленчатыми. Самые глубокие изменения происходят в завязи. Её стенки разрастаются за счёт усиленного деления клеток и увеличения их размеров. После опыления происходит существенное изменение направленности транспортных потоков и перераспределение питательных веществ в сторону развивающихся плодов. У травянистых растений (особенно у однолетних) практически все синтезируемые органические вещества используются развивающимися семенами и плодами, что ведёт к истощению других тканей растения. Многие растения плодоносят только раз за всю свою жизнь.
Созревание начинается с того, что плод прекращает рост, разлагаются хлорофилл и дубильные вещества, в вакуолях накапливаются пигменты, определяющие характерную для данного вида окраску плодов. У некоторых видов растений, например картофеля, плоды даже при созревании остаются зелёными. В стенках плода сосредотачиваются различные пластические и энергетические вещества: белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и другие. Зрелый плод характеризуется совокупностью только ему присущих особенностей. Плод несёт семя или семена, которых у ряда растений может быть до нескольких тысяч. Это важнейшая его часть, обеспечивающая воспроизведение данного вида в ряду поколений. Однако, по массе семена, как правило, относятся к меньшей части плода. В природе и особенно в культуре встречаются бессемянные плоды. В результате длительной селекции выведены бессемянные сорта винограда (Vitis), банана (Musa) и так далее.
Зрелые семена прикрепляются к околоплоднику в тех местах, где в завязи располагалась плацента, либо свободно лежат в полости плода, либо плотно окружены мясистой стенкой. Максимальное число семян в плоде равно числу семязачатков, но обычно меньше, так как не все семязачатки достигают зрелости.
С озревший плод переходит в последнюю стадию — отмирания, в ходе которой в плод обычно не поступают новые вещества, не делятся и не растут клетки, и постепенно ткани плода разрушаются и сгнивают. У большинства цветковых растений созревший плод опадает и отмирает уже на грунте.
В образовании плода принимают участие различные части цветка, но прежде всего завязь. Из стенки завязи формируется стенка плода — околоплодник или перикарпий. В перикарпии обычно различают три слоя: наружный — экзокарпий или эпикарпий, средний — мезокарпий и внутренний — эндокарпий. Семена формируются из семяпочек.
Все три слоя, обычно, хорошо различимы. Например, в плоде вишни тонкий кожистый наружный слой — экзокарпий, съедобная сочная мякоть плода — мезокарпий, твёрдая косточка из каменистой ткани, окружающая единственное семя — эндокарпий. Нередко эти слои околоплодника различаются слабо, даже при анатомическом исследовании, что связано с деформацией и сдавливанием клеток при созревании плода.
-
Изучив литературу, дайте морфологическую характеристику семейства березовые по предлагаемой схеме.
Характеристика семейства
Жизненные формы растений | Морфологические особенности | Распространение на Земле | |||
стебля | листьев | цветков | плодов | ||
Однодомные ветроопыляемые листопадные орехоплодные деревья и кустарники | Стебель облиственный с многочисленными цветочными корзинками диаметром 5-6 см, все растение опушенное | Листья обычно с черешками яйцевидные или овальные, зубчатые, с быстро опадающими прилистниками. | Цветки мелкие, правильные или неправильные, часто без околоцветника | семянка, крылатка, орех или орешек | В семействе 6 родов — береза, ольха, граб, хмелеграб, остриопсис, лещина — распространены в Северном полушарии — от субтропиков до арктических тундр; 5 родов представлены в СНГ дико и один род интродуцирован. Некоторые виды — важнейшие лесообразующие породы. Ряд видов дает высококачественную древесину. |
Укажите русские и латинские названия представителей семейства березовые, применяемых в научной медицине.
Род Betula – Береза
Береза повислая (бородавчатая) – Betula verrucosa.
Береза пушистая – Betula pubenscens.
Напишите и расшифруйте формулу мужского и женского цветка березы повислой.
Мужские соцветия длинные, цилиндрические. Женские соцветия короче. Цветки мелкие, правильные или неправильные, часто без околоцветника. Тычинок 1—12. Завязь верхняя, с 2 рыльцами, чаще с 2 семяпочками.
Формула цветка: ;
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
-
Единицей размножения и распространения у семенных растений служит:
А. Спора
Б. Семя
В. Отрезок стебля
-
Как называются виды, являющиеся постоянными спутниками конкретного растительного сообщества, но не играющие главенствующую роль в нем?
А. Ассектаторы
Б. Эдификаторы
В. Доминанты
-
Латинское название пихты:
А. Pinus sylvestris
Б. Abies sibirica
В. Picea abovata
-
Лишайники имеют слоевища:
А. Коркового типа
Б. Листового типа
В. Кустистого типа
Г. Всех трех типов
-
Папоротник мужской относят к семейству:
А. Aspleniaceae
Б. Athyriaceae
В. Cyatheaceae
-
Какие особенности имеет корневая система двудольных цветковых растений?
А. Первичный корешок зародыша развивается в главный корень, от которого отходят боковые корни
Б. Присутствуют ризоиды - выросты эпидермы, способные всасывать воду с растворенными минеральными веществами
В. Наличествует система придаточных корней
-
Как называется наука, изучающая разнообразие организмов и определяющая их место в системе мира?
А. Анатомия
Б. Морфология
В. Систематика
-
Установите соответствие.
Классы | Листья |
| А. Простые или сложные, разделены на пластинку и черешок Б. Всегда простые, не всегда разделены на пластинку и черешок В. Листья редуцированы до чешуек |
|