Файл: Культурология в системе гуманитарного знания.docx

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 1741

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержанием «коллективного бессознательного» являются прообразы, праформы человеческого поведения и мышления, получившие название - архетипы. Сам термин «архетип» имеет греческое происхождение и обозначает «первоначальный образ» или «праобраз» (например: образ матери-земли, героя, старца и т. д.). Именно Юнг ввел в научный оборот и широко использовал этот термин в своих трудах. Архетип связан с определенной организацией психологических структур, предопределяет формирование образа той или иной ситуации, явления, характера. Архетипические структуры психики сформировались в глубокой древности - возможно, под влиянием повторяющихся типичных  жизненных ситуаций. Архетипы:

  • закрепляются в психике человека на генетическом уровне;

  • передаются биологически;

  • наследуются многими поколениями людей, принадлежащих к одной этнической группе, нации, расе.

Динамика архетипов лежит:

  • в основе мифов и фольклора;

  • в символике искусства, религии и философии;

  • в опыте сновидений, галлюцинаций и мистических видений.


Главным в развитии культуры является взаимодействие бессознательно - архетипических и сознательных компонентов психики. Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии.
Необходимо преодоление двух крайностей, сложившихся в культуре.
- абсолютизации «коллективного бессознательного» и растворении в нем личностного начала, что наиболее характерно для мистических религиозных культов и политического идолопоклонства Востока;

- акцентировании человеческого «Я» и недооценке, игнорировании «коллективного бессознательного», что является приоритетом индивидуалистической западноевропейской культуры.

Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного поможет человеку адаптироваться как к внешнему, так и к собственному внутреннему миру, духовно его обогатит. Для обозначения согласованности психологических структур души К. Г. Юнг вводит термин «индивидуация». С помощью индивидуации и произойдет достижение равновесия сознательного и бессознательного начал в человеке.

Эволюционизм.

Он начинается в  1860-е годы и заканчивается в начале ХХ века. Эволюционистский этап связан, прежде всего, с распространением эволюционных взглядов, с применением идеи развития к пониманию культуры и общества. Большую роль в распространении эволюционизма сыграло учение Чарльза Дарвина. Идея эволюции (развития), успешно применявшаяся в астрономии, в геологии, в физике, химии, стала распространяться и на социокультурную сферу.

Крупнейшими представителями эволюционизма являются британский ученый Э.Б. Тайлор (1832-1917) и американский исследователь Л. Г. Морган (1818-1881. В России идеи эволюционизма разделяли М.М. Ковалевский (1851-1916)Н.Н. Миклухо Маклай  (1846-1888),  Д.Н. Анучин и др.


Эволюционисты исходили из того, что человеческий род един и культура развивается закономерно и единообразно. Несмотря на все различия, в культурах различных этносов имеется много общего: каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда; люди объединяются в семьи для продолжения рода; они передают из поколения в поколение легенды, верования, обычаи, правила поведения, нравственные нормы, произведения искусства. Основными стадиями в развитии общества считаются дикость, варварство и цивилизация. Задачей науки, по мнению эволюционистов, является выявление законов и стадий развития общества и культуры. Наибольшим влиянием идеи эволюционизма пользовались в конце ХIХ – начале ХХ веков. В последующем они были подвергнуты критике, но в 50-е годы прошлого века они вновь возродились, чтобы получить новое развитие.

Диффузионизм.

В начале XX в. в противоположность эволюционизму, который занимался исследованием внутренних изменений в отдельных культурах, формируется концепция диффузионизма.

Диффузия - это распространение культуры из одного центра в другой. Такой подход позволил обратиться к изучению взаимодействия между культурами, раскрыть механизм освоения достижений других народов, дающий возможность обществу не проходить все стадии социокультурного развития. Основными средствами распространения чужой культуры диффузионизм признавал войны и завоевания, колонизацию, торговлю и миграции, добровольное подражание, взаимное признание и т.д. В рамках диффузионизма разрабатывался подход, согласно которому распространение культуры происходило из одного центра "колыбели цивилизации", на роль которой обычно выдвигались Шумер, Древний Египет, Китай. Представители диффузионизма - Д. СмитВ. Перри, В. Риверс.

