ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1756
Скачиваний: 11
Содержанием «коллективного бессознательного» являются прообразы, праформы человеческого поведения и мышления, получившие название - архетипы. Сам термин «архетип» имеет греческое происхождение и обозначает «первоначальный образ» или «праобраз» (например: образ матери-земли, героя, старца и т. д.). Именно Юнг ввел в научный оборот и широко использовал этот термин в своих трудах. Архетип связан с определенной организацией психологических структур, предопределяет формирование образа той или иной ситуации, явления, характера. Архетипические структуры психики сформировались в глубокой древности - возможно, под влиянием повторяющихся типичных жизненных ситуаций. Архетипы:
-
закрепляются в психике человека на генетическом уровне;
-
передаются биологически;
-
наследуются многими поколениями людей, принадлежащих к одной этнической группе, нации, расе.
Динамика архетипов лежит:
-
в основе мифов и фольклора;
-
в символике искусства, религии и философии;
-
в опыте сновидений, галлюцинаций и мистических видений.
Главным в развитии культуры
является взаимодействие бессознательно
- архетипических и сознательных
компонентов психики. Обособление
какой-то части психики ведет к утрате
энергетического равновесия и
гармонии.
Необходимо
преодоление двух крайностей, сложившихся
в культуре.
-
абсолютизации «коллективного
бессознательного» и растворении в нем
личностного начала, что наиболее
характерно для мистических религиозных
культов и политического идолопоклонства
Востока;
- акцентировании человеческого «Я» и недооценке, игнорировании «коллективного бессознательного», что является приоритетом индивидуалистической западноевропейской культуры.
Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного поможет человеку адаптироваться как к внешнему, так и к собственному внутреннему миру, духовно его обогатит. Для обозначения согласованности психологических структур души К. Г. Юнг вводит термин «индивидуация». С помощью индивидуации и произойдет достижение равновесия сознательного и бессознательного начал в человеке.
Эволюционизм.
Он начинается в 1860-е годы и заканчивается в начале ХХ века. Эволюционистский этап связан, прежде всего, с распространением эволюционных взглядов, с применением идеи развития к пониманию культуры и общества. Большую роль в распространении эволюционизма сыграло учение Чарльза Дарвина. Идея эволюции (развития), успешно применявшаяся в астрономии, в геологии, в физике, химии, стала распространяться и на социокультурную сферу.
Крупнейшими представителями эволюционизма являются британский ученый Э.Б. Тайлор (1832-1917) и американский исследователь Л. Г. Морган (1818-1881. В России идеи эволюционизма разделяли М.М. Ковалевский (1851-1916), Н.Н. Миклухо Маклай (1846-1888), Д.Н. Анучин и др.
Эволюционисты исходили из того, что человеческий род един и культура развивается закономерно и единообразно. Несмотря на все различия, в культурах различных этносов имеется много общего: каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда; люди объединяются в семьи для продолжения рода; они передают из поколения в поколение легенды, верования, обычаи, правила поведения, нравственные нормы, произведения искусства. Основными стадиями в развитии общества считаются дикость, варварство и цивилизация. Задачей науки, по мнению эволюционистов, является выявление законов и стадий развития общества и культуры. Наибольшим влиянием идеи эволюционизма пользовались в конце ХIХ – начале ХХ веков. В последующем они были подвергнуты критике, но в 50-е годы прошлого века они вновь возродились, чтобы получить новое развитие.
Диффузионизм.
В начале XX в. в противоположность эволюционизму, который занимался исследованием внутренних изменений в отдельных культурах, формируется концепция диффузионизма.
Диффузия - это распространение культуры из одного центра в другой. Такой подход позволил обратиться к изучению взаимодействия между культурами, раскрыть механизм освоения достижений других народов, дающий возможность обществу не проходить все стадии социокультурного развития. Основными средствами распространения чужой культуры диффузионизм признавал войны и завоевания, колонизацию, торговлю и миграции, добровольное подражание, взаимное признание и т.д. В рамках диффузионизма разрабатывался подход, согласно которому распространение культуры происходило из одного центра "колыбели цивилизации", на роль которой обычно выдвигались Шумер, Древний Египет, Китай. Представители диффузионизма - Д. Смит, В. Перри, В. Риверс.
В настоящее время существуют свидетельства того, что такие культурные явления, как технологии жизнеобеспечения, символические системы, социальная организация возникают независимо друг от друга в пространстве и времени. А такие культурные явления, как тип землепользования, познавательные, религиозные, эстетические формы чаще всего возникают в результате заимствований, чем самостоятельного развития, независимого изобретения. Например, буддизм возникает в 6 в. до н. э. в Индии, в 1 в. н. э. эта религия приходит в Китай, в 6 в. н. э. - в Японию. В этих странах буддизм стал одной из главных религий, оказал огромное влияние на развитие художественной культуры. Все традиционные японские искусства (икебана, чайная церемония, сад камней и др.) своими истоками связаны с дзен - буддизмом. Эта религия, которая во многом определила характер китайской и японской культуры, возникла не в результате самостоятельного развития этих стран, а путем заимствования.Этот пример показывает, что заимствования, исторические контакты играют важную роль в развитии культуры. Поэтому концепция диффузионизма имеет рациональное зерно. Другое дело, что нельзя рассматривать диффузию как единственный и основной механизм развития культуры.
Структурализм и функционализм. Он охватывает 1930 – 1950-е гг. Данный этап связан с применением к изучению культуры принципов структурно-функционального анализа, суть которого заключается в системном, функциональном и структурном подходах к исследованию явлений культуры. В рамках данного подхода общество и культура рассматриваются как социальные системы, как целостные образования, состоящие из взаимосвязанных элементов. Каждый элемент культуры рассматривается как системная единица, выполняющая определенную функцию по отношению к общей системе. Кроме того, большое внимание уделяется структуре культуры и выявлению зависимостей между ее элементами. Старые подходы, в частности эволюционистский, были подвергнуты критике и отброшены. Центральное место в рамках данного этапа занимают функционализм Б. Малиновского и структурный функционализм А. Р. Рэдклифф-Брауна.
В учениях этих антропологов были разработаны понятия социальной системы, социальной структуры, социального института и др. Культура рассматривалась как инструментальный аппарат, способствующий удовлетворению потребностей человека. В состав культуры включались такие социальные институты, как семья, клан, локальное сообщество, образование, социальный контроль, экономика, система знаний, верований и морали (Б.Малиновский). В настоящее время структурно-функциональный анализ подвергается критике, однако в российской науке он широко используется как методология проведения исследований в философии, социологии, культурологии и других дисциплинах.
В начале XX века расширяется взаимодействие западных обществ с культурами различных стран и народов. Представители англо - американской школы накопили большой этнографический материал, описывающий обычаи, нравы, образ жизни т.н. примитивных народов: индейцев Северной и Южной Америки, австралийских аборигенов, африканских племен. Позднее были проведены исследования малых народов Индии, стран Юго - Восточной Азии.
Любой исторически существующий способ человеческой жизнедеятельности должен быть признан культурным, независимо от времени и места своего возникновения. С этой точки зрения образ жизни африканских, австралийских, азиатских или африканских племен и народностей не менее культурен, чем образ жизни современного жителя Европы. В рамках этого направления происходит отказ от принципов историзма и эволюционизма, провозглашается культурный релятивизм, согласно которому культуры бывают не лучшими и худшими, а только разными. Считается, что нет единой для всего человечества культуры, последовательно развивающейся от одного исторического этапа к другому, а есть лишь совокупность равноценных, хотя и отличающихся друг от друга культур. Культура понималась как единый саморегулирующийся организм, как способы регуляции и координации взаимоотношений индивидов между собой и с окружающей средой. Культура рассматривалась как важное средство адаптации, приспособления к окружающей среде. Задача культуролога состоит в описании, классификации и типологизации многообразных форм культурной жизни различных народов. В качестве метода изучения отдельных локальных культур западными культурантропологами был выдвинут принцип функционализма.
Функционализм - это принцип, согласно которому культура должна изучаться как самостоятельная, целостная система, включающая определенный набор элементов, находящихся между собой во взаимозависимости и выполняющих определенные функции. Б. Малиновский исходным предметом своего исследования сделал не культуру, а человеческие потребности. Он различал первичные биологические потребности - в пище, в продолжении человеческого рода, в жизненных удобствах и вторичные надбиологические потребности - в познании, общении, творчестве. Каждая из потребностей порождает соответствующие культурное образование, своеобразный культурный институт. Например, интегративные потребности (потребность в другом человеке, в социокультурном сообществе) обуславливают возникновение таких явлений культуры, как язык, религия, государство, потребности в удобстве - архитектуру и т.д. Таким образом, каждый элемент культуры выполняет определенную функцию, а культура в целом выступает в виде системы институтов. Различия между культурами порождены различиями в способах удовлетворения потребностей.
Малиновский считал, что в культуре не может быть ничего лишнего и случайного. Даже на первый взгляд бессмысленные явления и предметы материальной и духовной культуры имеют свой смысл, свою определенную функцию. С цивилизованной точки зрения подлежат осуждению и устранению различные предрассудки, отжившие нормы, ритуалы колдовства, преследование ведьм, ношение паранджи, кастовые ограничения.
8. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
8.1.На примере исторического понимания феномена культуры показать действие принципов (один по выбору)
Соотнесите авторов с их произведениями:
а) Ж.Ж. Руссо. 1) «Россия и Европа»
б) Ф. Ницше; 2) «Постижение истории»
в) Н.Я. Данилевский; 3) «Эмиль, или о воспитании»
г) О. Шпенглер; 4) «Закат Европы»
д) А. Тойнби; 5) «Антихристианин»
е) К. Ясперс. 6) «Истоки истории и ее цель»
7) «Так говорил Заратустра».
9. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение тестового контроля и творческого задания).
1. Как называется область знания, отвечающая за формирование системы принципов, методологий, методов познания?
а) прикладная культурология
б) теоретическая культурология;
в) философия культуры;
г) психология культуры.
2. Теоретическая и прикладная культурология имеют разные цели. Соотнесите цели со своими областями:
а) теоретический; 1) категориальный аппарат; 2) управление и охрана культуры;
б) прикладной; 3) культура на историческом уровне; 4) прогнозирование культуры;
5) трансляция культурного опыта, 6) функционирование явлений в обществе
3. У истоков формирования теоретической культурологии стояли Дж. Вико, Вольтер, Гумбольд, Гегель, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Гердер. Укажите, кто не соответствует действительности?
4. Соотнесите авторов с их произведениями:
а) Ж.Ж. Руссо. 1) «Россия и Европа»
б) Ф. Ницше; 2) «Постижение истории»
в) Н.Я. Данилевский; 3) «Эмиль, или о воспитании»
г) О. Шпенглер; 4) «Закат Европы»
д) А. Тойнби; 5) «Антихристианин»
е) К. Ясперс. 6) «Истоки истории и ее цель»
7) «Так говорил Заратустра».
5. Из перечисленных авторов выберите только тех, кто придерживался пессимистической точки зрения: К. Ясперс, Ж.Ж. Руссо, А. Тойнби, Гумбольд, О. Шпенглер, Ф. Ницше, И. Кант.
6. Какая школа впервые в отношении развития культуры применил биологизаторский принцип развития?
а) «всемирщики»,
б) «общественно-историческая»,
в) «локальщики».
7. Ф Ницше рассматривал стадии развития человеческого духа с разными социальными группами. Определите, какой социальной группе соответствует дух?
а) дух как верблюд; 1) крестьяне; 2) ремесленники;3) мещане;4) интеллигенция;
б) дух как лев; 5) сверхчеловек; 6) ученные; 7) духовенство.
в) дух как ребенок.
8. В «осевое время» человек впервые осознает свою жизнь как «бытие к смерти». Способом осознать и преодолеть трагизм становится новая культура. Три ее сферы осуществляют прорыв к трансцендентальному. Какие это сферы?
а) искусство;
б) технология;
в) наука;
г) философия;
д) религия;
е) социально-экономическая.
9. «Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом нате Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя беспечность самого человека». Какому автору принадлежит данное утверждение?
а) Ф. Ницше;
б) К. Ясперсу;
в) Н.Я. Бердяеву;
г) А. Тойнби.
10. Кому принадлежит утверждение, что цивилизация это неизбежная фаза гибели культуры?
а) Н. Я. Данилевскому;
б) О. Шпенглеру;
в) К. Ясперсу;
г) И. Гердеру.
10.Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
Заполните таблицу, подбирая соответствующие приведенным в левом столбце понятиям имена из следующего списка: П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, К. Ясперс, Э. Кассирер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Й. Хейзинга.
Культурные сверхсистемы |
|
«Осевое время» |
|
Цивилизация как смерть культуры |
|
Культурно – исторические типы |
|
«Вызов» и «ответ» |
|
«Дионисийское» и «аполлонийское» начала |
|
Символические формы культуры |
|
Игра как культурно-историческая универсалия |
|
Кто является автором обозначенных ниже произведений. Определите соответствие, пользуясь справочной литературой
Название произведения |
Предполагаемый автор |
«Закат Европы» |
Эсхил |
«Россия и Европа» |
Бердяев |
«Постижение истории» |
Вергилий |
«Антигона» |
Софокл |
«Смысл и назначение истории» |
Тойнби |
«Медея» |
Гомер |
«Золотая ветвь» |
Ясперс |
«Рождение трагедии из духа музыки» |
Данилевский |
«Судьба России» |
Шпенглер |
«Орестея» |
Фрезер |
«Илиада» |
Ницше |