Файл: 1. Народы и древнейшие государства на территории России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1649 г. был принят новый свод законов – СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ, действующее до 1832 г. Его основные постановления:

Установление смертной казни за критику царя и церкви (в титуле царя появилось слово «самодержец»);

ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА: крестьянские переходы запрещались, а сыск беглых крестьян становился бессрочным;

«Белые» ремесленники исчезали, и также, как «черные», должны были нести «тягло» на государство. Горожане не могли покидать свои города.

XVII век современники прозвали «бунташным», потому что в этот период происходили крупные социальные движения:

1648 г. – Соляной бунт. Он произошел в Москве и ряде городов из-за повышения цен на соль, хлеб и др. продукты. Горожане громили боярские и купеческие дворы, убили несколько бояр. Бунт был подавлен силой, но цены пришлось снизить.

1662 г. – Медный бунт. Произошел в Москве из-за обесценивания медных денег, которые начали чеканить вместо серебряных (серебро для чеканки монет было дорогим и закупалось за границей). Серебряные монеты у населения стали редки, а правительство собирало налог именно серебряными монетами. Тысячи москвичей пришли к царю в его летнюю резиденцию – село Коломенское под Москвой. Царь попытался успокоить толпу, но подошли стрелецкие полки, и бунт был подавлен. Чеканка медных денег прекратилась.

1670-1671 гг. – восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Ему предшествовал удачный поход казаков «за зипунами», то есть за добычей (зипун – верхняя одежда) в Персию (1667-1668).

В 1670 г. Разин начал поход вверх по Волге, рассылая населению «прелестные письма» с призывами истреблять всех богатых и имеющих власть людей. В его войске были крепостные крестьяне, казаки, горожане.

Разинцы захватили Астрахань, Царицын (современный Волгоград), Саратов и Самару. Но их двадцатитысячная армия была разбита под Симбирском. Разина вывезли на Дон, но там его выдали правительству зажиточные казаки. Его привезли в Москву и казнили. Позже казаков принудили к принесению присяги на верность царю.

50-60-е гг. XVII века – раскол русской церкви. Произошел в обществе и среди духовенства из-за церковных реформ патриарха Никона. Властный и самолюбивый патриарх, гордый дружбой с царем, решил провести реформы церковной обрядности – как следует креститься, класть поклоны и т.д. За основу реформ были взяты греческие (византийские) образцы. Тех, кто не принял реформ Никона, стали называть раскольниками
, старообрядцами, староверами. Они бежали в Сибирь, на Урал, на север страны, где основывали свои поселения – скиты. Возглавлял раскольников протопоп Аввакум, который позже был сожжен по приказу царя. После этого старообрядцы стали подвергать себя «огненному крещению», то есть самосожжению.

В 1668-1676 гг. произошло Соловецкое восстание – монахи этого крупнейшего в стране монастыря, также не признавшие реформ Никона, 8 лет отражали штурмы царской армии.

Судьба самого Никона не была счастливой. Он, присвоивший титул «великого государя», утверждал, что власть церкви выше царской. Милость Алексея Михайловича была потеряна, и в 1666 г. на церковном соборе Никон был лишен патриаршества и сослан в отдаленный монастырь.

Внешняя политика.

1648-1654 гг. – борьба Украины и Белоруссии против ига Польши:

В состав Речи Посполитой входили Белоруссия и большая часть Украины. Их население поляки угнетали, не считая за людей. Недовольные бежали за днепровские пороги и строили там «засеки» – оборонительные линии из поваленных деревьев. Так в 40-50-е гг. XVII века образовалась казачья республика – Запорожская Сечь. Ее глава назывался гетманом. Польша стала привлекать этих казаков к себе на службу за жалованье.

1648 г. - гетман Богдан Хмельницкий начал борьбу против Польши. Россия из-за Соляного бунта отказала в помощи, и он обратился к крымскому хану Менгли-Гирею.

1649 г. – Зборовский мир. Войско Хмельницкого разбило польскую армию, несмотря на измену крымского хана. Речь Посполитая передала в управление гетману три украинских воеводства (Киевское, Черниговское, Брацлавское) и позволило иметь армию в 40 000 человек.

1651 г. – Белоцерковский мир. На этот раз войско Хмельницкого было разбито поляками. Его союзник - крымский хан опять не пришел ему на помощь. Под властью гетмана теперь оставалось только Киевское воеводство и армия в 20 000 человек. Начались массовые народные восстания украинского народа. Богдан Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Украину в свой состав.

1653 г. – последний Земский собор решил принять Украину в состав России.

8 января 1654 г. – на Украине состоялась Переяславская Рада (совет), где российский посол боярин Бутурлин объявил решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией. (В России Украину называли Малороссией.)

