ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 1
по теме «Целостный педагогический процесс: единство обучения и воспитания»
Опыт современной российской школы в вопросе развития инициативы школьников в социально-значимой деятельности не велик. На данный момент, наряду с проектной деятельностью, личностным ориентированием и раскрытием творческого потенциала школьников, педагоги стараются сосредоточить внимание и на этой проблеме.
Однако методы внедрения социально-значимых проектов (судя по отчетам на сайтах школ и небольшому количеству сборников, посвященных этой теме), опираются на собственную инициативу учащихся в гораздо меньшей степени, чем хотелось бы.
Практика показывает, что педагоги и администрация образовательных учреждений зачастую не пытаются вызвать интерес школьников к определенному вопросу или узнать, какие проблемы интересуют самих учеников, а лишь заявляют о необходимости тех или иных мероприятий, насаждая свое мнения и тем самым отпугивая инициативу школьников.
В школах преимущественно используют два основных приема для привлечения учеников к социально-значимой деятельности:
1. Объяснение важности значения добрых дел (благотворительные проекты, концерты, встречи, сборы и другое).
2. Вызов интереса соревновательной составляющей (конкурсы, фестивали, проекты): в этом случае желание стать лучшим заставляет школьника включиться в процесс, что приводит к вовлечению в подобную деятельность).
Современная практика решения данной проблемы:
Развитие созидательной активности через изобразительную деятельность.
Школьная газета, журнал, сайт.
Создание проектов: «моя школа», «мой двор», «мой город».
Создание центров инициативы и творчества.
Риски:
Учеников не тронут и не заинтересуют темы, предоставленные им для размышления.
Родители выступят против предлагаемых занятий.
Отсутствие поддержки или противостояние инициативе со стороны администрации школы и (или) педагогического коллектива.
Изменение изначальных условий постановки вопроса.
Положительные реакции:
Ученики на ранней стадии проявляют инициативу и идут по собственному пути решения проблемы.
Родители поддерживают все инициативы и решают поучаствовать в организовывающейся деятельности вместе с детьми.
Педагогический состав и администрация одобряют и поддерживают инициативу.
Администрация школы предлагает разработать новый интересный проект для решения какой-либо задачи.
Опыт нашей деятельности внедряется в других школах.
Решение задачи:
Разработка плана для включения школьников в социально значимую деятельность.
2. Предоставление плана на педагогическом совете, объяснение положительных сторон проекта для всей школы.
3. Обсуждение на родительском собрании плана введения проекта в учебную программу класса их детей (важно заручиться поддержкой родителей, объяснив им важность этих мероприятий для их детей).
4. Включение детей в вопрос (внедрение разработанной системы мер для вызова интереса у детей к обозначенной проблеме).
5. Предоставить детям выбор в форме работы и постановки проблемы.
6. Организовать деятельность всего класса в рамках выбранной ими формы работы.
7. Помочь в реализации выработанного проекта, привлечь родителей к помощи, другие классы школы, детей из детского дома и т.д.
8. Получить результат в рамках реализации проекта, зафиксировать его и описать, а так же предоставить администрации школы полные отчеты об этой деятельности.
Ключевое задание.
Дайте описание организуемого вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально-значимой деятельности, используя возможности преподаваемого вами предмета.
Чем вызвать интерес?
1. Интерактивная экскурсия по школе в разные годы в рамках урока истории (для демонстрации, какой школа была и какой может быть; ее здание, территория и другое) - это нужно для пробуждения у учеников интереса к истории собственной школы.
2. Небольшой красочный рассказ о благоустройстве школ, например в Европе, и демонстрация инициативы школьников и их участия в этих действиях (ученики должны понять, что зачастую окружающая нас среда зависит именно от нас самих).
3. В рамках классного часа провести небольшую встречу с ландшафтным дизайнером, который сможет вызвать к себе интерес детей, а также заинтересовать их своей деятельностью.
4. Благотворительный концерт-встреча с ребятами из детского дома. Дети из обеспеченных семей зачастую могут не знать и не думать о другой жизни, это поможет им научиться проявлять сострадание и оказывать помощь нуждающимся.
5. Провести урок-дискуссию (на уроке географии) по двум позициям: первая – важно школу
облагородить и помочь ей всеми своими силами, вторая – все нужно оставить, как есть. Это поможет рассмотреть вопрос с новой позиции, устроить мозговой штурм, а значит услышать важные моменты в этом вопросе.
Проект «Школа наш дом». Инициативная группа пишет проект по благоустройству территории школы. В рамках проекта могут быть предложены следующие этапы:
Конкурс на лучшую клумбу или аллею.
Конкурс проектов по оформлению школы после ремонта.
Конкурс на лучший дизайн пришкольной территории.
Конкурс на лучшую скульптуру.
Проведение радио в школе и конкурс на ведущих.
Контекст решения задачи.
Вы являетесь классным руководителем 5-го класса. В классе 25 человек. По словам учительницы начальной школы, дети болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели.
Решение педагогической задачи
Алгоритм решения
1.Для решения задачи используем теоретические знания о возрастных особенностях пятиклассников, рассмотренных в трудах различных авторов, таких как, Н. Н. Баранова, М. В. Григорьева, Д. А. Журавлев, Л. П. Пономаренко и другие.
2. Проанализирум социальный портрет класса, определим возможные причины быстрых уходов из школы: дополнительное занятия в других организациях, острая необходимость быть дома в определенное время (присмотр за братом, сестрой), отсутствие дружеских отношения в классе и другое.
3.На следующем этапе решения задачи получим консультацию у других учителей параллельных классов по решению похожих задач.
4.Проанализируем возможности пришкольной территории на выявление социально-значимых объектов: приют, клуб ветеранов, наличие категории людей, нуждающихся в бытовой помощи и другое.
5. Определим цели и задачи проекта, выберем форму совместной деятельности ребят, виды организации деятельности, продумаем систему поощрений, педагогические действия.
6. Приступим к реализации проекта по сплочению коллектива, привлечению к социально-значимой деятельности, приобщению к школьной жизни.
7. Подведение итогов, принятие решения о продолжении проекта, прогнозирование дальнейшего поведения ребят внутри коллектива, школы.
Решение задачи:
1.Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.
2. Из ребят, обучающихся в классе, есть дети из многодетных семей, которым приходится оказывать помощь в быту. Ребята выполняют и трудовые поручения: сходить в магазин, присмотреть за младшими. Для организации внеурочной совместной деятельности ребят с другими товарищами, надо согласовать время и день с родителями, чтобы ребята не спешили, не тревожились из-за домашних обязанностей.
3. Педагоги из параллельных 5-х классов, с большим педагогическим опытом, рекомендуют привлекать ребят к социально-значимым проектам: помощь пожилым, больным людям с ОВЗ, уходу за животными и др. (волонтёрство)
4. Недалеко от нашей школы проживают 3 человека пожилого возраста, которым трудно обслуживать себя в быту. Можно выбрать этих людей в качестве оказания им помощи.
5. Познакомить ребят с проектом можно на классном часе, собрании, круглом столе, с обсуждением, проведением параллелей к родным и близким самих ребят, заинтересовать результатами, отзывами похожих проектов.
Поставить цель: «Оказание помощи пожилым людям».
Задачи:
- познакомить с пожилыми людьми;
- обсудить виды помощи;
- распределить по группам и обязанностям внутри группы (по 2-3 человека: поход в магазин, уборка квартиры, дома и другое). Пары, тройки формируем для укрепления товарищеских отношений;
- составить график посещений (с учётом занятости детей из многодетных семей);
- выбрать форму отчетности: фото, устное сообщение и другое.
5.Организовать первое посещение каждого из пожилых людей совместно с педагогом (прямое руководство) с обязательным обсуждением после встречи (акцент на добрых поступках, их значении, эмоциях), далее заслушивать отчеты ребят, с устной корректировкой действий(косвенное руководство), знакомить с информацией (о посещениях детьми пожилых людей) в родительском чате. Оформить уголок социальной помощи с размещением фотографий ребят, участвующих в проекте, регулярно знакомить всех ребят класса с результатами посещений, одобряя, мотивируя остальных.
6.На общешкольном собрании (1 раз в квартал) рассказать о результатах проекта, акцентируя внимание на безвозмездной и социально-значимой деятельности ребят. Принять решение о продолжении проекта. На следующем этапе, в случае успеха реализации проекта, можно включить ребят в различные движения социально-значимой направленности.