В настоящее время существуют свидетельства того, что такие культурные явления, как технологии жизнеобеспечения, символические системы, социальная организация возникают независимо друг от друга в пространстве и времени. А такие культурные явления, как тип землепользования, познавательные, религиозные, эстетические формы чаще всего возникают в результате заимствований, чем самостоятельного развития, независимого изобретения. Например, буддизм возникает в 6 в. до н. э. в Индии, в 1 в. н. э. эта религия приходит в Китай, в 6 в. н. э. - в Японию. В этих странах буддизм стал одной из главных религий, оказал огромное влияние на развитие художественной культуры. Все традиционные японские искусства (икебана, чайная церемония, сад камней и др.) своими истоками связаны с дзен - буддизмом. Эта религия, которая во многом определила характер китайской и японской культуры, возникла не в результате самостоятельного развития этих стран, а путем заимствования.Этот пример показывает, что заимствования, исторические контакты играют важную роль в развитии культуры. Поэтому концепция диффузионизма имеет рациональное зерно. Другое дело, что нельзя рассматривать диффузию как единственный и основной механизм развития культуры.




Структурализм и функционализм. Он охватывает 1930 – 1950-е гг. Данный этап связан с применением к изучению культуры принципов структурно-функционального анализа, суть которого заключается в системном, функциональном и структурном подходах к исследованию явлений культуры. В рамках данного подхода общество и культура рассматриваются как социальные системы, как целостные образования, состоящие из взаимосвязанных элементов. Каждый элемент культуры рассматривается как системная единица, выполняющая определенную функцию по отношению к общей системе. Кроме того, большое внимание уделяется структуре культуры и  выявлению зависимостей между ее элементами. Старые подходы, в частности эволюционистский, были подвергнуты критике и отброшены. Центральное место в рамках данного этапа занимают функционализм Б. Малиновского и структурный функционализм А. Р. Рэдклифф-Брауна.

В учениях этих антропологов были разработаны понятия социальной системы, социальной структуры, социального института и др. Культура рассматривалась как инструментальный аппарат, способствующий удовлетворению потребностей человека. В состав культуры включались такие социальные институты, как семья, клан, локальное сообщество, образование, социальный контроль, экономика, система знаний, верований и морали (Б.Малиновский). В настоящее время структурно-функциональный анализ подвергается критике, однако в российской науке он широко используется как методология проведения исследований в философии, социологии, культурологии и других дисциплинах.

В начале XX века расширяется взаимодействие западных обществ с культурами различных стран и народов. Представители англо - американской школы накопили большой этнографический материал, описывающий обычаи, нравы, образ жизни т.н. примитивных народов: индейцев Северной и Южной Америки, австралийских аборигенов, африканских племен. Позднее были проведены исследования малых народов Индии, стран Юго - Восточной Азии.

Любой исторически существующий способ человеческой жизнедеятельности должен быть признан культурным, независимо от времени и места своего возникновения. С этой точки зрения образ жизни африканских, австралийских, азиатских или африканских племен и народностей не менее культурен, чем образ жизни современного жителя Европы. В рамках этого направления происходит отказ от принципов историзма и эволюционизма, провозглашается культурный релятивизм, согласно которому культуры бывают не лучшими и худшими, а только разными. Считается, что нет единой для всего человечества культуры, последовательно развивающейся от одного исторического этапа к другому, а есть лишь совокупность равноценных, хотя и отличающихся друг от друга культур. Культура понималась как единый саморегулирующийся организм, как способы регуляции и координации взаимоотношений индивидов между собой и с окружающей средой. Культура рассматривалась как важное средство адаптации, приспособления к окружающей среде. Задача культуролога состоит в описании, классификации и типологизации многообразных форм культурной жизни различных народов. В качестве метода изучения отдельных локальных культур западными культурантропологами был выдвинут принцип функционализма.


Функционализм - это принцип, согласно которому культура должна изучаться как самостоятельная, целостная система, включающая определенный набор элементов, находящихся между собой во взаимозависимости и выполняющих определенные функции. Б. Малиновский исходным предметом своего исследования сделал не культуру, а человеческие потребности. Он различал первичные биологические потребности - в пище, в продолжении человеческого рода, в жизненных удобствах и вторичные надбиологические потребности - в познании, общении, творчестве. Каждая из потребностей порождает соответствующие культурное образование, своеобразный культурный институт. Например, интегративные потребности (потребность в другом человеке, в социокультурном сообществе) обуславливают возникновение таких явлений культуры, как язык, религия, государство, потребности в удобстве - архитектуру и т.д. Таким образом, каждый элемент культуры выполняет определенную функцию, а культура в целом выступает в виде системы институтов. Различия между культурами порождены различиями в способах удовлетворения потребностей.

Малиновский считал, что в культуре не может быть ничего лишнего и случайного. Даже на первый взгляд бессмысленные явления и предметы материальной и духовной культуры имеют свой смысл, свою определенную функцию. С цивилизованной точки зрения подлежат осуждению и устранению различные предрассудки, отжившие нормы, ритуалы колдовства, преследование ведьм, ношение паранджи, кастовые ограничения.


8. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

8.1.На примере исторического понимания феномена культуры показать действие принципов (один по выбору)

Соотнесите авторов с их произведениями:

а) Ж.Ж. Руссо. 1) «Россия и Европа»

б) Ф. Ницше; 2) «Постижение истории»

в) Н.Я. Данилевский; 3) «Эмиль, или о воспитании»

г) О. Шпенглер; 4) «Закат Европы»

д) А. Тойнби; 5) «Антихристианин»

е) К. Ясперс. 6) «Истоки истории и ее цель»

7) «Так говорил Заратустра».


9. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение тестового контроля и творческого задания).

1. Как называется область знания, отвечающая за формирование системы принципов, методологий, методов познания?

а) прикладная культурология

б) теоретическая культурология;

в) философия культуры;

г) психология культуры.


2. Теоретическая и прикладная культурология имеют разные цели. Соотнесите цели со своими областями:

а) теоретический; 1) категориальный аппарат; 2) управление и охрана культуры;

б) прикладной; 3) культура на историческом уровне; 4) прогнозирование культуры;

5) трансляция культурного опыта, 6) функционирование явлений в обществе


3. У истоков формирования теоретической культурологии стояли Дж. Вико, Вольтер, Гумбольд, Гегель, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Гердер. Укажите, кто не соответствует действительности?



4. Соотнесите авторов с их произведениями:

а) Ж.Ж. Руссо. 1) «Россия и Европа»

б) Ф. Ницше; 2) «Постижение истории»

в) Н.Я. Данилевский; 3) «Эмиль, или о воспитании»

г) О. Шпенглер; 4) «Закат Европы»

д) А. Тойнби; 5) «Антихристианин»

е) К. Ясперс. 6) «Истоки истории и ее цель»

7) «Так говорил Заратустра».

5. Из перечисленных авторов выберите только тех, кто придерживался пессимистической точки зрения: К. Ясперс, Ж.Ж. Руссо, А. Тойнби, Гумбольд, О. Шпенглер, Ф. Ницше, И. Кант.


6. Какая школа впервые в отношении развития культуры применил биологизаторский принцип развития?

а) «всемирщики»,

б) «общественно-историческая»,

в) «локальщики».


7. Ф Ницше рассматривал стадии развития человеческого духа с разными социальными группами. Определите, какой социальной группе соответствует дух?

а) дух как верблюд; 1) крестьяне; 2) ремесленники;3) мещане;4) интеллигенция;

б) дух как лев; 5) сверхчеловек; 6) ученные; 7) духовенство.

в) дух как ребенок.


8. В «осевое время» человек впервые осознает свою жизнь как «бытие к смерти». Способом осознать и преодолеть трагизм становится новая культура. Три ее сферы осуществляют прорыв к трансцендентальному. Какие это сферы?

а) искусство;

б) технология;

в) наука;

г) философия;

д) религия;

е) социально-экономическая.


9. «Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом нате Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя беспечность самого человека». Какому автору принадлежит данное утверждение?

а) Ф. Ницше;

б) К. Ясперсу;

в) Н.Я. Бердяеву;

г) А. Тойнби.


10. Кому принадлежит утверждение, что цивилизация это неизбежная фаза гибели культуры?

а) Н. Я. Данилевскому;

б) О. Шпенглеру;

в) К. Ясперсу;

г) И. Гердеру.


10.Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.


Заполните таблицу, подбирая соответствующие приведенным в левом столбце понятиям имена из следующего списка: П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, К. Ясперс, Э. Кассирер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Й. Хейзинга.


Культурные сверхсистемы


«Осевое время»


Цивилизация как смерть культуры


Культурно – исторические типы


«Вызов» и «ответ»


«Дионисийское» и «аполлонийское» начала


Символические формы культуры


Игра как культурно-историческая универсалия



Кто является автором обозначенных ниже произведений. Определите соответствие, пользуясь справочной литературой


Название произведения

Предполагаемый автор

«Закат Европы»

Эсхил

«Россия и Европа»

Бердяев

«Постижение истории»

Вергилий

«Антигона»

Софокл

«Смысл и назначение истории»

Тойнби

«Медея»

Гомер

«Золотая ветвь»

Ясперс

«Рождение трагедии из духа музыки»

Данилевский

«Судьба России»

Шпенглер

«Орестея»

Фрезер

«Илиада»

Ницше