1654-1667 гг. – война России с Польшей, не желавшей отдавать Украину. Закончилась подписанием АНДРАУСОВСКОГО ПЕРЕМИРИЯ в 1667 году. К России отходили Смоленские земли, левобережная Украина (на левом берегу Днепра), и Киев на правом берегу. От Белоруссии Россия отказывалась.



1656-1658 гг. – война России со Швецией. Россия пыталась отвоевать у нее выход к Балтийскому морю, но не смогла. По КАРДИССКОМУ МИРУ 1661 г. Россия вернула Швеции все города, которые захватила у нее во время войны.

Царствование Федора Алексеевича (1676-1682).

Внутренняя политика.

Фактически страной правили бояре Милославские, родственники юного болезненного царя (начал править в 14 лет, умер в 20 лет).

1679 г. – введение подворного налога: налог собирался с каждой семьи (двора);

1682 г. – отмена местничества: теперь обращали внимание не на знатность человека, а, прежде всего на его личные достоинства и способности;

60-80-е гг. XVII века – начали создаваться полки «нового строя» – со ста крестьянских дворов брали на пожизненную службу одного человека. Формировались солдатские полки (пехота), рейтарские (конница), драгунские (смешанные).

Внешняя политика.

1677-1681 г. – война России с Турцией и Крымом. Они хотели отвоевать у Польши правобережную Украину. За нее вступилась Россия и выиграла войну. В 1681 г. был заключен Бахчисарайский мир – Турция признала воссоединение Украины с Россией.
16. Влияние европейского Просвещения на развитие русской культуры 18 века.
 Идеи Просвещения оказали огромное влияние на развитие духовной культуры всех стран. Весь XVIII век прошел под знаменем идей Просвещения.

Движение Просвещения получило свое начало в Англии. Именно здесь после буржуазной революции середины XVII в. зародились наиболее характерные идеи для всего века Просвещения. Они обусловливались национальными особенностями Англии. Своеобразие и уникальность его в Англии состояла в том, что просветительская идеология полнокровно развивалась здесь, образовав целостное и емкое движение интеллектуальной жизни раньше, чем в других странах, впервые в истории.
Идейными истоками английского Просвещения являются Возрождение, научно-техническая и социальная революции XVII в.

Французское Просвещение было чрезвычайно емким, насыщенным и весьма неоднородным. По своему содержанию оно включало множество своеобразных мыслей и теорий разноплановой, нередко противоположной ориентации.

Немецкое Просвещение - сложное и противоречивое явление. Политическая раздробленность страны наложила отпечаток на просветительское движение. Зачастую многое в его судьбе зависело от тех пределов свободомыслия, которое иной государь считал допустимым в своих владениях. Другой особенностью являлось то, что духовная жизнь общества определялась религией - либо протестантской на севере, либо католической на юге.


Европейское Просвещение оказало большое влияние па Россию, которая всеми сторонами своей жизни, духовным миром обратилась к нему. Просветительная идеология в это время, в эпоху Екатерины II, пользуется необычайной популярностью в высших кругах российского общества. Она становится модой, равно как и сочинения французских просветителей, в огромном количестве ввозившиеся в Россию. Французский язык является едва ли не официальным в России, а французские гувернеры, французские повара, французские парикмахеры - не исключение, а правило во времена Екатерины II, которая была кровно заинтересована в возникновении и распространении в Европе легенды о ней, как о "просвещенном" монархе, философе на троне.

Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, переводческой деятельности, публицистике и переписке, как частного, так и делового характера. Особое значение имел живой обмен между учеными и художниками разных стран. Немаловажную роль играл обмен художественными произведениями, коллекционирование, который очень успешно шел особенно с Германией. Однако Великая французская революция кардинально изменила отношение Екатерины II к французскому Просвещению, которое она теперь боялась, как огня.

Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

XVIII в. время господства просветительской идеологии. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.


Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде Других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.
21. Русская культура первой половины 19 века.
Особенности развития русской культуры в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. была временем мощного культурного подъема Развитие русской культуры этого периода определялось рядом факторов:

1) сближение России с Европой;

2) подъем национального самосознания, связанный с событиями 1812 года;

3) возникновение оппозиционных и революционных течений в русском обществе (декабризм).

Первая четверть XIX в. — это, с одной стороны, время политического протеста (декабристы) и, с другой, — время бурных религиозных и фило­софских исканий (тайные кружки, масонские общества).

Вторая четверть XIX в. — время осознания места России в мировом разви­тии, оформление различных идейных течений: либерального, славянофильства и западничества, социалистического (революционно — демократического).

Просвещение и система образования.

Просвещение являлось чрезвычайно важным направлением государст­венной политики. Его развитие определялось потребностями государства (создание министерств требовало квалифицированных чиновничьих кадров с университетским образованием).

Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены прин­ципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, пре­емственность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре сту­пени учебных заведений: